Каждому городу рано или поздно приходится пересматривать, как он устроен – и особенно это касается транспорта. Но если вы думаете, что реформа петербургской транспортной системы – это про комфорт, удобство и связанность — вы чертовски ошибаетесь. Вместе с новыми предложениями по изменению правил землепользования и застройки нам под шумок подсовывают целую линейку очередных "транспортно-пересадочных узлов" (ТПУ), от которых у нормального горожанина начинает шататься глаз и дрожать маршрутная карта. Что за зверь такой – ТПУ, зачем он на Черной речке и почему нас заставляют пересаживаться чаще, чем таксист меняет пластинку в машине?
Итак, давайте разбираться. Но осторожно: это не просто список проектов, а настоящая глава из дилогии «Фантастические терминалы и где они обитают».
Всё начинается, казалось бы, логично: в городе планируют железнодорожные полукольца — D1 и D2 – городской вариант наземного метро, которое должно связать между собой даже самые отдаленные уголки Петербурга. По идее, это должно было бы быть событием уровня появления Wi-Fi в метро. Но вместо бурного восторга мы получаем туманную перспективу десятилетней давности, которую старательно реанимируют в новых обертках. Эти маршруты — от Ораниенбаума до Белоострова и от Гатчины до Токсово — уже давно пылятся по полкам стратегий и планов, перекочёвывая из документа в документ, как потерянная надежда на привычный и нормальный транспорт.
А теперь сюрприз: к этим маршрутам нужно построить транспортно-пересадочные узлы. Много. И повсюду. И вот тут начинается настоящий Петербургский триллер.
Броневая — метрошный квест
Первым номером в программе заявлен ТПУ «Броневая». Да, именно здесь хотят объединить железную дорогу, перспективное метро и автомобильное сообщение. И вроде бы звучит прекрасно — но есть одна проблема: пока всё это существует исключительно в концепциях. Метро? Эскиз вестибюля. Новые участки улиц? Стрелочки на карте. Мосты? Только в мечтах. Ирония в том, что даже для таких фантазий необходимо выбить для участка статус комплексного освоения территории. А значит — передел земли, интересы застройщиков, строительство, и как результат — проблемы для уже живущих там людей. Ради пересадки с поезда на метро. Как бы нам не пришлось пересаживаться и в другую реальность…
Волковская — многообещающий вокзал с привкусом вечной стройки
Дальше у нас «Волковская», где обещают аж три направления: оба кольца и связь с Московским вокзалом. Звучит странно. Прямо-таки европейский транспортный хаб объявляется потерянным среди несогласованных документов. Красиво написано, но пока даже проектные решения не утверждены. Обещания тянутся годами, как кефир в тюбике, а между строк читается: «Нам самим пока не понятно, что с этим делать, но давайте на всякий случай отрежем кусок земли под КРТ. А вдруг что-то получится?»
Старая Деревня — старые обещания и новые игроки
И вот мы добираемся до самой драматичной точки – ТПУ «Старая Деревня». История с приведением сюда маршрута D1 превратилась чуть ли не в мыльную оперу. Сначала соглашения, потом скандалы, затем игры с крупными бизнес-группами, смена "спонсора". В итоге — одни громкие заголовки и никакой ясности. Поблизости находится фондохранилище Эрмитажа, и кто знает — может быть, однажды сами экспонаты будут транспортировать в тачках, пока граждане будут шагать по «высокотехнологичным» пешеходным связям из ТПУ в метро.
Черная речка — улыбайся, ты в промзоне
Следом — Черная речка. Что же здесь? Промышленные и складские территории, которые по мнению планировщиков, надо срочно «реорганизовать» под новую транспортную инициативу. Да, тут тоже появится ТПУ. Да, тут тоже будет метро, пешеходные переходы, планы на "сухие ноги" (то есть пересадки без дождя и ветра). Но, поверьте, как только вы прочтете «сухие ноги» в документации, скорее всего, сухими они у вас и останутся – в дословном смысле, но не в петербургских реалиях. Переходы — через дорогу, новые станции — когда-нибудь потом.
Лесная — мечта пополам с подъездами
А теперь — сосредоточьтесь. Комплекс Лесная, а именно предполагаемый ТПУ «Кушелевка». Здесь даже планируют новенькую станцию метро — Лесная-2. Правда, возникают такие вопросы, что вам и грузинская загадка про кувшин покажется легкой: где именно начнут строительство ветки? С Горного института или с Полюстровки? Что будет с гаражами? А промышленными зонами? Никто не знает. Но на бумаге всё будто бы логично и даже — внезапно — красиво.
40 (сорок!) ТПУ: зачем так много?
На сегодняшний день в комплексной схеме организации дорожного движения прописано более 40 транспортно-пересадочных узлов. Часть из них уже есть — Ладожская, Ленинградский вокзал, Купчино и даже Пулково. Но вот остальные — пока что просто обещания на чертежах и попытки сдать "на бумаге" картины светлого будущего. А мы с вами вынуждены отыскивать комфорт с лупой — и желательно не в час пик.
Кто всё это заказывает?
Даже на уровне обсуждений неясно — кто будет отвечать за строительство, координацию, финансирование проектов. Город? РЖД? Частные инвесторы? Арендатор из соседнего ТЦ? Пока звучит версия, что РЖД согласится на бесплатную передачу путей для строительства в обмен на... возможные компенсации от города. Вы уже чувствуете, как деньги налогоплательщиков пошли гулять?
Что в сухом остатке? Иллюзия бурной деятельности, нарисованные стрелочки, гектары земли, отданные под туманные концепции. Это не про стратегическое развитие, а больше похоже на актерскую игру в транспортную комедию. Пересаживайтесь, петербуржцы, пересаживайтесь — только не забудьте спросить: "А на что?"
А теперь к вам, друзья. Скажите честно: вы верите в эти проекты или уже запаслись удобной обувью для пеших пересадок? Делитесь своим мнением в комментариях — хватит ли вам терпения ждать 2030-го, или готовы выйти на следующей? 👇
Пожалуйста, поставьте ваш великолепный лайк ❤
А если нажмёте "Подписаться" - будет супер 🙌
Здесь каждый день очень много интересного!