Найти в Дзене
Женя Жолтовская

Одиночество четвёртого принца, одиночество короля

Внезапно накатило написать про Сошу, который никогда никому не дает покоя. На этот раз мысль увела в экзистенциальное - в одиночество. ОСТАЛСЯ ОДИН Последняя сцена «Алых сердец», над которой зрительницы и по сей день проливают тазы слёз, не просто финал истории, это многоточие в жизни короля. Ван Со стоит на границе прошлого и настоящего. Его руки пусты, лицо спокойно, но взгляд… Взгляд — это целая симфония боли. Он стоит в полном одиночестве — без Хэ Су, без братьев, без тепла. Только корона, трон, и память. Словно всего этого недостаточно, чтобы чувствовать себя живым! Зритель читает эту сцену как трагедию. Ван Со остался один. Значит ли это, что он проиграл? Что его любовная лихорадь была напрасна, а жизнь — кончена? Чтобы снова не утонуть в обыденном восприятии драмы (хищный волк и бедная овца, проклятые завистники и стерва Енхва, историческая правда и придуманная легенда), я решила освежить в памяти некоторые эссе Ирвина Ялома, стенфордского психотерапевта, которым зачитывалась
Оглавление

Внезапно накатило написать про Сошу, который никогда никому не дает покоя. На этот раз мысль увела в экзистенциальное - в одиночество.

ОСТАЛСЯ ОДИН

Зрителям очень нравится одинокий и отчаявшийся Со
Зрителям очень нравится одинокий и отчаявшийся Со

Последняя сцена «Алых сердец», над которой зрительницы и по сей день проливают тазы слёз, не просто финал истории, это многоточие в жизни короля. Ван Со стоит на границе прошлого и настоящего. Его руки пусты, лицо спокойно, но взгляд… Взгляд — это целая симфония боли. Он стоит в полном одиночестве — без Хэ Су, без братьев, без тепла. Только корона, трон, и память.

Словно всего этого недостаточно, чтобы чувствовать себя живым!

Зритель читает эту сцену как трагедию. Ван Со остался один. Значит ли это, что он проиграл? Что его любовная лихорадь была напрасна, а жизнь — кончена?

-3

Чтобы снова не утонуть в обыденном восприятии драмы (хищный волк и бедная овца, проклятые завистники и стерва Енхва, историческая правда и придуманная легенда), я решила освежить в памяти некоторые эссе Ирвина Ялома, стенфордского психотерапевта, которым зачитывалась где-то между 2010-2015-м. Именно в то время я пыталась найти ответы на вопросы “о личном”, в контексте собственных драматических (с моей т.з) историй. Ялом очень помогал, так как в первую очередь призывал честно смотреть на себя, свои страхи и иллюзии.

Тут стоит пояснить, что из-за этой вот честности, Ялом признан беспощадным терапевтом. В своей практике, в своем опыте, он фокусируется на четырех неизбежных данностях, от которых люди, тем не менее, стараются уклоняться. Речь идет о смерти, от которой не сбежать, свободе, которая подразумевает ответственность за свой выбор, одиночестве, как невозможности полного слияния с другим, а также бессмысленности, за которой кроется отсутствие «готового» смысла жизни. Подход Ялома заключается в том, чтобы разрушать защитные фантазии, в которые люди любят себя погружать, и которые в сущности мешают им жить.

-4

Мне представляется, что миф про великое одиночество Со - это мощная проекция многих внутренних страхов человеческих. И миф этот легко опровергнуть. Попробую сделать его, вооружившись цитатами и рассуждениями Ирвина Ялома.

Также полезно было послушать интервью Джунги, где он рассказывает о трансформациях, происходящих внутри Ван Со.

Почему Ван Со не одинок. Потому что любовь вечна

Самая популярная версия, с которой даже склонна согласится и часть зрительниц - Со не одинок, потому что его любовь вечна. Если бы это был не текст, а видео, то фоном пошла бы вот эта песня

Да, Ван Со как будто бы физически один. Реж постарался нагнать драмы. Пустынный двор королевского дворца делает из Со героя фильма “Я - легенда”. Всех убил, один остался. Давайте пострадаем вместе с ним (снова).

Но разумеется, это не так. Где-то там, за камерой и смотрящим внутрь себя Со, имеются люди: левые и правые министры, главы кланов (все-то не убежали), имеются Енхва на сносях и королева Сиджон. А еще братец Бэк А, объявивший что уходит куда-то навсегда, но периодически возвращающийся, чтобы сообщить об этом снова. По мне, братец просто не сумел подстроится под ритм жизни Со, стремительный, лапидарный и неумолимый. Для творческих бездельников такой график смерти подобен. А еще имеется братец Чжон, который после смерти Су тоже мечтает вернутся во дворец, так как именно там жизнь бьет ключом и можно доделать (прерванную Сушкой) карьеру.

Ялом говорит нам, что одиночество обусловлено не отсутствием людей вокруг, а невозможностью говорить с людьми о том, что кажется тебе существенным. Со внезапно решает, что c Хэ Су (единственной) говорить можно и она его понимает (слова Джунги). Оставим в стороне истинность этого утверждения. Со так решил. Многие годы мысль о том, что Хэ Су его понимает и разделяет - его единственная правда.

Со способен ощущать свою связь с Хэ Су даже в ее отсутствие. В этом смысле у него  - все ок. Нефритовую урну забыть невозможно, Джунги, играя сцену потери, все для этого сделал. К сожалению вынуждена признать, что сценарий, реж, да и сам Джунги подтвердили, что  психологически и  эмоционально, Со связан с Хэ Су — навсегда.
Со способен ощущать свою связь с Хэ Су даже в ее отсутствие. В этом смысле у него - все ок. Нефритовую урну забыть невозможно, Джунги, играя сцену потери, все для этого сделал. К сожалению вынуждена признать, что сценарий, реж, да и сам Джунги подтвердили, что психологически и эмоционально, Со связан с Хэ Су — навсегда.

Но с кем или с чем он связан на самом деле?

С Хэ Су как с живым человеком — с её страхами, мелочностью, изменчивостью, глупостью и предательствами? Или же с образом, который он в себе носит? С образом любви, которая сделала его живым, дала тепло, надежду, ощущение, что он не просто четвёртый принц, не просто шрам, а человек, который любит.

Что Хэ Су "открыла" в Со?  Способность к нежности, которую он скрывал за жестокостью. Детскую мечту о безусловной любви, которую не дала мать. Ощущение праведности и правильности такой жизни — он понял, что любить - это хорошо. Он любил не её, а то, что она пробудила в нём.
Что Хэ Су "открыла" в Со? Способность к нежности, которую он скрывал за жестокостью. Детскую мечту о безусловной любви, которую не дала мать. Ощущение праведности и правильности такой жизни — он понял, что любить - это хорошо. Он любил не её, а то, что она пробудила в нём.

Уверена, когда Со говорит, что не забудет (и найдет) Хэ Су, он говорит не о ней, а о себе, который любил, и который возможно хотел бы вернуться к себе “в любви”. В конце-концов, ведь именно Со(а не Су) воспринимал всю эту историю как настоящее и и драматически переживаемое чувство. И, возможно, держится он уже не за Су, а за чувство, которое вытащило его из хаоса самоидентификации (Джунги говорит, что вытащило из одиночества).

Если мы хорошо проанализируем наши чувства, то поймем, что любим мы не человека, а ту сторону себя, которую он открывает. Хэ Су давно стала прахом — но память о ней осталась якорем, привязкой к человеческому в Ван Со. Он остался связан не с предавшей его женщиной, а с пережитым смыслом. И потому — связан навсегда.

Почему Ван Со не одинок. Потому что одиночество - это данность

Одному - хорошо!
Одному - хорошо!

Больше всего мне импонирует, что Ирвин Ялом рассматривает одиночество не как проклятие, а как экзистенциальную данность, через которую человек может обрести подлинную свободу. На протяжении 17-ти серий Со - идеальный пример того, как непринятие одиночества ведет к страданию.

Мы видим как Со нервничает, злится, мучается и смотрит из под своей челки как брошенный пони. Но к финалу драмы осознание одиночества становится для Со исцелением. Он принимает его достаточно твёрдо, хотя не без эмоций.

Детку отпять отвергли. Плак-плак. Он чувствует себя покинутым
Детку отпять отвергли. Плак-плак. Он чувствует себя покинутым

Ялом выделяет три типа одиночества. Межличностное — когда человек чувствует себя покинутым. Это у нас ощущения Соши после предательства Хэ Су, все эти подсматривания под дубом и проч. Есть одиночество экзистенциальное — осознание, что никто не может полностью понять богатый внутренний мир Соши. Су точно не по этой части. Кажется, что Со это осознает (сцена дарением стиха про реку и путника про это). Еще есть одиночество космическое — ощущение заброшенности во вселенной, где нет "высшего смысла". Последнее хорошо ложиться на самую бессмысленную фразу сериала - “Я найду тебя Су” (тут можно посмеяться)

Мы — песчинки в безразличной вселенной, но это делает нашу жизнь уникальной. Нет судьбы, кроме той, что мы выбираем (истинные мысли Со во время сцены "тотального одиночества").
Мы — песчинки в безразличной вселенной, но это делает нашу жизнь уникальной. Нет судьбы, кроме той, что мы выбираем (истинные мысли Со во время сцены "тотального одиночества").

Только столкнувшись с одиночеством, человек перестаёт искать спасения в других и находит опору в себе. Есть версия, что Ван Со не смог этого сделать: он жаждал любви Хэ Су как "спасения" от детской травмы отвержения, а когда её потерял — озлобился, стал тираном и натворил бед. По крайней мере, в этом нас старается убедить, размазывающая сопли Су (музейная сцена). Но синопсис великих дел Кванчжона как бы намекает нам на обратное.

Ушел в работу, там оказалось интереснее
Ушел в работу, там оказалось интереснее

Ну и наконец самая важная (для меня) мысль Ялома - принятие одиночества позволяет строить нормальные, здоровые отношения, не из страха смерти (как видим у Cо в случае с Су), а из желания разделить жизнь. Именно такой судьбы я и желаю персонажу Со. Не тиранического угара, не второго сезона, а желания разделить свою жизнь с кем-то еще.

Тут мы плавно подбираемся к ключевой сцене дорамы, из которой следует, что любовь — это не слияние, а встреча двух одиночеств, которые не пытаются друг друга поглотить.

Почему Ван Со не одинок. Потому что у него есть Енхва

Любовь  Енхву — не навязчивая (как у матери Со), а дающая свободу, что соответствует идеалу здоровых отношений.
Любовь Енхву — не навязчивая (как у матери Со), а дающая свободу, что соответствует идеалу здоровых отношений.

Уверена. что про Со и Енхву, вернее про их совместную жизнь “после катастрофы Хэ Су” можно написать отдельный сценарий, и он соберёт зрителей. Я даже придумала название “Женщина, которая рядом, и одиночество, которое внутри”.

Одна из самых сильных и недооценённых сцен — это финальная ссора Ван Со с королевой — его законной женой. Она любит его. Она готова быть рядом. Она не предаёт. И всё же между ними — стена. Не из камня, а из недоверия. Очевидно, что Со не позволяет себе открыться, хотя предпосылки по созданию доверия, до всей этой истории с урной и "письмами из могилы", между ними имелись Актеры это играли, а актриса об этом даже говорила.

Со как будто бы наказывает Енхву за то, что она не Хэ Су, но на самом деле — за то, что снова нужно рискнуть. Потому что любовь — это не только счастье. Это возможность быть уязвимым. И он, уже обжёгшийся, больше не хочет рисковать собой. Но мне представляется, что это должно быть им преодолено. Ведь Со не хочет умирать. Он настроен жить, даже закрывая ладонью свой шрам. А если есть такая установка, то Со преодолеет свои страхи.
Со как будто бы наказывает Енхву за то, что она не Хэ Су, но на самом деле — за то, что снова нужно рискнуть. Потому что любовь — это не только счастье. Это возможность быть уязвимым. И он, уже обжёгшийся, больше не хочет рисковать собой. Но мне представляется, что это должно быть им преодолено. Ведь Со не хочет умирать. Он настроен жить, даже закрывая ладонью свой шрам. А если есть такая установка, то Со преодолеет свои страхи.

Но мне представляется, что Со один не потому, что все ушли. Он один потому, что боится впустить. Одиночество становится тюрьмой, только если ты отказываешься видеть тех, кто стучится в твою дверь. Енхва стучится, но пока все сложно. Очевидно же, что она ему не враг. Но её присутствие — угроза его хрупкому внутреннему балансу. Он не может ей довериться, потому что доверие - возможность снова потерять.

Но как я неоднократно писала в прошлом, Со с ней общается. Он злится, он спорит, он даже кричит. Это — форма связи. Это значит, он ещё не полностью закрылся. Он ведёт диалог. Связь — не всегда мягкость. Иногда это возможность быть настоящим в своей грубости, уязвимости и даже в гневе. Такое одиночество — это не тишина, а буря, которая проходит внутри комнаты, где находятся двое. Не потому, что они чужие, а потому что ещё не решились стать по-настоящему близкими.

Почему зрительницы хотят, чтобы Ван Со остался один?

Походу, они страдают даже сидя на троне
Походу, они страдают даже сидя на троне

Продвинемся в самую чувствительную зону споров об АС. Где зритель не просто смотрит, а участвует в судьбе Со. Где одиночество героя становится зеркалом.

Это почти парадокс: мужчина, окружённый женщинами, детьми, властью, действиями — в восприятии многих зрительниц остаётся одиноким. Более того — они хотят, чтобы он таким и остался. Почему?

Самое понятное объяснение - потому что трагедия — это красиво

Со оставшийся один - это визуально мощная фигура. Чёрно-золотые одежды, зловещая тень трона, лёгкий поворот головы к свету. Он становится почти мифом — фигурой вне времени. Его одиночество романтизируется, как одиночество героя какого-нибудь “Грозового перевала”. Это красиво, потому что больно. И больно, потому что трогает что-то глубоко своё.

Страдаем как можно интенсивнее!
Страдаем как можно интенсивнее!

Потому что он должен «принадлежать» только ей — зрительнице

Когда герой остаётся один, он символически остаётся доступным. Он не «отдан» ни одной из героинь. Его сердце не занято до конца. А значит — он продолжает существовать в пространстве фантазии. Именно поэтому многие зрительницы не переносят его сцен с Енхвой: она вторгается на ту территорию, где каждая зрительница — единственная.

Соша - только наш!
Соша - только наш!

Ну и в конце-концов, будем честны. В этой самой “боли” Со - узнается и своя собственная боль. Женская аудитория дорам часто включает людей, уставших от повседневной недолюбленности, невыраженности чувств, потери. В Со они видят не просто мужчину, а человека, который выжил после душевной катастрофы. И его одиночество — это не сюжетный ход. Это метафора их собственной боли. Когда Со остаётся один на перекрёстке миров и говорит: “Я найду тебя Су”, он иллюстрирует их иллюзии о справедливости. А когда он отстраняется от королевы, они вспоминают, как кто-то отстранялся от них. Именно в этом случае одиночество Со не воспринимается как поражение. Это уже триумф. Ведь он чувствует прямо как мы с вами. Эта сцена становится для многих актом соучастия. Ван Со остаётся не просто героем, а опытом.

Правда в том, что Со совсем не хотел умирать. Вот ни капельки. Он хотел жить и царствовать. В финале Со вполне мог бы выдать фразу "Моя мать не любила меня — и что? Су тоже не любила меня. Все это не отменяет моего права любить себя'".
Правда в том, что Со совсем не хотел умирать. Вот ни капельки. Он хотел жить и царствовать. В финале Со вполне мог бы выдать фразу "Моя мать не любила меня — и что? Су тоже не любила меня. Все это не отменяет моего права любить себя'".

Мы лечимся не словами, а узнаванием. Когда кто-то рассказывает историю, и мы видим в ней свою - это исцеляет. В случае с героями Джунги у нас так почти всегда, не правда ли? Но мы также знаем, что именно в этой способности касаться душ человечеких, Джунги и видит таинство своего дара. Именно это и восхищает его в актерской профессии, которой он так предан.

Напоминаю, что все килотонны текстов по "Алым сердцам" лежат здесь

А обсуждаем мы героев Джунги и прочие моменты его творчества - в телеграм-канале JoongiTherapy

JoongiTherapy