Найти в Дзене

Хатынь и Курган Славы – места боли и места памяти белорусского народа (Белоруссия. Июль – август 2023 года. День 4. Часть 1)

Хатынь – место, которое в Белоруссии должен посетить каждый. Маленькая деревенька, подчистую уничтоженная нацистскими карателями в 1943 году, стала символом геноцида советского народа. В современной Белоруссии это одновременно и символ геноцида белорусского народа – населения Белорусской ССР, которая была целиком оккупирована во время Великой Отечественной войны. Сегодня Хатынь – это мемориальный комплекс, где хочется разобрать все детали архитектурно-художественного замысла, весь заложенный здесь символизм, проникнуться деталями той истории. Попробуем это сделать. Добраться до Хатыни из столицы на общественном транспорте затруднительно. Комплекс находится в стороне от автотрассы из Минска на Витебск, поэтому лучше воспользоваться либо собственным автомобилем, либо такси, если едете большой компанией и вам позволяет бюджет (расстояние из Минска больше 50 км, около часа). Либо, как это сделал я, можно купить экскурсионный билет на автобус с выездом из Минска. Минусом групповой экскурсии
Оглавление

Хатынь – место, которое в Белоруссии должен посетить каждый. Маленькая деревенька, подчистую уничтоженная нацистскими карателями в 1943 году, стала символом геноцида советского народа. В современной Белоруссии это одновременно и символ геноцида белорусского народа – населения Белорусской ССР, которая была целиком оккупирована во время Великой Отечественной войны. Сегодня Хатынь – это мемориальный комплекс, где хочется разобрать все детали архитектурно-художественного замысла, весь заложенный здесь символизм, проникнуться деталями той истории. Попробуем это сделать.

Путь к центру мемориального комплекса

-2

Добраться до Хатыни из столицы на общественном транспорте затруднительно. Комплекс находится в стороне от автотрассы из Минска на Витебск, поэтому лучше воспользоваться либо собственным автомобилем, либо такси, если едете большой компанией и вам позволяет бюджет (расстояние из Минска больше 50 км, около часа). Либо, как это сделал я, можно купить экскурсионный билет на автобус с выездом из Минска. Минусом групповой экскурсии является, пожалуй, ограниченное время, которое не позволило посмотреть открытую весной этого года музейную экспозицию, а вы знаете, как я люблю музеи. Возможно, вскоре экскурсии подстроятся под открытый музей и будут давать время не только на групповую и самостоятельную прогулку по территории комплекса, но и на посещение экспозиции.

На фото – посетитель Хатыни на площадке парковки смотрит на план комплекса. Сразу же можно оценить масштаб архитектурного проекта. Здесь же, у парковки, находятся административное здание, где сидят экскурсоводы, и упомянутый мной новый музей, до этого года музея тут не было вообще. Сам же мемориальный комплекс под открытым небом можно посетить бесплатно, если не берёте экскурсию.

-3

Первый объект на нашем пути – мемориальный знак, который я бы назвал входным. Он даёт наиболее общую информацию о значении истории Хатыни:

22 марта 1943 года фашисты уничтожили деревню Хатынь с её жителями. В Белоруссии оккупанты превратили в руины 209 городов и городских посёлков, 9200 сёл и деревень. От рук захватчиков пало 2 230 000 советских граждан. Это никогда не будет забыто.

В 1965 году министр культуры Белорусской ССР Михаил Минкович обратился к первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову с комплексом предложений по увековечиванию памяти жертв Великой Отечественной войны, среди которых был и такой небольшой пункт: «на месте бывшей деревни Хатынь Логойского района, полностью сожжённой фашистами вместе со всем населением и не возрождённой, создать музей-заповедник с комплексом соответствующих сооружений».

Стоит отметить, что Машеров, возглавлявший Белоруссию с 1965 по 1980 годы, был во время войны партизаном, как и его предшественник Кирилл Мазуров, руководившей БССР с 1956-го. Не только они, но и другие бывшие военные, партизаны и подпольщики в партийно-государственной элите БССР долгие годы определяли специфическое «партизанское лобби» в белорусской идеологической политике, результатом которой в том числе стало и создание мемориального комплекса в Хатыни.

Поначалу нам может показаться, что ничего особенного в Хатыни нет, но если мы проанализируем политику памяти в СССР, то увидим, что чаще всего акцент в ней делался на военных подвигах, а не на трагедии мирного населения. Трагедию никто не замалчивал, но и не любил её педалировать, не очень-то позитивной и жизнеутверждающей казалась тема.

-4

От входного знака идём к основной территории комплекса. Дорожка длинная, что позволяет настроиться на определённый лад и не видеть припаркованные недалеко автомобили и автобусы. Из-за того, что здание администрации и парковка остаются за деревьями, мы как будто оказываемся оторванными от современного мира: куда ни глянешь, всюду лес.

Работа по созданию комплекса после упомянутого предложения министра культуры велась быстро. Уже в 1967 году провели конкурс, на котором победила команда архитекторов Юрия Градова, Валентина Занковича и Леонида Левина, а также примкнувшего к ним скульптора Сергея Селиханова. К концу 1968-го часть комплекса была готова, но и коллектив авторов, и глава Белоруссии Машеров решили, что комплекс нужно расширить и превратить локальную историю в символ трагедии белорусского народа в целом. Вскоре возвели «вторую очередь» комплекса, где были отмечены уничтоженные нацистами белорусские деревни и концлагеря.

Формальным открытием стала торжественная церемония 5 июля 1969 года. Участниками открытия были в основном представители властей и общественных организаций БССР, что лишний раз подчёркивало, насколько создание комплекса в Хатыни было местной инициативой. Поэтому несколько жалко выглядят «версии», в основном от зарубежных «советологов», согласно которым идея мемориализации Хатыни была выбрана ради внешней репрезентации. Якобы Кремлю нужно было затмить в рамках международной пропаганды слово «Катынь», связанное с убийством польских военнопленных, заменив его на созвучное «Хатынь», поэтому и раскачивали для международных гостей это дело и даже американского президента Никсона сюда привозили. Но, как видим, Кремлю этот подарок сделали местные белорусские власти, заботившиеся о собственной повестке, а не о какой-то там Катыни.

-5

В конце дорожки нас встречает «Непокорённый человек» скульптора Селиханова. Прообразом фигуры стал единственный взрослый житель Хатыни, переживший расправу над деревней.

Расправа произошла 22 марта 1943 года, её осуществляли служащие 118-го батальона шуцманшафта. Шуцманшафт – это тыловая охранная полиция, в основном имевшая карательные задачи на оккупированных территориях, поэтому их часто прямо называют «каратели», ибо как ещё их называть, не полицейскими же. Разве что полицаями. Они согнали всех жителей деревни в большой сарай (амбар) и сожгли – полторы сотни человек, из которых половина была детьми.

Несколько детей спаслось, но из взрослых в огне выжил только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Он очнулся поздно ночью посреди обгоревших тел односельчан, когда карателей уже не было на месте преступления, и среди трупов нашёл своего сына Адама, едва живого. Каминский поднял сына, и тот умер у него на руках. Этот момент запечатлён в скульптуре.

Иосиф Каминский, кстати, присутствовал на торжественном открытии мемориала в 1969 году. Вместе с ним на митинге, проходившем во время открытия, был другой житель Хатыни Александр Желобкович, один из тех немногих детей, которые пережили трагедию. Повзрослев, Желобкович выбрал карьеру военного и дослужился до подполковника.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

А вот вам архивное фото скульптора Сергея Селиханова, работавшего в 1968 году над «Непокорённым человеком».

-7

Слева от скульптуры – холмик братской могилы жителей Хатыни. Над ней построено прямоугольное сооружение, названное Венком памяти (также Венцом памяти). Есть что-то намеренно грубое и жёсткое, терзающее сердце в том, что «венок» выполнен в форме прямоугольника с чётко обрубленными краями мраморных плит.

После того, как деревня была уничтожена, жители окрестных деревень стали приходить сюда, чтобы спасти немногих выживших и найти среди мёртвых тел родственников и знакомых. Не все погибшие сгорели в сарае, куда их согнали полицаи: кого-то, кто сопротивлялся, убили у их домов, а кто бежал из сарая, того расстреливали. Точное число погибших, установленное следствием, – 149 человек. Вместе с местными партизанами жители окрестностей вырыли братскую могилу и поставили на ней кресты. После войны здесь стоял скромный обелиск, потом сюда поставили гипсовую скульптуру с фигурой скорбящей матери. При создании комплекса могила приобрела современный вид.

С этой стороны надпись:

Люди добрые, помните:
любили мы жизнь, и Родину нашу, и вас, дорогие.
Мы сгорели живыми в огне.
Наша просьба ко всем:
пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу,
чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на земле,
чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала!

С другой стороны Венка этому символическому обращению от погибших к живым отвечают живые погибшим:

Родные вы наши.
Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы не покорились фашистским убийцам
в чёрные дни лихолетья.
Вы приняли смерть, но пламя любви вашей
к Родине нашей советской вовек не погаснет.
Память о вас в народе бессмертна,
как вечна земля и вечно солнце над нею!
-8

Справа от скульптуры «Непокорённого человека» – символическое изображение большого сарая с рухнувшей крышей посередине. В документах иногда встречается формулировка «сарай Иосифа Каминского». Но это не потому, что ему удалось там выжить, а потому что ему и его семье этот сарай принадлежал.

Кроме Каминского, расправу пережили пятеро детей: Антон Барановский, Владимир и Софья Яскевичи, уже упомянутый Александр Желобкович и Виктор Желобкович. Последний не был родным братом Александра, их звали Александр Петрович и Виктор Андреевич, но наверняка в маленькой деревне между ними были какие-то родственные связи. По документам, в Хатыни фамилию Желобковичей носили жители пяти домов. А Виктора часто вспоминают как последнего жителя Хатыни: он умер в 2020 году из-за ковида.

Ну и чтобы быть предельно точным, нужно упомянуть двух молодых девушек чуть старше 20 лет. Это двоюродные сёстры Юлия Климович и Мария Федорович. Они пережили пожар и нашли приют у жителей недалеко расположенной деревни Хворостени. Виктор Желобкович рассказывал, что виделся с ними и они поклялись, что если останутся в живых, то никогда не расстанутся и будут всегда помнить о трагедии Хатыни. Но девушки вскоре погибли: в мае того же года Хворостени постигла та же участь, что и Хатынь.

«Дома» жителей Хатыни

-9

После рассмотренной группы объектов мы можем пойти по дорожкам влево и вправо, словно по улицам деревни Хатынь, и сворачивать с этих дорожек к «домам» жителей. Всего в деревне было 26 домов, все они были сожжены и все они в соответствии с планом деревни «восстановлены» в виде первых венцов сруба и печной трубы в форме обелиска. Перед поворотом к каждому дому – открытая калитка, как бы приглашающая в гости. А может быть, ожидающая жителей дома, которые уже никогда сюда не вернутся. Естественно, всё это – и дорожки, и дома – не из дерева, а из бетона.

Так вышло, что я рассказываю историю Хатыни наоборот: сначала о создании комплекса, потом о трагедии. А почему произошла трагедия? Давайте тоже расскажу.

В Хатыни в ночь на 22 марта 1943 года местные жители приютили несколько партизан. На утро группа партизан отправилась в путь и натолкнулась в округе на небольшую колонну того самого 118-го батальона шуцманшафта. В колонне был автомобиль Ханса Вёльке, известного немецкого легкоатлета, получившего золотую медаль на Олимпийских играх-1936 в Берлине, любимчика Гитлера и в целом, должно быть, талантливого спортсмена. В годы войны он пошёл служить в охранную полицию, в рамках которой действовали те самые подразделения шуцманшафта, и в звании гауптмана (то есть капитана) был шеф-командиром 1-й роты 118-го батальона. Столкновение с партизанами закончилось для Вёльке и двух полицаев печально, они отправились прямиком в Вальгаллу.

118-й батальон и подтянувшийся к ним батальон СС «Дирлевангер» стали искать партизан, но, не в силах их найти, отыгрались на местных жителях и расстреляли 26 крестьян из деревни Козыри. Чуть позже днём в Хатыни они натолкнулись на нескольких партизан, смогли убить троих из них, а другие партизаны отошли в лес из-за превосходящих сил противника. Вместо того, чтобы преследовать партизан, каратели решили устроить расправу над деревней. После хатынской трагедии партизанская «Бригада Дяди Васи», она же «Народные мстители», к которой принадлежали причастные к истории партизаны в Хатыни, приняла решение прекратить ночёвку в деревнях, чтобы не давать повод для дальнейших расправ карателей. Впрочем, если бы это хоть как-то снижало масштабы нацистского террора...

-10

Рассмотрим «дом» детально. Все они сделаны одинаково и минималистично, что передаёт ощущение отсутствия в них жизни, это руины уже мёртвой деревни. Единственная «живая» часть здесь – это колокол. Каждые 30 секунд колокола в Хатыни делают один негромкий звон, но из-за того, что одновременно этот звук издают все 26 колоколов в 26 домах, разбросанных на большой площади комплекса (расстояние между крайними точками – около 500 метров), это производит завораживающий эффект.

-11

Особенно это завораживает, если ты оторвёшься от экскурсионной группы и походишь по комплексу один. И вот тихо-тихо, и тут со всех сторон – «динь!». А потом опять – «динь!». Своеобразная вечная панихида по погибшим.

Архитектор Юрий Градов вспоминал, что когда проходил конкурс на проект мемориального комплекса, они с коллегами приехали на место, ходили по остаткам фундаментов домов, по ещё сохранившимся углям, и тут:

Помню, звонко пел жаворонок. И мы решили, что Хатынь не должна замолчать. Так родилась идея обелисков в виде печных труб с колоколами.
-12

На каждом обелиске-колоколе – табличка с именами погибших жителей. В этом доме жила семья Барановских: отец Иосиф Иванович, мать Анна Викентьевна и их девять детей. На табличке указано только восемь, ибо их сын Антон был среди выживших. На момент расправы ему было чуть больше десяти лет. В 1961 году он давал показания в КГБ по поводу трагедии в Хатыни, давайте почитаем, что он тогда говорил:

Когда нас каратели пригнали к сараю, то около сарая и в нём было уже много жителей нашей деревни. Около сарая я встретил отца с восемью детьми в возрасте от года до 14 лет, а мать каратели пригнали вместе со мной. Каратели пригоняемым людям приказывали становиться на колени. Когда я подходил к сараю, то увидел, что каратели стали поджигать дома в деревне. Находившиеся в сарае и около него женщины, обращаясь к карателям, спрашивали, что они с ними будут делать. В ответ на это каратели, злобно усмехаясь, на русском языке с украинским акцентом заявляли, что ничего нам не будет. Когда я находился уже в сарае, в него втолкнули каратели Иодко Марию. Волос у неё был растрёпан и порвано платье. Она сдержанно плакала. Как я полагаю, каратели, оставив её в доме, изнасиловали.

Упоминание украинского акцента не случайно. Шуцманшафт-подразделения очень часто формировались из коллаборационистов и даже разделялись на батальоны по этническому признаку. 118-й батальон был создан в июле 1942 года в Киеве. Не обязательно все служащие в нём были этническими украинцами, были и русские, и белорусы, и другие народы СССР. Много коллаборационистов было в батальоне СС «Дирлевангер», а участвовавший в уничтожении Хатыни взвод «Дирлевангера» под командованием Ивана Мельниченко и вовсе был полностью славянским по своему составу. К сожалению, нацисты прекрасно справились с задачей, чтобы славяне уничтожали славян.

-13

Ещё один повторяющийся элемент на плане Хатыни – колодцы. Их в деревне было четыре, и все четыре теперь изображены на своих местах в таком виде.

Наверное, первым заслуженное наказание за хатынскую трагедию в 1946 году понёс генерал-майор Бруно Павель, который, будучи начальником главной полевой комендатуры в Минске, санкционировал множество карательных операций на территории Белоруссии, в том числе хатынский инцидент. Хотя в первую очередь его судили за преступления в Прибалтике – до Хатыни он был начальником управления лагерей для военнопленных в Рейхскомиссариате Остланд, который охватывал территорию Прибалтики и западных и центральных районов Белоруссии. Собственно, в 1946 году проходил Рижский судебный процесс над ответственными за преступления в Прибалтике нацистами, по приговору которого Павеля повесили.

А вот коллаборационистов ожидала разная судьба. Те, кто смог удрать за рубеж, так и остались безнаказанными. Украинский националист Константин Смовский, работавший в годы Гражданской войны в УНР и державе гетмана Скоропадского, до Второй мировой был эмигрантом, во время Великой Отечественной – одним из командиров 118-го батальона, а после – вновь эмигрантом.

Владимир Катрюк, активный палач того же батальона, обосновался под конец войны во Франции, где оформил себе фальшивые документы, а после уехал в Канаду. Несмотря на то, что фальсификация документов была налицо, а доказательств участия Катрюка в преступлениях на оккупированных территориях, в том числе в Хатыни, было предостаточно, канадские суды не нашли фактов военных преступлений своего добропорядочного гражданина. Так и помер бывший каратель от инсульта в 2015 году в провинции Квебек.

В 1961 году в Минске прошёл судебный процесс над несколькими участниками батальона СС «Дирлевангер», в 1970-е судили многих из 118-го батальона. Не всех оставшихся на территории СССР предателей удалось обнаружить сразу. Так, младший лейтенант Красной армии Василий Мелешко, попавший в начале войны в плен и пошедший на службу в 118-й батальон, смог в 1945 году пройти проверки, восстановиться в звании и устроиться работать агрономом. Потом, однако, его привлекли за коллаборационизм и упрятали в тюрьму до амнистии 1955 года, но о том, что он служил в карательном батальоне и был там заместителем командира 1-й роты, следствие тогда не узнало. Вскрылось это уже в 1970-е, что привело к смертному приговору.

Дольше всех держался Григорий Васюра, бывший старший лейтенант Красной армии, как и Мелешко, перешедший на службу к нацистам. В 118-м батальоне он дорос до начальника штаба, и история Мелешко для него повторилась: он скрыл пикантные подробности своего прошлого, попал под суд за коллаборационизм, а потом под амнистию, и спокойно жил и трудился на благо советского общества. В 1980-е Васюра получил медаль ветерана труда за работу директором совхоза в Киевской области. Кто знает, как сложилась бы его жизнь, переживи он перестройку, но, к счастью, факты о его связи с Хатынью всплыли и в 1986 году его судили. По настоянию партийного руководства Украины и Белоруссии процесс не освещался в прессе, чтобы не подмочить атмосферу дружбы белорусского и украинского народов. Васюру расстреляли в том самом Пищаловском замке, мимо которого мы проходили позавчера.

-14

Из интересных мелочей, примыкающих к комплексу «домов» деревни Хатынь, можно отметить деревья, посаженные в 2022 году в рамках так называемого Республиканского субботника. Его регулярно проводят в Белоруссии весной, и в Хатыне на субботнике пахал сам Батька Лукашенко. Вместе с другими участниками субботника он посадил 149 деревьев – ровно столько, сколько было погибших жителей Хатыни. Приятно, что это фактически продолжило традицию символического отношения к числам в Хатыни. А чисел сегодня будет ещё немало.

В продолжение предыдущей истории о карателях преимущественно украинского происхождения замечу, что ничего плохого и оскверняющего память об украинском народе в указанных фактах нет. Не нужно замалчивать участие отдельных граждан, а также целых организаций украинских националистов, в карательных операциях нацистов, прикрываясь некой политкорректностью и стремлением к дружбе народов. Это одна крайность. Вместе с тем не надо выставлять это участие как свидетельство порочности целого народа и какой-то якобы присущей ему приверженности к межславянской розни и ненависти к белорусам или русским. Это не менее опасная другая крайность.

Нацистская политика по управлению оккупированными территориями делала ставку на стравливание определённых народов друг с другом. Из восточнославянских народов нацисты выделяли украинцев как чуть более высшую нацию в сравнении с русскими и белорусами, явно рассчитывая сыграть на традициях украинского сепаратизма времён Гражданской войны и сотрудничества местных националистов с германскими властями того же времени. Удивляться на этом фоне, почему среди украинцев было так много предателей, не приходится. А если вспомнить, что численность украинцев в сравнении с белорусами или народами Прибалтики была весьма велика, а Западная Украина всего лишь в 1939 году была присоединена к СССР, то какую-то особую склонность к коллаборационизму среди украинцев будет совсем уж странно искать.

-15

На упомянутом субботнике прошлого года Лукашенко сказал, что вот на этом пригорке «просто просится, чтобы мы восстановили... душевную деревянную церквушку». Сказано – сделано! В марте этого года небольшой храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы был освящён белорусским экзархом Вениамином.

В Хатыни далеко не всегда жили православные. Это же Белоруссия, тут перекрёсток культур и религий. Долгое время тут был греко-католический, то бишь униатский приход. А до середины XVI века, когда деревню впервые упомянули в письменных источниках, тут вообще жили польско-литовские татары, но это уже совсем другая история. Нас интересует, что в конце XVIII века, когда этими землями владел шляхетский род Тышкевичей и местные крестьяне принадлежали к униатскому вероисповеданию, тут рядом с кладбищем построили церковь Рождества Девы Марии (по другим источникам – Восшествия Девы Марии). По мнению исследователей, она могла выглядеть примерно так:

Иллюстрация из открытых источников
Иллюстрация из открытых источников

Что ж, сходство очевидно. Церковь постарались восстановить, ориентируясь на архивные документы и инвентарные описания убранства XIX века, но это наверняка лишь «по мотивам». Старый униатский храм после ликвидации Русской униатской церкви при Николае I стал православным. Он стоял здесь, согласно воспоминаниям Виктора Желобковича, до самого уничтожения деревни нацистами и, должно быть, сгорел вместе с ней.

-17

К храму примыкает кладбище, где можно найти захоронения вплоть до XVI–XVIІ столетий. На протяжении веков тут хоронили не только хатынцев, но и крестьян соседних деревень. Есть здесь и отдельные захоронения жертв 1943 года – когда при разборе сожжённых тел опознавали кого-то из погибших, их могли похоронить в отдельных могилах.

Памятный крест у ограды кладбища с терновым венцом поставили недавно, в 2017 году. Его авторами выступили знакомый нам Юрий Градов из авторского коллектива мемориального комплекса и скульптор Константин Селиханов, внук автора «Непокорённого человека» Сергея Селиханова.

Кладбище деревень и Стена памяти

-18

Идём дальше. Значительную площадь комплекса занимает Кладбище деревень. Его вы видели на самой первой фотографии сегодняшнего дневника, но сейчас давайте рассмотрим его внимательнее. Кладбище деревень представляет собой символические могилы уничтоженных в Белоруссии деревень, которые повторили судьбу Хатыни. Таких деревень было 185. Соответственно, здесь мы видим 185 «захоронений». В центре каждого из них – урна с землёй, взятой с места уничтоженной деревни, а под урной красным пятном горит пламя сожжённого населённого пункта.

Многие указанные деревни погибли примерно в то же время, что и Хатынь. Почти две трети – в 1943 году. Например, деревня Залещино прямо перед нами в Верхнедвинском районе Витебской области была уничтожена в ходе карательной операции «Зимнее волшебство» в феврале 1943 года, охватившей северные районы Белоруссии и немного Псковскую область. В этом регионе активно действовали партизанские отряды, и цель операции формально предполагала лишение партизан опорных пунктов, но фактически нацисты уничтожали местное население направо и налево, не задумываясь, кто поддерживает партизан, а кто нет. Просто убивали, сжигали, угоняли в остарбайтеры.

Что характерно, «мёртвую зону» из сожжённых деревень создать удалось, а партизанам хоть бы хны. В ряде случаев отряды наносили поражение противнику и смогли сохранить контроль над значительной территорией, что заставило нацистов свернуть операцию.

-19

Как уже сказал, на Кладбище деревень 185 «захоронений», но вместе с Хатынью получается 186. Это указано на стеле, предваряющей вход на Кладбище.

Конечно, всего уничтоженных населённых пунктов в Белоруссии было гораздо больше. По подсчётам историков, за годы оккупации нацисты сожгли 9200 деревень и сёл, из них вместе со значительной долей населения или со всем населением – 5295. Ужасная статистика. Но при отборе деревень учитывались сходства с трагедией Хатыни: во-первых, деревни на Кладбище были уничтожены вместе со всем населением, не оставив «наследников», во-вторых, они не возродились ни в каком виде после войны, теперь на их месте либо пустырь, либо мемориал.

-20

Вечный огонь архитекторы сначала хотели поместить внутрь большого разрушенного колокола, на внутренней стороне которого предполагалось написать названия уничтоженных деревень из списка 185-ти, а на внешней – названия деревень, которые были уничтожены в годы войны, но после возродились. Большой колокол руководству не понравился, как вспоминал Юрий Градов. Тогда они придумали поставить рядом с Вечным огнём берёзки как символ жизни. Вариант опять не понравился, чиновники сказали: «Сделайте обычную плиту и пятиконечную звезду». Но когда проект со звездой увидел Машеров, он сказал: «Неужели ничего интереснее не придумали?»

И тут авторский коллектив показал ему вариант с берёзками. За годы войны в Белоруссии, по подсчётам тех лет, погибла четверть (!) населения: из 9 миллионов 200 тысяч человек жертвами стали 2 миллиона 230 тысяч, примерно каждый четвёртый. Это написано перед Вечным огнём: «Загінуў кожны чацвёрты» («Погиб каждый четвёртый»). И вот над огнём в память о четвёртом товарище склонились три берёзы... Символика чисел сработала, и Машеров сказал, что лучшего памятника погибшим белорусам придумать невозможно.

-21

К Кладбищу деревень примыкает упоминание о 433 белорусских деревнях, которые были полностью уничтожены вместе с населением, как Хатынь, но всё же возродились после. Да, если бы всё свелось к первоначальному варианту с большим колоколом, размах у мемориала был бы совсем другим, и столько интересных композиционных решений, как сейчас, не появилось бы.

-22

Названия возрождённых деревень перечислены на символических деревьях, где, как и на Кладбище, вместе с названием указан район.

-23

Наконец, последний элемент мемориала. Большая Стена памяти погибших на территории Белоруссии мирных граждан, убитых в лагерях смерти или в иных местах массового уничтожения людей. Начинается Стена с надписи на двух языках, которую достаточно хорошо видно, поэтому я не буду её дублировать текстом.

-24

После разорванной решётки нас ожидает продолжение Стены, которая будто стена лагерного барака, нависающая над проходящими мимо людьми. В стене сделаны ниши: в больших нишах – упоминание крупных мест с большим числом жертв, в маленьких – соответственно, мест поменьше, часто не связанных с созданием каких-то специальных лагерей смерти.

-25

Пример оформления большой ниши. За решёткой надпись: «Тростенец. В лагере смерти уничтожено 206500 человек». Подразумевается концлагерь Малый Тростенец, крупнейший нацистский концлагерь в СССР, созданный в первые месяцы оккупации под Минском. Там были убиты не только местные жители и военнопленные, но и привезённые из стран Европы евреи. На месте лагеря в 2010-е годы был построен мемориальный комплекс. Должно быть, отложу его посещение до следующего визита в Белоруссию.

Перед нишами кладут венки, цветы и игрушки. Игрушки – в память о погибших в тех или иных местах детях.

Небольшой серый куб перед венками подписан следующим образом: «Частица Вечного огня». Куб был доставлен участниками марша «Огонь памяти: Брест» из Поклонной горы в Москве в мае этого года. Не один раз я читал в новостях о том, как куда-то откуда-то доставляют «частицы Вечного огня». И вот вопрос: а что там? Когда доставляют факел, то понятно, как это выглядит. А что внутри этого куба? Неясно.

-26

В некоторых нишах очень много детских игрушек.

-27

В другой нише читаем надпись: «Минск. Район улиц Республиканская, Шорная, Колхозная, Немига. В концлагере уничтожено около 80000 человек».

В данном случае подразумевается, скорее всего, Минское гетто в целом, которое и было фактически одним большим районом-концлагерем. В этом районе мы были позавчера и видели мемориал, созданный одним из авторов хатынского комплекса Леонидом Левиным. Правда, количество жертв Минского гетто, которое встречается у историков, обычно больше 100 тысяч. Возможно, данные о 80 тысячах были предположительной оценкой во время создании Стены памяти и с тех пор надпись не меняли.

-28

Пример памятной плиты в маленькой нише. Надпись: «Столбцы. В январе 1943 года уничтожено около 3500 человек».

Столбцы – маленький городок на западе Минской области, где к началу войны жило около трёх тысяч евреев. Их, а также евреев из окрестностей, нацисты согнали в гетто, где многих долгое время использовали на принудительных работах, а в целом постепенно уничтожали. Некоторые из тех, кому повезло бежать, стали партизанами. Пленных гетто окончательно уничтожили за полтора года и в начале 1943-го гетто тем самым было ликвидировано. Поэтому указанную на табличке цифру нужно воспринимать как итог, а не как данные по одной массовой расправе в январе 1943 года.

-29

Перечислить за один раз все указанные здесь лагеря смерти, гетто и другие места было бы трудно. Как и перечислить все уничтоженные деревни на Кладбище деревень, поимённо вспомнить всех убитых жителей Хатыни. Но, оказавшись в этом уникальном мемориальном комплексе, нужно пробираться сквозь эмоции и хотя бы частично осознать масштаб той катастрофы, которая настигла Советскую Белоруссию, как и в целом нашу Советскую Родину, в 1940-е годы.

При настрое, что нужно вспоминать лишь героические подвиги защитников Отечества, Хатынь будет раздражать и утомлять. Так происходило с самого момента обсуждения архитектурного проекта, когда некоторые партийно-государственные деятели хотели упростить художественный замысел и предъявляли претензии авторам. По воспоминаниям Леонида Левина, была недовольна даже министр культуры СССР Екатерина Фурцева: она возмущалась, как можно было сделать «оборванного, несчастного старика» центром мемориала, считала, что ни о какой Ленинской премии речи быть не может и памятник вообще следовало бы снести. Тем не менее, в 1970 году Комитет по Ленинским и Государственным премиям СССР в области литературы, искусства и архитектуры наградил премией четырёх авторов Хатыни.

При обсуждении проекта белорусские чиновники не раз высказывали сомнение, что отдалённый от Минска мемориальный комплекс может не привлечь достаточное количество посетителей. В итоге в первой половине 1970-х годов властям только и приходилось выделять дополнительные деньги на благоустройство территории, обучение экскурсоводов и печать путеводителей. В 1973 году мемориал посетили 1 миллион 200 тысяч человек в составе девяти тысяч экскурсионных групп. (Я лишь цитирую документы. Как в составе одной экскурсионной группы вмещалось больше ста человек, мне неизвестно.) По статистике за этот же год, в Хатыни было 500 иностранных делегаций из 40 стран.

По приблизительным подсчётам 2009 года, всего в Хатыни на протяжении истории комплекса было более 36 миллионов человек. Если вы не входите в это число, обязательно исправьте данное недоразумение. А мы поспешим в автобус, чтобы посетить ещё один памятник событиям Великой Отечественной войны.

Курган Славы

-30

Мы переносимся в другую точку Минской области, которая относится к соседнему с Логойским районом (где была Хатынь) Смолевичскому району. На этот раз мы ближе к Минску у пересечения трассы на Москву со Второй минской кольцевой автодорогой, так называемой МКАД-2. Да, в Минске есть не только МКАД, но и МКАД-2. Как тебе такое, Москва?

Здесь расположен мемориальный комплекс «Курган Славы». В связи с близким расположением к Хатыни их нередко включают в одну экскурсионную программу, но объединяет их не только место на карте. Курган Славы был открыт в том же 1969 году, поэтому туристическая связка между двумя объектами возникла ещё в советские годы. Административно Курган Славы и вовсе подчиняется Хатыни, являясь её филиалом.

Ещё одна параллель – к созданию кургана приложил руку Пётр Машеров. Он лично приехал на место будущего мемориала и понял, что первоначальное предложенное расположение по другую сторону трассы будет хуже смотреться для проезжающих мимо автомобилистов. И поручил перенести место кургана конкретно вот сюда.

-31

Давайте подойдём ближе, а я расскажу в целом о мемориале и его значении.

В этих местах проходили ожесточённые бои летом 1944 года, в ходе которых, уже после освобождения Минска 3 июля, советскими войсками были окружены основные силы 4-й германской армии. После взятия Минска немцы оказались восточнее города, отрезанными от остальных отступающих на запад войск. В течение нескольких дней из 105 тысяч человек, оказавшихся в «котле», выжило около 35 тысяч попавших в плен. Это стало очень ощутимым и болезненным ударом по военной мощи Третьего рейха. В известном марше пленных немцев в Москве в июле того же года участвовало немало захваченных в «Минском котле» солдат и офицеров.

Курган, как выходит из самого названия, неестественного происхождения. Да и где вы такой ровненький холм найдёте? В основание огромной насыпи была заложена земля из городов-героев Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Севастополя, Одессы, Киева и Брестской крепости-героя. Пока шло строительство, сюда приносили землю из различных мест военных сражений и обычные граждане, что сразу придало кургану славу народного памятника. Высота кургана – 35 метров, диаметр основания – 100 метров, к вершине ведут две зеркально расположенные друг к другу лестницы по 241 ступеньку. После Хатыни Курган Славы, конечно, кажется несложным по своей задумке архитектурным сооружением, но смотрится он вполне эффектно.

-32

А вид сверху эффектный донельзя!

-33

Внутри кольца выложена мозаика с надписью: «Армии Советской, армии-освободительнице – слава!». Барельефы с внешней стороны поинтереснее, они показывают воинов и партизан, тоже покрытых мозаикой. С внешней стороны, которую видно на фото, кольцо замыкает изображение ордена Славы, с внутренней на том же месте – изображение ордена Отечественной войны.

Штыков на самом деле четыре, хотя с этой стороны кажется, что три. Просто со многих ракурсов один штык может закрывать собой другой. Четыре штыка означают четыре фронта, участвовавшие в военных действиях под Минском: 1-й, 2-й и 3-й Белорусские фронты и 1-й Прибалтийский фронт.

-34

На плите у подножия кургана мы можем узнать, что здесь находится земля из городов-героев и других мест жестоких боёв за свободу и независимость Советской Родины. Полностью переводить не буду, думаю, всё понятно. Непонятным может быть разве что слова «жменя», которое в русском языке используется редко и воспринимается устаревшим. Оно означает «горсть» или «пригоршню», то, что можно зачерпнуть в ладонь со сжатыми пальцами. Как много оригинальных славянских слов сохраняет белорусский язык, однако!

-35

Рядом с местом, где обычно паркуются машины, стоят «Катюша», Ил-2 и несколько танчиков. Это довольно банально, поэтому поехали уже в Минск. Сейчас только середина дня, так что мы успеем посетить парочку столичных музеев.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

P. S. Напоследок – интересное архивное фото, найденное мной в Сети. Фотография 1972 года, где вдоль Стены памяти в Хатыни идут Пётр Машеров и Фидель Кастро.

Все статьи цикла:

Белоруссия. Июль – август 2023 года | Дневник (не)путешественника | Дзен