Корпоративный мерч — не просто футболки с логотипом. Это часть корпоративной культуры, звено в маркетинговой стратегии. Сотрудник Google в худи с логотипом — уже ходячая реклама. А работник небольшого стартапа в футболке со стикерами — носитель духа компании. И каждый из них транслирует ценности компании.
Google: мерч как статус
Фирменная продукция Google весьма предсказуема. Новым сотрудникам корпорации выдают сувениры с логотипом — бесплатные худи, кепки, бутылки для воды. Всё это качественные вещи, но однотипные как «под копирку».
Фирменная продукция Google — это престиж. Когда ты в худи с логотипом компании, ты уже внушаешь уважение. Проблема в том, что такой мерч не всегда хочется носить. Его надевают для статуса, но не для стиля или удобства.
Мерч Google — идеальный HR-инструмент. Но проигрывает с точки зрения «душевности»: нет креатива и персонализации.
Apple: стильный минимализм и культ бренда
Корпоративный мерч Apple — про минимум лишнего, максимум эстетики. Брендированные чёрные футболки с небольшим лого мечтают носить не только сотрудники. «Ты же работаешь в Apple? Подари футболку!», — слышат работники Apple от друзей и знакомых.
Мерч Apple воспринимается как дефицитный товар, как принадлежность к элитному закрытому клубу. Его редко выдают бесплатно, в основном за заслуги или на закрытых мероприятиях.
Мерч Apple работает на имидж корпорации. Но доступен только «избранным».
Стартап из гаража: креатив против бюджета
Маленькие компании не могут позволить себе дизайнеров уровня Apple, зато у них больше свободы. Именно это делает их мерч более «живым» и «душевным».
Футболки с мемами из рабочих чатов, шоперы и носки с корпоративными шутками — такие вещи хочется надевать. «Наш мерч носят, потому что он классный, а не только потому, что бренд крутой», — скажет любой сотрудник такой компании.
В Stickpeek мы знаем разницу в мерче, поскольку создаем его не только для гигантов типа Ozon, МТС, Сбера и METRO, но и для небольших команд. Например:
Для кроссфит-клуба — стикеры, которые мотивируют заниматься спортом и дают клиентам чувство принадлежности к большой спортивной команде.
Для IT компании Qvant — стикеры с локальными шутками, которые поймёт только разработчик компании.
Для команды «Сценарии загородной жизни» — стикеры с QR-кодами, которые помогли проработать аудиторию на офлайн-выставке. Стикеры ведут в чат-бот, который отвечает на вопросы потенциальных клиентов и сегментирует их.
Мерч небольших компаний работает на сплочение. Сотрудники носят его, потому что это весело, удобно и близко по духу.
Кто победил: выводы для HR и бизнеса
У каждого подхода — свои плюсы:
- Google: статусно, но однотипно.
- Apple: стильно, но недоступно.
- Стартапы: душевно, креативно, но подходит только для внутреннего круга.
Что выбрать:
Хотите подчеркнуть престиж — создавайте минималистичный мерч, как у IT-гигантов.
Хотите поднять вовлеченность и укрепить команду — разработайте удобный и веселый мерч, как у стартапов.
Главное — не забывайте, для кого создаете фирменную продукцию.
Мерч должен радовать тех, кто его носит, а не только HR-отдел. Узнайте, что нравится вашей команде, и создайте такие корпоративные подарки, которые она захочет надеть. Именно люди — ключевая ценность компаний.
Если хотите больше узнать о способах, как сплотить команду, читайте статью по теме:
Оригинальный корпоративный мерч отражает корпоративную культуру компании. Глубже раскрыли эту тему в статье:
Посмотреть идеи мерча