Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Эвакуация" - чёрно-белый слепок трагических военных событий

Восьмидесятилетие победы в Великой Отечественной - главная тема для закончившегося Московского международного кинофестиваля в этом году. Она нашла отражение как в полноценных историях государственного уровня ("В списках не значится", "Почтарь"), так и в картинах более авторских и приземлённых, спекулирующих на индивидуальные темы ("Бесконечный апрель"). Специальный приз жюри же присудили картине более знаковой и точной - "Эвакуации" Фархата Шарипова, что размышляет на тему гуманизма и человечности в обществе, пропитанном мраком, безысходностью и тоской, обществе, переживающем страшную атаку фашистов и разлуку с любимыми близкими. Делает это картина через призму извечно работающего кинематографического тропа - разлуки матери и её маленького ребёнка

Тысячи беженцев, родители и их дети, известные культурные деятели и политики, эвакуируются из страны в Казахстан на переоборудованном поезде, оставляя родной дом, близких и собственное прошлое. Среди всех несчастных кинообъектив обращает взор в сторону молодой матери (Наталья Витмер) и её белокурой дочери, уехавших с небольшим чемоданом и полной неуверенностью в будущем. Непредвиденные обстоятельства приводят любимых к разлуке: на резко отбывший поезд не успевают погрузиться мать и ещё один беженец, выступавший аж в самом Кремле музыкант, а дочь сбегает из состава и остаётся в городе, в надежде, что в скором времени сможет пересечься с единственным близким человеком

Чёрно-белый формат, разрешение экрана 4:3, атрибутика советских антивоенных фильмов, базовая гуманистическая потребность в комплектации истории: кажется, "Эвакуация" действительно сделала всё, чтоб понравиться самому сентиментальному зрителю. Шарипов не находит ни единого манёвра, чтоб прокричать бравые патриотические лозунги, избегает прямого упоминания военных действий, но оставляет в атмосфере витающую тревогу, ощущение неизведанности будущего. Беспрецедентная для всей страны эвакуация мирного населения пугает поболее извещений о нападении на СССР фашистов: близкие разлучаются друг с другом, повсюду раздаются плачи детей и крики их родителей. В выживании и заключена та самая победа, лозунги которой на экранах в этом году скандировал чуть ли не каждый крупнокалиберный режиссёр. Для Фархата Шарипова чувства и семья стоят превыше долга, ответственности и беспочвенной агрессии

-2

Разумеется, подобная работа не получилась бы и вполсилы, если б не усердность казахских кинематографистов. "Эвакуация" - история коалиции народов из единого союза: казахские семьи с теплом принимают русских, русские же - отвечают новым друзьям вечной благодарностью. Кажется, для российского антивоенного кино это действительно дар - высокий уровень гуманизма и профессиональности продемонстрировали наши близкие соседи и друзья. Дыхание войны чувствуется в каждой сцене, ощущение приближения чего-то зловещего и трагического не покидает зрителя вплоть до открытой и весьма озадачивающей концовки, но на помосте так и остаются вечные семейные чувства

-3

Пока не ясно, как и когда картина Шарипова доберётся до широкого зрителя, но она того явно заслуживает. "Эвакуация" - это точный слепок трагических для советской эпохи лет, что вызывает отвращение к насилию и беспочвенным гонениям посредством демонстрации не боевых действий, но разлуки горячо любимых друг дружкой близких. Судьба и эвакуировавшихся, и представителей местного населения так и остаётся неизвестной, но Шарипов уверен: в конечном итоге всё будет хорошо - добро восторжествует, а зло поймает встречный бумеранг. Для отечественного же кинопрома "Эвакуация" пусть и не уникальный, но всё ещё яркий показатель высокого качества казахстанской кинематографии: пусть воцарится мир

-4