Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

И. С. Бах — самый великий из всех композиторов западного мира

Как пример, Иоганн Себастьян Бах был признан величайшим композитором всех времён по опросу среди 174 ныне живущих композиторов в декабрьском выпуске журнала BBC Music за 2019 год. Очевидно, трудно дать исчерпывающий обзор карьеры этого человека. В любом случае, у него было несколько карьер: переезжая из города в город, он брал на себя разные обязанности и всякий раз становился немного другим музыкантом, пока в 1723 году не оказался в Лейпциге, где и оставался до самой смерти. Одна из проблем, связанных с пониманием Баха как человека, заключается в том, что личные документы, которые он оставил после себя, довольно «безличны». Они собраны в книге «The New Bach Reader: A Life of Johann Sebastian Bach in Letters and Documents Paperback» (октябрь 1999, можно купить на Амазон), одной из важнейших справочных книг о нём, но почти все они представляют собой профессиональные публикации, а также отдельные юридические документы о том, как Баха наказывали (или даже сажали в тюрьму), за какие-то нез

Как пример, Иоганн Себастьян Бах был признан величайшим композитором всех времён по опросу среди 174 ныне живущих композиторов в декабрьском выпуске журнала BBC Music за 2019 год.

Очевидно, трудно дать исчерпывающий обзор карьеры этого человека. В любом случае, у него было несколько карьер: переезжая из города в город, он брал на себя разные обязанности и всякий раз становился немного другим музыкантом, пока в 1723 году не оказался в Лейпциге, где и оставался до самой смерти.

Одна из проблем, связанных с пониманием Баха как человека, заключается в том, что личные документы, которые он оставил после себя, довольно «безличны». Они собраны в книге «The New Bach Reader: A Life of Johann Sebastian Bach in Letters and Documents Paperback» (октябрь 1999, можно купить на Амазон), одной из важнейших справочных книг о нём, но почти все они представляют собой профессиональные публикации, а также отдельные юридические документы о том, как Баха наказывали (или даже сажали в тюрьму), за какие-то незначительные проступки.

У нас нет ни любовных писем Баха, ни его личных дневников. Поэтому этот человек может показаться «абстрактным», если только мы не готовы читать между строк.

Можно поспорить, что большинство людей, которые любят Баха, больше любят его инструментальную музыку, чем вокальную. Баха любят художники, учёные и математики, отчасти из-за его очевидной любви к «узорам», но также и потому, что написанная им инструментальная музыка с этими «узорами» очень эмоционально выразительна.

Но эти же самые люди, как правило, менее интересуются гораздо более обширным наследием его церковной музыки. Не все, но многие. Вероятно, что у некоторых людей сегодня, как и в прошлом веке, любовь к Баху имеет «снисходительный» оттенок: «Да, Бах великолепен, но если бы он не был таким чёртовым лютеранином и настолько набожным... Представьте, сколько ещё потрясающих сюит для клавишных, виолончели и скрипки мы могли бы услышать, если бы он не был вынужден писать все эти чёртовы церковные кантаты, чтобы заработать себе на жизнь».

Единственный достаточно хорошо сохранившийся портрет, написанный при его жизни.
Единственный достаточно хорошо сохранившийся портрет, написанный при его жизни.

Обозначим несколько дат.

  • 1685: родился Иоганн Себастьян, седьмой и самый младший ребёнок в семье.
  • 1694: мать Баха умирает. Его отец снова женится.
  • 1695: умирает отец Баха. Иоганн Себастьян поступает на службу к своему старшему брату.
  • 1707: Бах женится на своей кузине. У них семеро детей, трое из которых умирают в младенчестве.
  • 1720: Его жена умирает.
  • 1721: Бах женится на Анне Магдалене Вильке. У них тринадцать детей, семеро из которых умерли, не дожив до совершеннолетия. Его брат умирает.

На тот момент Баху было тридцать шесть лет. Его мать, отец, старший брат, который воспитывал его как сына, и ещё несколько его братьев и сестёр, а также несколько его детей и его первая жена — все умерли.

Бах не родился в богатой семье. Его семья происходила из рода музыкантов, которые часто зарабатывали на жизнь другими способами. Он был не первым членом семьи, который зарабатывал на жизнь как профессиональный музыкант, но многие из его обязанностей на разных работах не имели ничего общего с сочинением и исполнением музыки. От него требовалось преподавать несколько предметов мальчикам-певчим, следить за их поведением и делать много других вещей.

В сложившихся обстоятельствах совершенно логично, что, если Бах искал утешения от смерти и горя, с которыми люди в те дни сталкивались регулярно, он нашёл его в религии, в которой вырос. Нет других вариантов, которые могли бы у него быть.

Мы не сможем понять Баха, если не будем воспринимать его в контексте «религиозной» эпохи, как композитора, который был не только обязан сочинять церковную музыку, но и, вероятно, делал бы это в любом случае, независимо от того, заставляли его это делать или нет. Несмотря ни на что, инструментальная музыка Баха настолько хороша, что впору задаться вопросом, зачем вообще нужно было писать что-то ещё.

Большая часть лучшей инструментальной музыки Баха была написана, когда он жил в Кётене и работал на принца Леопольда, кальвиниста, которого не интересовала церковная музыка, но который был рад, что Бах сочиняет светскую и инструментальную музыку для придворных.

После работы в Кётене Бах был назначен музыкальным руководителем церкви Святого Фомы в Лейпциге, где и проработал последние 27 лет своей жизни. Именно в Лейпциге он написал большинство кантат, «Страсти», а также многие клавишные произведения и поздние шедевры, такие как «Искусство фуги» и «Музыкальное приношение». Возможно, Лейпциг был первым местом, где он почувствовал, что у него наконец-то есть время и пространство, чтобы делать всё, что он хочет.

Музыка Баха всегда содержит больше потенциала, чем может быть реализовано в каком-либо одном исполнении, поэтому все произведения стоит слушать в нескольких вариантах.

Примечательно то, что он взял уже существующую музыку, которая была вокруг него, исследовал её возможности и расширил их до невероятных масштабов. Тому, как ему это удалось, нет объяснения.

По материалам публикации Alex Johnston (англ.), который представился как «писатель, редактор, отец, ирландец, музыкант и иммигрант».