Найти в Дзене
Живописные истории

Иллюзионизм картины Эдуарда Гертнера «Парохиальштрассе в Берлине»

Немецкий художник Эдуард Гертнер (1801–1877) погружает нас в повседневную сцену с иллюзией глубокого пространства: мы стоим на конце улицы, с левой стороны, и смотрим не останавливаясь вдаль пока наш взгляд не упрётся в изгиб дороги и шпиль высокой церкви. Художник расположил холст вертикально, чтобы разместить здания, которые тянутся почти на всю высоту холста, на переднем плане. Наклонные линии зданий и улицы расширяют пространство позади нас. Художник начал свою иллюзию с тщательного построения линейной перспективной сетки, чтобы наметить композицию и обеспечить "правильное" иллюзионистское углубление пространства. (Мы можем видеть подобную сетку на другой его картине, «Семья мистера Вестфаля в оранжерее».) Подобную технику художники использовали ещё со времен Ренессанса, но Гертнер добавил изюминку: его улица изогнута, поэтому правила изменились. Здания расположены на одной линии этой изогнутой улицы, образуя плотную стену; хотя их линии могут казаться сходящимися в одной точке в
Оглавление

Пространство через линии

Немецкий художник Эдуард Гертнер (1801–1877) погружает нас в повседневную сцену с иллюзией глубокого пространства: мы стоим на конце улицы, с левой стороны, и смотрим не останавливаясь вдаль пока наш взгляд не упрётся в изгиб дороги и шпиль высокой церкви.

Парохиальштрассе в Берлине, 1831 г.
Парохиальштрассе в Берлине, 1831 г.

Художник расположил холст вертикально, чтобы разместить здания, которые тянутся почти на всю высоту холста, на переднем плане.

Наклонные линии зданий и улицы расширяют пространство позади нас.

Художник начал свою иллюзию с тщательного построения линейной перспективной сетки, чтобы наметить композицию и обеспечить "правильное" иллюзионистское углубление пространства. (Мы можем видеть подобную сетку на другой его картине, «Семья мистера Вестфаля в оранжерее».)

Семья мистера Вестфаля в оранжерее
Семья мистера Вестфаля в оранжерее

Подобную технику художники использовали ещё со времен Ренессанса, но Гертнер добавил изюминку: его улица изогнута, поэтому правила изменились.

Здания расположены на одной линии этой изогнутой улицы, образуя плотную стену; хотя их линии могут казаться сходящимися в одной точке в конце улицы, на самом деле ортогонали каждого здания имеют свою собственную точку схода (в отличие от настоящей одноточечной перспективной композиции).

-3

Масштаб и цвет

Размер и расположение каждой детали на картине соответствуют системе перспективы, выстроенной Гертнером.

Объекты на переднем плане крупнее и более детализированы, чем те, что находятся дальше.

Например, белая собака с коричневыми ушами на картине имеет ту же высоту, что и женщина в красном за ней, а детализация красного дверного проёма слева больше, чем у дверей через дорогу и вдалеке.

Отдельные булыжники на переднем плане четко очерчены, в то время как улица вдалеке кажется однородной, поскольку наши глаза не могут различить булыжники на таком расстоянии.

Каждый объект направляет наш взгляд в определенную точку пространства.

Сами по себе фигуры почти случайны, они являются частью уличной жизни, но в то же время являются ориентирами, которые помогают нам определить дистанцию.

Цвет и свет дополняют пространственную иллюзию, создавая ощущение расстояния и объема. По мере удаления объектов они кажутся светлее — Гертнер скорректировал насыщенность цветов, чтобы добиться подобного эффекта.

Улица в основном находится в полутени, так как солнце едва-едва поднимается над зданиями, освещая лишь верхушки нескольких фасадов с правой стороны.

Яркость прямого солнечного света на светло-розовом здании создаёт поразительный контраст с туманным, выцветшим серым цветом церкви на заднем плане, усиливая ощущение расстояния между ними.

-4

Иллюзия и смысл

Созданная художником иллюзия пространства основана на нашем понимании того, что именно так мы часто воспринимаем расстояния в повседневной жизни.

Глядя на улицу современного города, мы видим, как проспекты сходятся в точках на горизонте.

Город Гертнера — Берлин начала девятнадцатого века, и он использует своё иллюзионистское пространство, чтобы запечатлеть его в мельчайших деталях.

Работы Гертнера не являются результатом спонтанной пленэрной живописи — он все тщательно рассчитывал.

В этот же период архитектор Карл Фридрих Шинкель быстрыми темпами преобразовывал Берлин, возводя внушительные здания в неоклассическом стиле.

Картина отражает растущее осознание архитектуры и панорам города, а также стремление запечатлеть их как можно точнее.

Увидеть картину можно в Метрополитен-музее.

Иллюзии | Живописные истории | Дзен
-5