Знаменитые на весь мир опальные музыканты, Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, выехав из СССР в 1974 году и лишившись советского гражданства в 1978 за подрывную деятельность, порочащую образ страны за рубежом, на протяжении 30-ти лет собирали дореволюционное искусство. Одной из основных причин гонений на родине стала открытая поддержка виолончелистом Александра Солженицына, которому он разрешил проживать на собственной даче, и в защиту которого писал письма Брежневу.
Собирали искусство в память о горячо любимой Родине и в противовес всему большевистскому. С огромной тоской и любовью покупали самое лучшее: фарфор и мебель, живопись и графику, финифть и древнерусскую эмаль, серебро и художественное стекло. Приняв решение осесть в Париже, Вишневская занялась обустройством жилища. Так она писала в своих мемуарах:
Когда придумывала интерьер, искала исключительно русские вещи: картины, мебель, люстры, ковры, посуду. Мы со Славой решили создать собственную маленькую Россию у себя дома — с этого началось и наше коллекционирование.
Несмотря на огромную профессиональную востребованность и плотный рабочий график, пара находила время на участие в аукционах и посещение галерей. А вот делать выбор им помогали доверенные лица и проверенные эксперты. Когда вдова Ростроповича решила продать часть своего собрания, Sotheby’s громогласно, но не безосновательно, заявили о том, что это лучшее европейское собрание русского искусства.
Гениальная коллекция
И все-таки, что собирали музыканты? Галина Вишневская питала слабость к фарфору и создала коллекцию произведений Императорского фарфорового завода, отражающую все стили и модные влияния, возникавшие на протяжении почти двух столетий. У нее были все знаковые вещи — предметы из «Орденских» сервизов и «военные» тарелки, огромные дворцовые вазы и миниатюрная фарфоровая пластика. Именно там, где требовалось для формирования полной картины, к фарфору ИФЗ были добавлены изделия лучших частных производителей.
Ростропович больше увлекался живописью, в его коллекции были исключительные работы Василия Тропинина, Карла Брюллова, Владимира Боровиковского, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Исаака Левитана, Валентина Серова. В круг его интереса попадали и предметы музыкального обихода, он покупал вещи, принадлежавшие Шаляпину, музыкальные инструменты. Он был прекрасным знатоком русского искусства, поэтому в его собрании совершенно точно не было проходных вещей. Одним из принципов построения семейной коллекции было сопротивление большевизму.
В 2007 году маэстро не стало, Галина Вишневская (на тот момент ей было уже за 80), честно признала, что самостоятельно не потянет содержание коллекции, и в Лондоне выставила ее на продажу. Ажиотаж был существенный. Еще бы! 450 произведений, среди которых были безусловные шедевры: огромное панно Николая Рериха «Сокровище ангелов» (эстимейт $1,6-2,4 млн.), написанное по заказу княгини Тенишевой для родовой усыпальницы в Талашкине, «Лики России» Бориса Григорьева (оценены в $2,4-3 млн), которые художник возил с собой на все выставки и горячо любил, «Портрет Авроры Демидовой» кисти Карла Брюллова (эстимейт $1,6-2,4 млн.), подобной работы в России не было. Эту вещь Третьяковка безуспешно пыталась купить в предыдущую распродажу, но тогда именно Вишневская перекупила ее. А еще «Портрет Прасковьи Бестужевой» Владимира Боровиковского (эстимейт $815 тыс.– $1,2 млн.), которому посвятил статью знаменитый коллекционер Илья Зильберштейн. По общей оценке представленная к торгам коллекция стоила от $40 млн., а, скорее всего, существенно выше, т.к. на все предметы уже имелись покупатели.
Продали без торга
До торгов, однако, дело так и не дошло. По личной просьбе правительства бизнесмен и миллиардер Алишер Усманов накануне аукциона, 17 сентября 2007 года, выкупил все лоты в формате private sale. Цену сделки не разглашали, но позже стало известно, что коллекция ушла к нему в руки за $72 млн. А уже 1 октября на пресс-конференции Усманов заявил, что все предметы будут переданы государству и разместятся в одном из дворцов Санкт-Петербурга. Многие тогда говорили, что Вишневская заключила не выгодную сделку, и аукционные продажи принесли бы больше. Также перешептывались и о том, что Усманов, мол, откровенно выслуживается перед властью. Но бывшая владелица сокровищ была рада тому, что целостность коллекции не пострадала, и она смогла обрести дом на Родине.
Сегодня посетители Константиновского дворца, художественное собрание которого было утрачено после революционных событий 1917 года, имеют возможность увидеть «Коллекцию Константиновского дворца. Дар. А. Усманова» – собрание произведений русского искусства М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневской. Усманов же от получения ему государственной награды за передачу коллекции государству отказался.
В 2018 году имя музыкантов снова зазвучало на русских торгах Sotheby's. Тогда наследницы решили расстаться со второй частью коллекции родителей: более 300 предметов мебели, ювелирных изделий, произведений искусства, книги, а также музыкальные инструменты, на которых играл Ростропович и другие известные исполнители (Анри Дютийё, Витольд Лютославский, Артур Рубинштейн, Альфред Шнитке). Аукцион прошел в регулярном формате.