Через полгода, на мировом автомобильном небосклоне произойдет закат одной из ярких звезд. Завершится четверть вековая история автомобиля Ford Focus. Уже принято окончательное решение о том, что данная модель уйдет из модельного ряда американского автопроизводителя.
Для россиян этот автомобиль останется в памяти как первооткрыватель класса «народных иномарок» в России. Модели первого и второго поколения были одними из самых удачных в новейшей истории российского автопрома и российского авторынка. Правда, затем третье поколение автомобиля не зашло отечественному автолюбителю, а четвертое поколение машины и вовсе не доехало до России.
На начало года в Российской Федерации было зарегистрировано 1 346 тыс. автомобилей с синим овалом на радиаторе. Это девятое место в марочном списке. При этом средний возраст автомобилей составляет 15,5 лет. При этом Ford Focus насчитывается 755 317 штук. Сегодня вторичном рынке подержанный Ford Focus занимает седьмое место в списке самых популярных автомобилей, переходящих из рук в руки. Так что «жив курилка».
Предшественником Focus был автомобиль Ford Escort. Такие автомобили завозили в 90-ые годы, когда наши границы были распахнуты для ввоза подержанных иномарок из стран Европы. Но мало кто знает о следующих событиях. Ford Focus рождался как всемирная модель. Именно такой подход начал доминировать в бизнес-планах ведущих мировых корпораций.
В начале 1998 года высшее руководство американского автопроизводителя принимает решение о нейминге. Сначала планировали сохранить название Escort, но затем, поскольку автомобиль был стилистически иным и базировался на концепции New Edge – нового дизайна и философского подхода, то ему дали имя Focus. И тут вспыхнул скандал. Дело в том, что в германском издательстве Burda выпускался журнал с таким же именем. Начались судебные тяжбы. И в конце концов этот спор был урегулирован и автомобиль сохранил свое имя.
Первое поколение Ford Focus выпускалось не долго до 2004 года. Уже через год он получил титул лучшего автомобиля Европы. Именно в тот период времени американский Ford одним из первых начал инвестировать в Россию. В далеком 2002 году во Всеволожске (Ленинградская область) был открыт сборочный завод. Заметьте, это произошло за пять лет до того момента, когда правительством страны были определены правила «промсборки-1». Предприятие стало первым автосборочным заводом в России, которое полностью принадлежало иностранному капиталу. То есть американцы сильно рисковали, заходя на российский рынок с этим инвестиционным проектом.
Напомним, что завод располагался в цехах всеволожского филиала предприятия «Русский дизель». И первой моделью, которая встала на конвейер был Ford Focus первого поколения.
Затем уже в 2004, его сменило второе поколение автомобиля. Именно оно стало самым успешным на российском рынке, а Ford Focus становился самой популярной новой иномаркой на российском рынке. Лишь однажды, в кризисном 2009 году на пьедестале, его всего на один год сместил Renault Logan.
Автомобиль стал лидером и в размерном классе С. Он был больше своего предшественника в габаритах. Интересный дизайн кузова с отличными аэродинамическими характеристиками и эргономичный и просторный салон.
Самый бюджетный оснащался двигателем 1,4 л, развивающим 80 л.с. Но в России большей популярностью пользовались автомобили, оснащенные мотором 1,6 л (100 л.с. и 115 л.с.), а также объемом 1,8 л и 125 л.с.
К тому времени, правительством РФ были приняты правила «промсборки-2», где автопроизводителю вменялось постройка моторного производства и оснащение не менее трети выпускаемых автомобилей моторами российского производства. Ford откликнулся тем, что построил уже в партнерстве с российской компанией Sollers производства двигателей в Елабуге мощностью 105 тыс.моторов в год, с возможностью увеличения до 200 тысяч.
С 2012 года началась история третьего поколения Focus. И здесь произошло неожиданное. На российский авторынок вышло много так называемых народных иномарок. И здесь мы должны отметить такой парадокс. Габариты третьего Focus не слишком превосходили этот класс машин, а вот ценник третьего «фокуса» был не слишком конкурентоспособен. В результате покупатели начали отворачиваться от американца, а продажи стремительно падать.
Шесть лет назад, в самом конце марта 2019 года, Ford принимает решение об уходе с российского рынка. Американцы закрыли завод во Всеволожске, Набережных Челнах, и моторное производство в Елабуге. Правда, на некоторое время оставляет выпуск фургонов Ford Transit. Эти перемены были связаны с реструктуризацией бизнеса в Европе. Только Российская Федерация входила в зону европейских интересов. Примечательно, что этот процесс на российском рынке оценивался в $400-500 млн, из которых $200 млн были предназначены на единовременные выплаты пособий сокращаемому персоналу этих предприятий.
Напомним, что на тот момент средняя зарплата на предприятиях Ford в России составляла 54 тыс.руб., а размер единовременного пособия был определен в 1 млн 296 тысяч рублей.
В свою очередь предприятия в странах Европы продолжали выпускать уже обновленную линейку моделей. Среди них четвертое поколение Ford Focus. Но до российского рынка он уже не доехал.
На европейском рынке позиции Ford Focus не такие уж печальные. В прошлом году было продано 85 118 «фокусов», это даже немногим больше, чем Opel Astra (80 831 шт.). В целом же марка располагается на 12 месте европейского топ-рейтинга, опережая такие марки как Opel (13 место), Citroen (15 место) и FIAT (18 место).
Примечательно, что младшую модель Ford Fiesta американцы сняли еще в 2023 году. Остались в линейке кроссоверы Ford Puma и Ford Kuga, а также минивэн Tourneo Connect. Так что пока любителям с синим овалом есть из чего выбрать.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz