Смотрела я раньше новости и думала:
«Зачем всем этим товарищам из телевизора странный кусок ткани на шее»?
Для меня галстук долгое время был действительно бесполезной вещицей, не имеющей никакого практического значения.
А для него, между прочим, уже успели придумать всякие зажимы, булавки и цепочки, что тоже не может не удивлять - получается, и эти элементы бесполезны что ли?
Так он и оставался для меня самым бесхозным элементом гардероба, пока не ознакомилась со всеми историями, в которые этому элементу гардероба суждено было «влипнуть». Оказывается, в одни времена эта деталь за километр могла намекнуть окружающим на статус и профессию ее владельца, а в другие - даже обозначить его политические взгляды. Какие это были профессии? Каковы были функции галстука в разные времена? По каким элементам этого шейного аксессуара вычисляли взгляды человека?
Об этом и не только - сегодня в статье.
С чего все началось
Интересно, что первые галстуки, судя по сохранившимся сведениям и артефактам, на сегодняшних своих «потомков» совсем не похожи. К примеру, у древних египтян таковым являлся отрез материала, наброшенный на плечи. Поговаривают, ношение подобного говорило об определенном статусе владельца.
А на статуях воинов «Терракотовой армии» эти вещицы больше походят на шейные платки. Поясню:
Был такой китайский император Цинь Шихуанди. Он жил и правил в III веке до н.э. Много чем запомнился во время своего правления (об этом как-нибудь в другой раз), однако большинство людей знает его по непревзойденной манере напомнить о себе после ухода.
Дело в том, что еще при жизни Цинь Шихуанди потребовал сотворить тысячи и тысячи глиняных статуй воинов, чтобы те «охраняли» его после отхода к праотцам в его мавзолее. Волю императора исполнили. А в 1974 году эту армию нашли - в ней порядка восьми с лишним тысяч солдат. Название «терракотовая» было дано этому ансамблю, вероятно, из-за цвета скульптур. Для справки: объект расположен в городе Сиань.
Казалось бы, зачем этим товарищам шейные платки? Ученые задавали себе тот же вопрос - они не нашли подобного предмета на шеях других китайских статуй того же исторического периода. В общем, исследователи пришли к мнению, что аксессуар был отличительной особенностью именно тех солдат, что принадлежали к императорской армии.
Если бы археологи не добрались до этой «охраны» вокруг мавзолея, то колонна Траяна, что принадлежит ко II веку до н.э., так бы и осталась самым древним сохранившимся артефактом. Это сооружение расположено в Риме. На шеях местных легионеров, высеченных в мраморе, виднеются завязанные узлом платки.
Считается, что этот аксессуар имел несколько функций. Он был символом доблести и чести, спасал плечи и шеи солдат от натирания (доспехи и оружие, знаете ли, - это не пушиночки) и защищал от холода.
Поговаривают, что среди древних римлян такие платки носили не только легионеры. Эти элегантные кусочки ткани спасали ораторов перед выступлением - благодаря им они согревали связки.
Как хорватские офицеры подарили Европе моду на галстук?
Во времена Средневековья Европа воевала много и часто. Постоянно нужна была живая сила. В качестве таковой частенько использовали хорватских мужчин. А их можно было распознать за километр.
Почему?
Дело в том, что в XVII веке у этих солдат на шее красовались платки. Те были частью боевого облачения, а не просто забавным аксессуаром. Узел, что они делали на платке, был схож с галстучным.
Хорваты преследовали, надо сказать, в основном практические цели. При помощи своих шейных платков они чистили оружие, ими же они убирали пот.
Довелось этим офицерам служить во Франции (речь о 30-х годах XVII века, как раз тогда в разгаре была Тридцатилетняя кампания (1618 - 1648гг.). Местные быстро заметили на шеях хорватов яркие аксессуары. Тогда как раз у французов были распространены проблемные в уходе кружевные воротники.
Последние сменились на шейные платки с легкой подачи Людовика XIV (я недавно уже рассказывала про то, как он заставил всю Европу носить парик - оставлю ссылку в конце текста).
Тот пригласил хорватских офицеров ко двору, заметил их повязки на шее и решил повязать себе такую же. И вуаля! Вся Европа тоже последовала его примеру.
В те времена такая повязка на шее стала означать принадлежность к высшему обществу.
Далее появляются разнообразные варианты изделий - их шьют из кружева, батиста и муслина. Европейцы трудятся над тем, чтобы придумать максимальное количество способов, как завязать этот кусочек ткани на шее. Так в образах аристократии возникает новый элемент - бант, прародитель современного галстука-«бабочки».
А при дворе французского короля появилась отдельная должность - «галстучник». Этот (специально обученный) человек должен был ежедневно приносить корзину модных галстучков разных типажей и расцветок, а монарх выбирал подходящий. Кроме того, в его обязанности входило следить за тем, как сидит тот или иной шейный платок на короле и поправлен ли воротник.
Появление аксессуара, похожего на сегодняшний галстук
В XVIII веке возникает наименование «галстук». Так теперь называют платок на шею с длинными концами.
Кстати, в русский язык слово перекочевало из немецкого. В последнем есть словечко «Halstuch», состоящее из двух корней. «Hals» - это «шея», а «tuch» - платок. Иными словами, «шейный платок». А заимствование произошло в Петровскую эпоху (1682–1725 годы).
Кстати, Петр I привез к нам галстуки, но они не сразу пришлись по вкусу его окружению. Государь даже издал указ, как пользоваться новшеством.
Немного раскрою, что за указ: придворным нельзя было в него сморкаться и им утираться (ну, что ж, бывает).
Еще спустя век идентичным сегодняшнему становится не только название, но и внешний вид аксессуара. В моду как раз «врываются» рубашки с воротником и виновник сегодняшней статьи приходится тут как раз кстати.
Великая Французская революция (1789—1799 гг.) вносит свои коррективы в функционал шейного аксессуара. Теперь благодаря нему отделяют своих от чужих. Черный носят те, кто придерживается революционных взглядов. Белый же - те, кто на стороне монархистов.
В XIX веке аксессуар наконец-таки появляется в гардеробе у обычных рядовых граждан. Примерно тогда же выпускается несколько книг, которые не просто регламентируют, но скорее высмеивают способы его завязывания. Одна из таких - «The Neckclothitania», вышедшая в 1818 году.
В первой четверти XX века меняется система пошива галстука, что делает эту вещь более удобной и практичной (и конечно же более элегантной). А идея подобных изменений принадлежит компании Джесси Лангсдорфа, американского портного. Он предложил выкраивать аксессуар из трех частей и делать это по косой. Так вытесняются поперечные модели.
Что в остатке?
А что с галстуком сегодня, друзья? Теперь это не показатель статуса, профессии или взглядов. Однако это необходимая и незаменимая деталь для важных мероприятий, подчеркивающая их торжественность и значимость для самого владельца.
Существуют десятки (если не сотни) различных узлов для этого аксессуара. У многих из них даже есть свои названия. (Ладно, так и быть, сознаюсь: на практике я знаю только парочку.)
Кстати, я тут все о мужчинах да о мужчинах. Женщины тоже носят подобное, вот только намного реже - видела у моделей, певиц и деловых бизнесвумен. Однако у слабого пола тоже есть свои модели галстуков.
Дорогие, а как вы оцениваете этот строгий шейный аксессуар с богатой историей? - Поделитесь своим мнением в комментариях, я буду ждать.
Буду признательна за подписку на канал и лайк этой публикации. Так вы каждый день будете узнавать что-то новенькое о хитросплетениях моды, а у моего канала будет возможность развиваться. Спасибо!
Ваша Корсеточкина. С любовью и уважением к моде.
Рекомендую почитать: