За успехами лучших представителей нашей литературы первой половины XIX века часто незаметно для нас сегодняшних стоит Василий Андреевич Жуковский. В продолжение цикла статей об этом замечательном человеке, хотелось бы обратить внимание на эту сторону его деятельности - помощь молодым талантливым писателям. Начнём, конечно, с Александра Сергеевича Пушкина.
Нам достоверно неизвестно, когда состоялось их знакомство. Василий Андреевич был старше Александра Сергеевича на 16 лет и к середине 1800-х годов уже добился определённых успехов в литературе, был знаком со многими писателями. О его особых отношениях с Карамзиным уже писали здесь. Кроме того, он дружил с известным в то время поэтом Василием Львовичем Пушкиным, который ввёл его в московский дом своего брата Сергея. Поэтому, скорее всего, Жуковский знал Александра Сергеевича ещё ребёнком, хотя и вряд ли оказывал в то время на него какое-либо влияние.
Если говорить о сознательном знакомстве, то оно состоялось в 1815 году. Вот что пишет об этом Жуковский в письме П.А.Вяземскому 19 сентября 1815 года:
Я сделал еще приятное знакомство! С нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Сарском Селе. Милое, живое творенье! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности. Боюсь только, чтобы он, вообразив себя зрелым, не мешал себе созреть! Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет. Ему надобно непременно учиться, и учиться не так, как мы учились! <...> Он написал ко мне послание, которое отдал мне из рук в руки, — прекрасное! Это лучшее его произведение! Но и во всех других виден талант необыкновенный! Его душе нужна пища! Он теперь бродит около чужих идей и картин. Но когда запасется собственными, увидишь, что из него выйдет!
С этого момента и до самой смерти Пушкина Жуковский постоянно рядом с ним: либо лично, либо в письмах. Как видно из отрывка выше, с первой осознанной встречи он с кажущимся чрезмерным энтузиазмом воспринял племянника своего друга как личный проект и взял на себя роль его наставника. Каждый современный коуч по саморазвитию должен был бы поучиться такой глубокой вовлечённости в жизнь своего подопечного и вере в его потенциал. Знаменитое “Пушкин - наше всё” было понято Жуковским уже после встречи с 16-летним подростком.
Не знаю, было ли это следствием исключительной прозорливости, или, как настоящий романтик, он влюбился в саму идею воспитать идеального поэта. Как позже с неменьшим воодушевлением влюбится в идею воспитать из Александра II идеального правителя.
В любом случае, именно Жуковский заговорил о великом будущем этого подростка, поверил в него сам и до самой смерти Пушкина настойчиво напоминал ему об этом в каждом письме.
В конце ноября 1815 года Пушкин пишет в лицейском дневнике: "Жуковский дарит мне свои стихотворенья". Речь идёт о первой части издания "Стихотворения Василия Жуковского", которая выйдет в свет в декабре того же года. То есть Жуковский дарит подопечному эксклюзив - один из первых полученных им авторских экземпляров. Получив подарок, Пушкин начинает писать подражания Жуковскому, а затем и самостоятельные стихотворения, которые Жуковский, в свою очередь, правит.
К 1816 году относится первое дошедшее стихотворное послание Пушкина Жуковскому. Он говорит здесь о принятом решении стать поэтом и ведущей роли адресата в этом:
Могу ль забыть я час, когда перед тобой
Безмолвный я стоял, и молнийной струей
Душа к возвышенной душе твоей летела
И, тайно съединясь, в восторгах пламенела, —
Нет, нет! решился я — без страха в трудный путь,
Отважной верою исполнилася грудь.
Цель достигнута, и начало положено.
Ещё во время учёбы в лицее Пушкин стал членом литературного общества “Арзамас”, одним из основателей которого был Жуковский. Общество было создано в 1815 году в противовес так называемым "архаистам" из "Беседы любителей русского слова" А.С.Шишкова. Оно носило скорее характер дружеского кружка, чем серьёзной организации.
Главным занятием общества было пародирование серьёзной “Беседы”, литературная игра. Например, арзамасцы носили шуточные прозвища, взятые из баллад Жуковского. Даже после распада кружка тот продолжал в письмах называть Пушкина его арзамасским прозвищем Сверчок.
Буффонада явилась причиной рождения «Арзамаса», и с этого момента буффонство определило его характер. Мы объединились, чтобы хохотать во всё горло, как сумасшедшие; и я, избранный секретарем общества, сделал немалый вклад, чтобы достигнуть этой главной цели, т. е. смеха; я заполнял протоколы галиматьёй, к которой внезапно обнаружил колоссальное влечение.
(из письма В.А.Жуковского)
Однако это не было так уж бессмысленно, как может показаться на первый взгляд. «Арзамас» способствовал тому, чтобы Пушкин вошёл в литературное общество: здесь он регулярно встречался с такими известными писателями, как К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов и, конечно, с самим Василием Андреевичем. Заседания позволяли молодому поэту быть “в контексте”, участвовать в обсуждениях. А занятие пародией - хороший способ обучиться анализу чужого стиля.
В 1820 году происходит знаменательное по своему символизму событие. После прослушивания законченной поэмы "Руслан и Людмила" - первого крупного произведения Пушкина - Жуковский выдаёт воспитаннику "аттестат" - дарит свой портрет с надписью:
"Победителю ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму "Руслан и Людмила". 1820, марта 26, Великая пятница".
Сейчас его можно увидеть в кабинете музея-квартиры на Мойке.
Это событие любят называть “передачей лиры” главному поэту молодого поколения. Интересно, что за несколько лет до этого эту самую условную “лиру” Жуковскому вручал Державин:
Тебе в наследие, Жуковской!
Я ветху лиру отдаю;
А я над бездной гроба скользкой
Уж преклоня чело стою.
Вот такая литературная эстафета.
Но почивать на педагогических лаврах Жуковскому не пришлось. Вскоре начинается главная битва, которую ему предстоит вести даже после смерти Пушкина, - попытка примирить своего подопечного с властью (как и власть с ним). Об этом речь пойдёт во второй части.
А чтобы закончить на положительной ноте, вспомним ещё одно стихотворение - замечательную стихотворную подпись Пушкина к портрету Жуковского работы О.А.Кипренского:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость.
1818 г.
Всё-таки Жуковский был прав.
И, собственно, сам портрет ещё совсем молодого наставника:
Вторая часть:
Ещё почитать о Жуковском:
------------------------------------------------
Мой телеграм-канал, где можно найти всякие забавные (и не очень) цитаты и мысли о русской литературе: https://t.me/nashevsyoidrugie