Найти в Дзене

Творение титана: Восьмая симфония Антона Брукнера

Оглавление

Двухсотлетию со дня рождения австрийского гения Петербургская филармония посвящает абонементный цикл концертов «Антон Брукнер. Великий австрийский романтик». В центре следующего концерта (25 апреля 2025 года, Большой зал) – Восьмая симфония. Композитор Вольф в своей рецензии назвал её «творением титана, превосходящим по своим духовным масштабам и величию все другие симфонии Брукнера».

Если вы пока не знакомы с этой музыкой – подготовили для вас 5 интересных фактов! Пока читаете их, предлагаем начать слушать первую часть, чтобы глубже проникнуть в суть музыки.

1. Единственная симфония композитора, опубликованная до премьеры

Большую часть жизни Брукнер был неизвестен, а его творчество плохо признавалась современниками. Однако во время написания Восьмой симфонии он находился на волне славы после удачной премьеры Седьмой, часто звучала его музыка, поэтому партитура Восьмой появилась и была издана ещё до репетиций и подготовки премьеры.

2. Симфония существует в четырёх редакциях

Вторая из них написана под влиянием комментариев друзей (так часто бывало в жизни Брукнера – друзья желали успеха его сочинениям и советовали, как можно адаптировать музыку к стандартам общественного вкуса, искажая тем самым первоначальный замысел); третья – собственно та редакция, которая была издана и впервые исполнена в 1892 году; последняя – редакция Роберта Хааса, в которой он восстановил некоторые такты по пометам Брукнера.

-2

3. Официальной программности нет, но есть много вариантов

Современники называли Восьмую симфонию «трагической», ассоциировали с образом Прометея или Фауста. Сам композитор говорил об образе простодушного немецкого крестьянина во II части и трагедии неудачной любви в III. Но что услышите вы?

4. Основа симфонии: борьба с роком.

Пафос, героика, противостояние могущества и спокойствия – основа драматургии Восьмой симфонии. Сталкиваются темы рока, судьбы с возвышенной хоральной сферой умиротворения.

Вторая часть Восьмой симфонии
Вторая часть Восьмой симфонии

5. В первой части – 3 музыкальные темы, задающие тон всей симфонии.

Картина столкновения человека с силами, которые выше него. Главная тема, первая – голос судьбы, возникает у низких струнных. Вторая тема, побочная, очаровывает своей пластичностью и нежностью; она появляется у скрипок. Третья тема, заключительная, формируется в перекличке валторн и деревянных духовых; каждый инструмент подаёт свой голос. Как взаимодействуют эти темы, к чему приводят – узнаете на концерте.


До встречи в Большом зале филармонии 25 апреля!