В Театре на Малой Ордынке постановку «Эдит Пиаф. Гимн любви» называют хитом. Об этом сказал худрук Евгений Герасимов, который приветствовал зрителей по окончании спектакля в тот вечер, когда мы его смотрели.
Красный занавес на всю сцену и ретро-микрофон. Вот, собственно, и всё, что нужно для декорации жизни «парижского воробушка» – Эдит Пиаф, ставшей не просто популярной певицей свое времени, а внеэпохальным культурным символом Франции. Две параллельно идущие сюжетные линии позволяют объемно показать огромную личность этой маленькой (147 см) женщины.
С одной стороны нам показывают собственно жизнь мадам Пиаф, главным образом сценическую. Вот она репетирует спектакль под руководством экспрессивно феерящего на сцене Жана Кокто. Вот хохочет в объятиях любовника - актера Поля Мёрисса. Вот рассказывает о детстве – и о бабушке-держательнице публичного дома, и о слепоте до трёх лет, и чудесном прозрении благодаря божьей милости (отмолили за здравие). Вот мечтает о мужчине с голубыми глазами.
Если на сцене приоткрывается занавес, то за ним - только большая кровать. Полагаю, в этом - символизм множества романов дивы. В остальном же - лишь незапоминающиеся детали интерьера.
Вторая сюжетная линия – допрос Андре Бигара, секретаря Эдит Пиаф. Диалог следователя, обвиняющего диву в коллаборационизме, и её доверенного лица раскрывает еще одну грань личности артистки.
Своим творчеством она буквально сохраняла жизни, отправляясь на концерты в концлагеря, где передавала заключенным документы для побега. Она принимала в подарок драгоценности от нацистов и продавала их, чтобы передать деньги на борьбу с оккупантами. Завернувшись во французский флаг, пела на французском в захваченной немцами стране – неслыханная дерзость, которую спускали с рук только ей.
Неудивительно, что после войны это вызвало подозрение со стороны властей. Да и во время войны не всем такие действия были понятны, в лицо «парижскому воробушку» от зрителей неслись обвинения в предательстве.
Появление Эдит Пиаф на допросе закольцовывает обе сюжетные линии. Следователь сварливо требует от неё покаяться во всех грехах, на что артистка иронично отвечает, что у него жизни не хватит, чтобы выслушать все её грехи, и милым тоном предлагает ему засунуть свои обвинения в.... Ну вы поняли. Дзен не позволит написать это слово, а со сцены оно прозвучало искренне и вызвало аплодисменты зала.
Да, певице было, что вспомнить. Авторы спектакля деликатно подошли к образу Эдит Пиаф, не стесняясь рассказывать о её любовниках (француженка!), выделяя её патриотизм и, конечно, акцентируя на певческом таланте. При этом оставив «за кадром» не самые лицеприятные детали биографии.
Эдит говорила: «Моя жизнь была отвратительной, это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому что я любила прежде всего ее – жизнь».
А музыка звучит
С этой восхитительной стороной и знакомит спектакль Театра на Малой Ордынке. За два часа со сцены прозвучало 6 или 7 песен – от не самых известных (во всяком случае мне), до тех, что сегодня воспринимаются как музыкальные визитки Франции.
В роли «парижского воробушка» выступила артистка театра Ирина Зайцева. Очень миниатюрная и с нереально мощным и красивым голосом, фактурно она, кажется, идеально подходит под роль. Однако не могу не отметить, что «парижский воробушек» в ее московской инкарнации мне открылась немного не такой, как я её представляла. Признаться, я её, наверное, вообще никак не представляла, но меньше всего ожидалось, что Эдит Пиаф может быть своего рода собирательным образом Тоси Кислициной и некой армянской тётушки. Не хочу никого не обидеть, но к этому пришлось привыкать.
Отметить хочется не только великолепное исполнение Ирины Зайцевой, которое, кстати, Евгений Герасимов охарактеризовал таким примером: посмотревшие спектакль французы сказали, что московская Эдит поёт лучше французской. Польстили, думаю)) Но пение действительно выше всяких похвал. Так вот, отдельно хочется отметить работу звукорежиссёров – Евгения Трухина и Марины Зайцевой. Потому что каким бы ни было исполнение, угробить его плохо налаженным звуком – проще простого, и тогда слова песни сливаются в кашу. Но пению Эдит Пиаф ничего не мешало.
Кроме французского шансона, спектакль органично разбавляют танцы артисток кабаре (ах этот канкан!), яркий цирковой номер (известно, что певица принимала участие в большом концерте на арене цирка) и, что особенно трогательно, – документальные кадры с настоящей Эдит Пиаф.
Создатели спектакля
Автор пьесы: заслуженный деятель искусств Украины Игорь Афанасьев
Художественный руководитель проекта: народный артист России Евгений Герасимов
Режиссеры-постановщики: Евгений Герасимов и Игорь Афанасьев
Художники-постановщики: Дмитрий Иванченко, Константин Розанов
В ролях:
- Жан Кокто – Дмитрий Новицкий
- Андре Бигар, секретарь Эдит Пиаф – Денис Светличный
- Поль Мерисс – Валерий Карпов
- Следователь - Владимир Бегма
- Помощник следователя – Захар Ронжин.
Ну и под занавес, наверное, стоило бы рассказать о стоимости, но в этот раз мы с Аришкой были по пригласительным (не от театра, поэтому предлагаю не подозревать в заказном отзыве). Впрочем, я всё же заглянула дарёному коню в зубы и посмотрела на сайте, сколько стоили билеты на наши места)) 3 тысячи в шестом ряду. В сравнительно небольшом зале 6 ряд - это примерно середина партера.
На днях расскажу, какое впечатление на меня произвёл сам Театр на Малой Ордынке. Спектакль же мне понравился, было интересно пусть немного, но открыть для себя личность Эдит Пиаф, и послушать в живом исполнении ее легендарные песни. Проникнувшись французским флером, я вышла из театра с желанием жить, петь и печь круассаны.