Когда сотрудники довольны, то работают более продуктивно и дают лучшие результаты — так что в выигрыше и люди, и компании. Но как развивать эту самую культуру? Какие фишки можно перенять?
Мы изучили опыт российских и зарубежных корпораций. Взяли 10 интересных примеров. В каждом можно почерпнуть что-то для себя. И необязательно тратить на развитие корпоративной культуры миллионы: бюджетные способы тоже работают.
1. Google. Комфорт для каждого
Одна из самых масштабных корпораций планеты развивает много сервисов: карты, искусственный интеллект и, конечно, поисковик, который знают все. В штате Google работает больше 130 тысяч человек. Корпоративная культура в подразделениях отличается. Но есть общее — комфортные условия для каждого сотрудника.
В «Гугл» приветствуют открытость в общении. Даже новичок может пообщаться с руководством, поделиться идеями. В офисах есть зоны отдыха, еда, спортивные залы. Кандидатов стараются беречь: например, если видят слабые стороны, то не увольняют сразу, а пробуют перевести в другой отдел.
Как перенять пользу
Организовать тренажерный зал и лаунж может позволить себе не каждый. Но вот сделать рабочее место удобным и поддерживать открытость в коллективе совсем не сложно.
2. Adobe. Все строится на доверии
В компании, которая специализируется на разработке программного обеспечения, нет микроменеджмента. Руководители направлений поддерживают сотрудников. А вот ставят цели работники себе сами. И, конечно, ищут пути достижения. В Adobe нет системы наказаний на ошибки, рейтинги тоже отсутствуют. Зато в коллективе есть взаимопомощь и поддержка: новичков встречают приветственным боксом, одобряют инициативы по обучению и развитию навыков.
Как перенять пользу
Больше доверять сотрудникам, отказаться от микроменеджмента. Создать баланс полномочий и ответственности за результат.
3. Росатом. Стремление к лучшему
Госкорпорация «Росатом» предлагает сотрудникам простые и понятные принципы: бережливое производство без ущерба качеству, постоянное обучение и совершенствование, прозрачность карьерного роста. У компании есть специальная мобильная платформа — на ней можно не только курсы пройти, но и посмотреть, каких скиллов не хватает, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Соблюдать разумный баланс между сокращением затрат и улучшением качества. Поощрять инициативу. Выстроить прозрачные бизнес-процессы.
4. Zappos. Ценность и польза
Компания четко определяет свои ценности, главная из которых — стремление приносить пользу клиентам. Сотрудники, которые приходят на работу в Zappos, должны эти ценности разделять. В остальном приветствуется свобода творчества. Есть внутреннее обучение — причем для всех, даже для уборщиц. Лояльность и заинтересованность проверяют любопытно: на испытательном сроке кандидату предлагают 2000 долларов, чтобы он тут же уволился. Оставляют только действительно желающих работать.
Как перенять пользу
Переработать стандартные скрипты, подойти к найму творчески. Учить сотрудников и приветствовать небанальные решения.
5. Ozon. Больше свободы
Постоянный рост, развитие и при этом творческая свобода — вот главные принципы e-commerce компании. Каждый сотрудник может предложить новаторские идеи. Конечно, если готов их реализовать. Высиживать в офисе с девяти до шести, получая зарплату за присутствие, — это не к Ozon.
В команде царит уважительная атмосфера. Предпочтение при наборе сотрудников отдают стрессоустойчивым, активным и позитивным кандидатам. В Ozon много внимания уделяют корпоративной политике: например, заказывают для членов команды уникальный мерч. Сменные стикеры отражают внутренние шутки и мемы.
Как перенять пользу
Принимать во внимание не только хард-, но и софт-скиллы кандидатов. Стимулировать развитие. Улучшать корпоративную культуру.
6. Т-банк. Удаленка и доверие
В финансовой экосистеме Т-банка царит спокойная атмосфера. График у большинства специалистов гибкий, многие работают на удаленке. Есть программа заботы о физическом и ментальном здоровье сотрудников, которая включает и корпоративный спорт, и даже коучинг.
Как перенять пользу
Сделать приоритетом открытость и доступность топ-менеджеров. Уделять внимание совместному отдыху сотрудников. Позволить развиваться вне жестких рамок офисной пятидневки с девяти до шести.
7. ВсеИнструменты. Командная работа на результат
В онлайн-компании, которая специализируется на продаже товаров для ремонта, дома и строительства, ключевые ценности — это клиент, команда и эффективность. Руководство собирает обратную связь от сотрудников, постоянно совершенствуется. Мероприятий и активностей для работников много. Есть система нематериальной мотивации — например, мерч, который можно купить только за внутреннюю корпоративную валюту, — стал важным ее элементом.
Как перенять пользу
Выстраивать корпоративную культуру. Организовывать мероприятия для сотрудников. Приветствовать инициативы и сделать акцент на обучении.
Заключение
Денежная мотивация — это далеко не единственный способ увеличить продуктивность и эффективность работников. Нематериальные варианты влияют на людей не меньше. Особенно важен комфорт и корпоративная культура.
Как мотивировать сотрудников без денег и как выстроить коммуникацию в компании, читайте в «Настольной книге HR». В ней мы собрали кейсы крупных компаний и стартапов и работающие инструменты, которые пригодятся и эйчарам, и руководителям. Скачать книгу можно в Telegram по ссылке. Переходите и загружайте — это бесплатно!
Про ошибки, которые допускают при формировании корпоративной культуры в компании, читайте в нашем блоге