Найти в Дзене

Во имя Победы: истории о подвигах людей в тылу. Часть 2

В преддверии юбилея Великой Победы продолжаем делиться воспоминаниями тех, кто своим ежедневным трудом, упорством и верой приближал этот долгожданный день. Это истории врачей, спасавших раненых, инженеров, создававших оружие победы, рабочих, трудившихся в тылу. Сегодня делимся историями хирурга Ивана Чебрикова, который провёл за годы войны около 8 000 операций, медсестры эвакогоспиталя Лидии Лисаввы, библиотекаря Екатерины Бурматовой, токаря железнодорожного депо Михаила Андрианова. С первыми историями проекта можно познакомиться по ссылке. В разгар Великой Отечественной войны в Сочи приезжает краснодарский хирург Иван Дмитриевич Чебриков. А вместе с ним — большой тяжёлый багаж, который привлекал внимание и, по воспоминаниям очевидцев, вызывал насмешливые взгляды: «Война идёт, а врач с барахлом приехал». Едва переступив порог госпиталя, хирург направился прямо в операционную. Оценив скромный арсенал, он попросил принести чемодан. В нём, словно в драгоценном ларце, лежали десятки скальп
Оглавление

В преддверии юбилея Великой Победы продолжаем делиться воспоминаниями тех, кто своим ежедневным трудом, упорством и верой приближал этот долгожданный день. Это истории врачей, спасавших раненых, инженеров, создававших оружие победы, рабочих, трудившихся в тылу.

Сегодня делимся историями хирурга Ивана Чебрикова, который провёл за годы войны около 8 000 операций, медсестры эвакогоспиталя Лидии Лисаввы, библиотекаря Екатерины Бурматовой, токаря железнодорожного депо Михаила Андрианова. С первыми историями проекта можно познакомиться по ссылке.

Хирург с сундуком спасения

В разгар Великой Отечественной войны в Сочи приезжает краснодарский хирург Иван Дмитриевич Чебриков. А вместе с ним — большой тяжёлый багаж, который привлекал внимание и, по воспоминаниям очевидцев, вызывал насмешливые взгляды: «Война идёт, а врач с барахлом приехал».

Едва переступив порог госпиталя, хирург направился прямо в операционную. Оценив скромный арсенал, он попросил принести чемодан. В нём, словно в драгоценном ларце, лежали десятки скальпелей, зажимов и других медицинских приспособлений — блестящие, аккуратно уложенные. Коллекция, которую он кропотливо собирал годами, теперь была как никогда кстати.

Всю войну Иван Дмитриевич оперировал в разных госпиталях Сочи, принимаясь за самые тяжёлые случаи и делясь опытом с коллегами. Однако передовой базой оставался госпиталь № 2124, где хирург работал со сложными проникающими ранениями грудной и брюшной полости.

За годы войны Иван Дмитриевич провёл около 8 тысяч операций. Скальпель хирурга, с помощью которого были спасены тысячи жизней, как бесценная реликвия, хранится в экспозиции школьного историко-краеведческого музея «Красная Поляна».

-2

Лидочка из госпиталя № 2124

Лидия Сергеевна Лисавва (Жданова) — медсестра эвакогоспиталя № 2124. Окончила медтехникум, но работать фельдшером не захотела — девушка боялась вида крови.

Все изменилось 22 июня 1941 года. Лидочка, как ласково назовут её солдаты, вступила в ряды сестёр милосердия. Страх не прошёл, но оставаться в стороне, когда Родине нужна помощь, она не смогла.

В условиях нехватки медикаментов, без воды и света медработники сутками не покидали операционные. В воспоминаниях Лидия Сергеевна писала: «Топили печи заборами и скамейками, и в печках кипятили инструменты. Вот в таких условиях приходилось работать».

Бойцы после выписки еще долго продолжали писать письма в госпиталь Лидочке. Одно запомнилось особенно: от солдата Александра Печкина с тяжёлым ранением руки. Он написал его той самой рукой, которую бережно вылечила медсестра.

-3

Младшая сестра «Катюши»

В сочинских мастерских ковалось оружие, да ещё какое — горная «Катюша». В августе 1942 года военный инженер Александр Фомич Алфёров предложил силами мастерской, которая развернулась на базе санатория «Кавказская Ривьера», изготовить переносную версию установки для снарядов М-8. Её можно было легко разобрать и собрать, а также установить на автомобиль, дрезину или другой вид транспорта.

Героями этой истории также стали сочинские рабочие: токари, машинисты, слесари и механики. Михаил Васильевич Андрианов, токарь сочинского железнодорожного депо, работал в одной из бригад по сборке новых «Катюш». Он вспоминал, что трудиться у станка приходилось в полной секретности по 16–18 часов, а условия были сложными: не хватало нужных инструментов и материалов.

Сборку установок развернули в двух цехах: первый дислоцировался в гараже санатория «Кавказская Ривьера», второй — на базе железнодорожных мастерских депо станции «Сочи», где работал Михаил Васильевич. «Мы не покидали цех сутками, но не жаловались на отсутствие отдыха. Спать ложились только во время воздушной тревоги, когда отключали свет», — писал он в своих воспоминаниях.

-4

Библиотеки брали шефство

В Сочи москвичка Екатерина Дмитриевна Бурматова переехала в 1907 году: супругу по болезни нужен был тёплый климат, а жизнь на Черноморском побережье была сравнительно недорогая.

В курортном городе она начала работать учительницей в трёхклассном училище для девочек, а затем заведующей библиотекой в клубе строителей «Профинтерн». В 1930 году создала литературный кружок, выросший влитературное объединение им. Николая Островского.

В годы войны Екатерина Дмитриевна оставалась в Сочи — работала в Пушкинской библиотеке, которая обслуживала призывные пункты, высылала передвижные библиотеки на фронт.

Библиотека также шефствовала над двумя госпиталями. В один из них, госпиталь им. Цюрупы, была направлена Екатерина Дмитриевна.

В госпитале она организовывала литературные вечера: библиотекари пересказывали произведения, узнавали, какие книги интересны солдатам, старались найти их, читали вслух для тяжелораненых бойцов.