Сегодня мы решили испробовать восхождение на верхнее плато Чатыр-Дага незнакомой дорогой — тропой Падиша-Сохах через перевал Корбек. Солнечным утром мы доехали до поворота на Лучистое, поднялись к Сталинской груше и, обойдя с севера Верхнюю Кутузовку пришли к Кутузовскому озеру и роще секвой. Дальше дорога через чудесный буковый лес привела нас на гору Казу-Кая.
На каменных склонах Казу-Кая тропинки потерялись — дорога ушла вниз, к поляне Саурган, а путь наверх как-то не очень читался. Хорошо, что навигация в тот день работала стабильно и помогла нам встать на тут же сделавшуюся очевидной тропу.
Медленно и аккуратно осваивали мы новый маршрут, понемногу поднимаясь над поляной Саурган. Восхищались мощью обрывов Эклизи-Буруна, нависавшего над нашими запрокинутыми головами.
Прошли через белоснежные, душистые заросли цветущего терновника и форсировали как по ступенечкам каменный гребень...
Скалились светлые каменные зубы, растущие на подъёме. И всё ближе были можжевеловые подушки, и снежник, тающий под лучами солнца и мочащий узкую каменистую тропу, делая её скользкой...
Над Эклизи-Буруном по синему небу бежали облака. Бежали-бежали — да и накрыли солнце, погрузили Чатыр-Даг в тень. А мы тем временем были уже в можжевельниках, и Лена поприветствовала снежник — приятно всё-таки повстречать снег среди жаркой весны! И, не удержавшись, совсем по-детски съела щепотку белоснежного, похрустывающего кристалликами снега!
А на краешке плато нас поджидал сюрприз. Сон-трава! Фиолетовые трогательные колокольчики, глядевшие ярко-жёлтыми глазками, в оправе серебристого меха! Не отцвела, дождалась нас!
И среди бушующего на плато ветра мы упали в траву — портретировать пушистые цветки, последние из оставшихся той весной, и оттого особенно милые сердцу!
А солнце меж тем скрылось безапелляционно, небеса поглотила облачность, и ветер делался всё холоднее. Мы отыскали тропку к Эклизи-Буруну, и настырно поднимались к вершине, а по обочинам сияли жёлтые островки примул, и качалась среди плотной зелени можжевельников сон-трава.
Было уже откровенно холодно. Мутный солнечный диск плавал в облачном мареве. И три огромных ворона дружным строем поднялись над крестом на вершине Эклизи-Буруна, и зависли в серых небесах, распластав чёрные крылья... Мы поднялись на вершину в непогоду!
Брызнувшие было в лицо капли дождя, к счастью, продолжения не получили. Но всё равно на вершине было холодно и серо. Заповедные горы внизу тонули в тени. И только вороны тут не грустили, пикируя в воздушных потоках, явно не без удовольствия!
Мы отыскали чуть менее ветреное местечко на склоне, с видом на плато и островки недотаявшего снега, и устроились на обед. И покрошили хлеба в траву — воронам, в качестве извинения за вторжение на их территорию. Ведь они так возмущённо кричали над нашими головами!
Огромная чёрная птица присела неподалёку, и мы имели удовольствие наблюдать её забавы и манипуляции с потоками ветра. Стоило ворону поджать лапы — и ветер подхватывал его, и держал над землёй. А потом ворон взмывал вверх, и кувыркался, и пикировал, только успевай вертеть головой! А когда мы поднялись и пошли по тропе — ворон тут же спикировал на оставленное нами угощение, принялся склёвывать хлеб, и с недоеденным куском в клюве радостно ускакал в сторону обрывов. Может, понёс кому-то угощение?
А мы спускались с вершины, подгоняемые ветром.
И стоило нам очутиться на дороге, как выглянуло солнце! Облака разлетелись, образуя на просиявшем синевой небе красивые узоры. И яйла засияла, расцветилась медовыми оттенками, и заповедных гор коснулся перламутровый свет...
Мы шли, наслаждаясь солнцем, и панорамами яйлы, и примулами, и каменными зубцами в рисунке света и тени...
В какой-то момент заметили, что не одиноки — какой силуэт двигался параллельно нашему курсу, но сверху, по скалам. Уважаем! Мы и представить не могли, что это возможно. Нет уж, мы за торную тропу, и вот уже подошли к туру-крепости у традиционного маршрута.
Каменная крепость светилась на фоне синих далей. И по пути вниз мы не уставали хвататься за фотоаппараты — так прекрасен был буковый лес внизу, тёпло-зелёные кроны, обрамлявшие вид на солнечную Алушту...
Кутузовское озеро сияло густой ультрамариновой синевой, темнели далёкие секвойи. Мир внизу был прекрасен!
На буковой полянке у границы леса мы устроили очередной привал. Сколько тут было снято чудесных кадров! Увы, многих буков не досчитались мы по прошествии лет! Древние великаны рассыпались, распались на части, и лежали грудами дряхлой древесины... Жаль! Но что поделаешь, ход времени не остановишь! Подрастают молодые деревья, и хочется верить, что их станут беречь, чтобы чудесный буковый лес продолжал радовать всех посещающих эти места!
Мы спускались огромным, высоченным лесом, где стволы высятся серебристыми колоннами, и не уставали восхищаться их красотой. Долгая дорога на Ангарский перевал, вверх-вниз, но тут есть чем полюбоваться в пути! В любое время года, в любую погоду этот лес — отдохновение души, и годы, на протяжении которых мы возвращались сюда, не умалили нашей любви и восторга.
А когда наконец на изрядно уставших от долгого спуска ногах мы вышли к Ангарскому перевалу — нам снова повезло. Почти сразу приехал троллейбус, чтобы отвезти нас в Алушту. Что ж, мы осуществили всё намеченное. Новый путь на Чатыр-Даг был освоен и оценен по достоинству!
17 апреля 2024 г.