Более ста лет ученые исследуют сон. Праправнук поэта Фёдора Тютчева, доктор биологических наук профессор Иван Николаевич Пигарёв провел сотни экспериментов и выдвинул новую гипотезу о предназначении сна.
Номинантом на Российскую национальную премию в области неигрового кино «Золотая Свеча» 2025 стала картина «Как Иван Пигарёв сон изучал» (73 мин., 2024, 12+).
О создании картины поговорили с режиссёром, сценаристом Юлией Киселёвой - членом Союза кинематографистов России и Гильдии неигрового кино и телевидения, лауреатом премий «За верность науке» и «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и телевидения, дважды номинантом Европейской академии научного кино. Её работы отмечены призами и дипломами многих международных кинофестивалей.
- Как пришли в неигровое кино?
- Из журналистики (окончила Уральский федеральный университет). На Открытом фестивале документального кино «Россия» в Екатеринбурге, где работала волонтёром, поняла – вот то, чем я хочу заниматься. В 2004 году поступила во ВГИК (мастерская Игоря Андреевича Григорьева) и стала снимать документальное кино. Идея первого фильма («Далеко от Лондона») заключалась в том, чтобы показать, что провинция – это образ мыслей людей, а не место их проживания.
После окончания института мастер предложил мне работу на своей студии «Риск» в качестве режиссёра. В 2017 году, к сожалению, Игорь Андреевич ушёл из жизни, но я продолжаю сотрудничать со студией (сейчас она называется «Риск-Фильм»). Здесь я сделала большинство своих картин, в том числе и «Как Иван Пигарев сон изучал».
- Кто ещё из мастеров кино повлиял на вас?
- Режиссёр Андрей Осипов. В 2002 году на фестивале «Россия» он представлял фильм про Андрея Белого «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя». Потрясающая картина! Сейчас, кстати, Андрей Владимирович - художественный руководитель студии «Риск-Фильм». С большим удовольствием показываю ему все свои новые фильмы. Мы обсуждаем, спорим. У Осипова всегда очень точный взгляд на вещи.
Ещё Галина Семёновна Прожико. Во ВГИКе у неё был самый сложный для меня предмет об истории документального кино. Её я тоже впервые увидела на фестивале «Россия». Галина Семёновна модерировала обсуждение фильмов, я слушала и не понимала, о чём она говорит. Одно дело – посмотреть кино, другое дело – разобрать его. Думала: поступлю во ВГИК, буду такая же умная. Недавно она вручала мне Гран-при на фестивале «Мир знаний» за фильм «Чувственный контакт», и я вспомнила этот момент. Мечты постепенно сбываются.
Я выросла в традициях старой школы документального кино и продолжаю ей следовать. Довольно сложно из этой колеи куда-то выйти. Может, и не надо. Сейчас меня активно привлекают во ВГИК, читаю курс драматургии. Принцип передачи знаний от человека к человеку, от учителя к ученику обязательно должен существовать. Каждый мастер закладывает в студентов своё. На курс старше была мастерская Сергея Валентиновича Мирошниченко. Помню, обе группы собрали вместе посмотреть и обсудить картину. Мы так сцепились! Вдруг поняли, что у нас разный взгляд на фильмы! Он вырабатывается постепенно, а через пять лет становится заметно: этот учился у одного мастера, тот - у другого. Что-то передается, впитывается, что даже никак нельзя вербализировать.
- Мировоззрение?..
- Да, и этика. Например, наш мастер всегда говорил: нельзя выставлять героев дураками. У документалистов может быть разный взгляд на героя. Его можно снять в разных ситуациях, но есть некоторые устои: что можно показывать, а что нельзя. И во многом это заимствуется у мастера.
- Как узнали про Ивана Николаевича Пигарёва?
- Около десяти лет я снимала исключительно документальное кино, потом перешла в научно-популярное. По классическим канонам: в документальном кино мы рассказываем о герое, а в научно-популярном - о некоем предмете исследования (то есть, не уходим в личную жизнь героя). Мне интереснее второе. Двумя первыми научно-популярными фильмами стали: «Мозг. Вторая Вселенная» и «Мозг. Эволюция»; затем «Робот, я люблю тебя?», про отношения людей и антропоморфных роботов ; «Чип внутри меня» - про нейроимплантаты.
В какой-то момент двое ученых из абсолютно разных сфер посоветовали мне сделать кино про Ивана Пигарёва. Заинтриговала фраза: «Только Пигарёв узнал, для чего человеку нужен сон!» Стало интересно, почему люди не сговариваясь, говорят мне про этого исследователя. Решила, что надо познакомиться. К счастью, взяла на встречу оператора!
Когда Иван Николаевич открыл дверь в свою лабораторию, удивилась: почему этого человека до сих пор не сняли в кино? Ему было 78 лет. В пиджаке, с бородкой, он показался мне очень похожим на Ивана Павлова. Абсолютно харизматичный, живой. Два часа, пока снимали интервью, без устали рассказывал про висцеральную теорию сна.
Это было в 2019 году. Мне очень захотелось сделать эту картину, и мы стали готовиться. На время ковида работа приостановилась. Потом мы списались с Иваном Николаевичем и договорились о продолжении съёмок. А через десять дней в новостях сообщили, что он погиб…
Через какое-то время его сын Николай (мы были немного знакомы, он занимается кинотехникой) предложил сделать фильм. Я очень благодарна его родным. Мне предоставили семейные архивы, черно-белую хронику 70-х годов, снятую Иваном Николаевичем. Это потрясающий материал! Я не знала, что выбрать! Такие живые, счастливые люди на этих кадрах: совместно с коллегами весело отмечают праздники, устраивают маскарад, перетягивают канаты, ездят по лабораторному подвалу на велосипедах… Смотришь с ностальгией и завидуешь! Многие сейчас скучают по какой-то общности...
- Получился фильм не только об исследованиях, но и о жизни героя - на стыке документального и научно-популярного…
- Да, я специально выстраивала двойную драматургию. Сложно было совместить эти линии. На монтаж ушло около полугода.
- Что стало самым трудным?
- Снять кино без героя. У нас было всего одно интервью. Необходимо было выстроить фильм так, чтобы у всех было ощущение, что вот он живой, он с нами...
- Премьера фильма «Как Иван Пигарев сон изучал» прошла в Большом зале кинотеатра «Октябрь». Совсем нечасто можно встретить неигровые, а тем более научно-популярные картины в кинозалах. Есть ли в этом необходимость?
- Научно-популярные фильмы могут демонстрироваться как на больших экранах, так и на малых. Мне, как режиссёру старой школы, приятнее делать кино для больших экранов. Здесь и драматургия несколько иная, и работа с изображением. Поэтому каждый фильм стараемся выпустить в кинопрокат, пусть даже ограниченный.
Картину показывали на девяноста киноплощадках по стране, половина из них - это залы, обновлённые по программе Фонда кино. Выйти с неигровым фильмом в прокат довольно сложно. К сожалению, кинотеатры неохотно ставят научно-популярное кино в прайм-тайм, в основном выделяют утренние часы в будние дни, когда совсем мало зрителей. А для рекламы требуются значительные средства, которыми мы не располагаем. С каждым годом вопрос проката становится всё сложнее. Есть несколько дружественных площадок в регионах, где мы показываем свои картины, например, Дома кино Союза кинематографистов России.
- Для чего необходимы научно-популярные фильмы?
- Во-первых, это популяризация науки. Сейчас довольно мало знают о современных учёных, наблюдается значительная технофобия в обществе. Необходимо рассказывать о современных исследованиях и повышать уровень критического мышления у аудитории. Во-вторых, это философское осмысление технологий и научных открытий, о которых в силу динамичности жизни мы не успеваем подумать, а кино даёт эту возможность.
- Как на вас повлияла работа над фильмом?
- Я стала больше спать и меньше из-за этого переживать. Раньше, проспав девять часов, корила себя за то, что не потратила это время на какие-то дела. А сейчас рада этому.
Беседу вела Ирина Иванова
Трейлер фильма
Юлия Киселёва комментарий
Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.
Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.
Благодарим вас за отметки «Мне нравится» - они помогают развитию канала! Будем стараться радовать вас новыми познавательными публикациями.