Найти тему
Живописные истории

Иллюзионизм картины Виллема Класа Хеда «Натюрморт с устрицами, серебряной таццей и стеклянной посудой»

Оглавление

Поверхность, объём и свет

На представленной картине преобладают текстурированные поверхности и трехмерные объекты.

Виллем Клас Хеда «Натюрморт с устрицами, серебряной тацца и стеклянной посудой», 1632 г.
Виллем Клас Хеда «Натюрморт с устрицами, серебряной тацца и стеклянной посудой», 1632 г.

Край стола нарисован как бы параллельно плоскости изображения, создавая переходную зону между нашим пространством и предметами на столе.

Они выступают за пределы стола, помогая нам ориентироваться в этой промежуточной зоне и полностью погружая в живописное пространство — обратите внимание на рукоятку ножа, край сервировочного блюда, лимонную кожуру и открытый, обтянутый кожей футляр для ножей.

Нидерландский художник Виллем Клас Хеда (1593/94-1680/82) размещает различные объекты под разными углами к плоскости изображения, создавая ощущение глубины благодаря визуальной игре, которая позволяет вашему взгляду проникать внутрь.

Справа мы видим серебряную таццу (чашу), лежащую на боку.

Такое положение позволяет художнику изобразить вогнутость основания чаши, а также выпуклости ручки и горлышка.

-2

Свет является неотъемлемой частью иллюзий Хеда.

Он расположил свои объекты в тёмном интерьере с драматическим светом, чтобы создать отражения и блики, которые привлекут внимание зрителя.

Тонкая чеканка таццы захватывает крошечные блики света.

-3

Объём вертикально стоящего рёмера (бокала для вина) создается благодаря отражающими поверхностями и жидкости внутри него. Если присмотреться, можно даже увидеть отражение окна. Поскольку источник света находится вне композиции, он дает нам ощущение более светлого пространства за пределами этого темного интерьера.

Мазки и текстуры

Видимые мазки кисти немногочисленны и осторожны.

Выбор художником деревянной основы (вместо холста) помогает достичь ощущения этой очень гладкой поверхности; однако Хеда избирательно использовал видимые мазки, чтобы показать текстуры более мягких объектов, таких, например, как устрицы, бумага и лимон.

-4

Художник нанёс желтую краску пятнистым узором на лимон, что довольно сильно контрастирует с очень гладким нанесением жёлтого цвета в отражении фрукта в серебряном подносе.

Мягкость устриц подчеркивается твердым металлом сервировочного блюда; а его края оттеняют неровные границы раковин.

Бумага и лимон подчеркивают идеальную гладкость металлических поверхностей.

Иллюзия и смысл

Иллюзии связывают нас с внутренней жизнью картины; они кажутся реальными объектами, которые мы почти можем потрогать, почувствовать или понюхать.

Тщательно организованная композиция и точная детализация объектов заставляют нас задуматься об их значении.

В семнадцатом веке этот натюрморт ассоциировался бы у его владельца с материальной ценностью изысканных блюд и серебра.

В то же время иллюзионистские объекты имели дополнительные значения: недоеденные устрицы были связаны с распущенностью, лимон был экзотическим (и, следовательно, дорогим) фруктом, а бумага, сделанная в виде конуса для специй, была бы распознана как страница из альманаха.

В основе композиции лежало послание о мирских удовольствиях, которые быстро проходят.

Иллюзии в живописи:

Иллюзии | Живописные истории | Дзен