Найти тему
За впечатлениями!

Ты меня никогда не увидишь, сказал он и уехал. "Юнона и Авось", отзыв о спектакле

Оглавление

Люблю писать хорошие отзывы и трудно писать плохие. Особенно трудно, когда не понравилась такая легендарная постановка, как "Юнона и Авось". Сходила за впечатлениями в "Ленком", посмотрела рок-оперу, которая не сходит со сцены 43 года и неизменно собирает аншлаги.

Ты меня никогда не увидишь

Эта песня, полная боли разлуки и сожаления о неслучившемся, горечи расставания и всё же надежды на будущее, пронзительно рассказывала о глубокой драме, ради которой люди десятилетиями идут и идут в "Ленком" на постановку, ставшую некогда прорывом в московской (да и далеко за столичными пределами) театральной жизни.

И тут я прихожу на спектакль и вижу буквально следующее: старый граф Резанов (а по меркам того времени возраст у него весьма почтенный - 42 года) кружит голову 16-летней Кончите, расстраивает ее свадьбу, а когда убитый горем, оскорбленный, но благородный жених просит его жениться на девушке, просто утешает его в духе "да ты не переживай, всё будет нормально". Происходит не то тайное венчание (как это возможно между православным и католичкой?), не то просто помолвка, во время которой священник его спрашивает, согласен ли граф взять в жены девушку, на что вместо того, чтобы как порядочный человек ответить "да", он затягивает ту самую "Ты меня никогда не увидишь", на что Кончита подпевает "Я тебя никогда не забуду". Скажу честно, к такому цинизму меня жизнь не готовила.

То есть это не про любовь до гроба? А про банальнейшую интрижку, где граф "сорвал калифорнийский цветок", как сказали об этом его друзья, и ушел в туман, а Кончита потом всю жизнь как дура его ждала. Ведь 16 лет девке было! Жить и жить! Но нет, 30 лет прождала у моря погоды, а потом узнала, что он умер, и ушла в монастырь.

Рукалицо.

Вот это меня и нокаутировало

То, что я считала гимном любви, оказалось обычной арией мертвого жука в исполнении графа Резанова.

Ария мертвого жука - это протяжная и печальная песня, которую, образно говоря, "поет" (в жизни просто произносит душещипательный монолог) человек, обычно мужчина, когда хочет отвязаться от кого-то, но помочь сохранить ему (ей) лицо. Ария жука поется в заботе о партнере, в заботе о его самооценке. Это такая опекающая нянюшкина песня.

Почему все это представили как историю про любовь, где тут авторы вообще какую-то любовь нашли, я так и не поняла. 

И я бы не сказала, что я такая уж черствая натура и не смогла проникнуться сюжетом. Иногда я даже от мультфильмов слезу пускаю! Но эта история меня совсем не тронула, скорее вызвала недоумение.

Техническая составляющая

Я даже не поверила тому, что увидела в Ленкоме. Не поверила глазам, а ушам и вообще верить было невозможно. Так как пели безумно, просто невероятно громко (спасибо микрофонам), то понять слова было возможно далеко не всегда. А поскольку спектакль музыкальный, то сюжет актеры именно пропевают. И вот что куда зачем, цели и мотивы поступков были часто непонятны из-за плохо настроенных микрофонов, делающих безмерно громкий звук неразличимым для слуха.

Декорации в спектакле не поражают воображение, как и всё остальное. Нос корабля, покатый прозрачный пол, иногда подсвечивающийся, канаты и веревочные лестницы. Перед началом спектакля зрительный зал был еще и полон искусственного дыма (или как это правильно называется).

-2

Первоисточник

По выходу я прочитала в интернете, что это вообще было и что лежало в основе сюжета. И то, что там было в основе, тоже совсем не тянуло на романтическую историю. Бизнес и ничего личного: Резанову нужна была помощь губернатора, отца Кончиты, а Кончите хотелось выбраться из Калифорнии, которая в те времена была лишь испанской провинцией, и повидать свет. Вот и, как сегодня выражаются, замутили.

Выдержка из реального письма реального графа Резанова одному из директоров Российско-Американской компании Михаилу Матвеевичу Булдакову:
"Из калифорнийского донесения моего не сочти, мой друг, меня ветренницей. Любовь моя у вас в Невском под куском мрамора (тут он об умершей жене. - Прим. автора канала), а здесь следствие энтузиазма и новая жертва Отечеству. Контепсия мила, как ангел, прекрасна, добра сердцем, любит меня; я люблю ее, и плачу о том, что нет ей места в сердце моем, здесь я, друг мой, как грешник на духу, каюсь, но ты, как пастырь мой, сохрани тайну».

В своё время "Юнона и Авось" произвела фурор

И я охотно понимаю, почему. Для начала 1980-х, когда состоялась премьера, постановка была сверхсмелой, авангардной. Тут тебе и образы царя и Богородицы, и молитвы, и крестные ходы. Как это всё пропустили на сцену - было непонятно в свое время даже авторам. Безусловно, публика восторженно приняла рок-оперу, а для Николая Караченцова роль Николая Резанова стала, пожалуй, главной в творческой карьере.

Я не знаю, может быть во времена Караченцова и Абдулова этот спектакль читался несколько иначе, и за долгие годы постановщики сместили смысловые акценты? А может быть я просто не смогла считать авторский замысел.

Актеры

В тот вечер, что мы были на спектакле, главные роли исполнили Сергей Пиотровский и Алёна Митрошина - красивые, яркие, талантливые, с красивыми сильными голосами. Немного жаль, правда, что не попала на Дмитрия Певцова. Покупала билеты на вечерний спектакль с надеждой, что будет он. На тот момент, когда брала билеты, состав на сайте еще не был указан.

Кстати, о билетах

Их приобретала еще в ноябре, и это было не очень просто. Писала о покупке здесь.

По итогу оказалось, что места во втором ряду амфитеатра в Ленкоме - это плохие места с точки зрения видимости. В театре очень небольшой уклон рядов в зрительном зале, поэтому головы впереди сидящих очень здорово мешают. Но стоимость билетов такая, что брать ближе было очень дорого. В первой половине зала это бы обошлось в 10-18 тысяч рублей. Я заплатила 6 тысяч. 

Где-то далеко, очень далеко. Фото делаю стоя, поэтому обзор еще ничего. Сидя всё печальнее
Где-то далеко, очень далеко. Фото делаю стоя, поэтому обзор еще ничего. Сидя всё печальнее

Однако в других театрах и на спектаклях с гораздо более маститыми актерами за эти же деньги можно было бы сидеть намного ближе. Например, скоро я иду на постановку с Олегом Меньшиковым, и за пять тысяч у меня билет в третий ряд. На "Юноне и Авось" же пришлось платить лишь за саму возможность увидеть легендарную рок-оперу.

Ну и как итог

По окончании спектакля зал аплодировал стоя. Люди, похоже, были в восторге. Маме моей постановка тоже очень понравилась. Ну а я, видимо, просто занудная калоша, меня это всё совсем не впечатлило.

Это совсем не значит, что постановка плохая, я точно не эталон вкуса, чтобы о таком заявлять. Видимо, это просто то самое пресловутое "не моё". Мне даже неловко в этом признаваться, ведь "Юнону и Авось" зритель обожает уже больше четырех десятилетий, и тут я такая брюзжу. Но я всегда пишу как есть - нравится, значит нравится. Нет так нет.

Отправляю этот поход в число неудачных, разочарование по всем фронтам. Ловлю тухлые помидоры от поклонников "Юноны и Авось", чую, сейчас прилетят.