Найти в Дзене
Книжный ум

Островский не стареет. Его пьесы — про нас, сегодняшних

Оглавление

Эта серьезная русская классика. Живём мы вроде как уже в другом мире — без дуэлей, без барышень в кринолинах, без купцов. А вот и нет. Стоит открыть Островского — и понимаешь: он про нас. Про наших родных, знакомых, соседей.

***
***

Самсон Силыч, он же отечественный бизнесмен

В «Свои люди – сочтёмся» Островский подаёт семейную драму под соусом комедии. И смешно и грустно.

Самсон Силыч Большов — купец, фигура почти карикатурная. Но в какой-то момент он становится пугающе реальным. Типаж, знакомый до боли: «Деньги — всему голова», «я тебя породил», «а благодарности — ноль». Помните? Ну вот. В точку.

«Что ж что дочь? Слава богу — обута, одета, накормлена; чего ей еще хочется?»

Ну скажите, это разве не девиз современного прагматика? Купец Большов — не чудовище, он просто... такой.

Липочка и Аграфена Кондратьевна — дочки-матери

Дочка Большова — Липочка — мечтает не столько о замужестве, сколько о московском статусе. Её мечты звучат как TikTok-подборка «мужчины мечты»: военный, благородный, . А рядом — мама, типичная «мамаша-приклад», Аграфена Кондратьевна. Они вместе как две половины одного очень узнаваемого семейного стереотипа.

Но самое интересное — как Островский показывает их конфликт не в лоб, а в полутонах. Иронично, точно, с этим вечным русским «сама виновата, но всё равно жаль». Сначала поругаю, потом пожалею и сама заплачу.

И вот думаешь: ну а сейчас? Разве не хотят нынешние мамы, чтобы «дочка устроилась хорошо»? Или чтобы «вышла не за кого попало»?

Мерзкий, жадный конец у пьесы, Липочка и Подхалюзин одного поля ягоды, пустили отца по миру практически.

"Без вины виноватые" я точно не читала в школе. Потому что первая часть меня поразила. Внебрачный ребенок, женитьба обманом на другой, и так трагически заканчивается. И жалко главную героиню. Потому что речь-то о том, как легко человека затоптать. И как долго он потом из этого подниматься будет.

А потом театр, и актёры, и сцена — всё как будто легко.

Главная героиня, Кручинина, — актриса. И она возвращается в город, где оставила прошлое, о котором, как ей казалось, уже можно не вспоминать. Но прошлое, как назло, не забывает. Это она была той молодой Любой Отрадиной, а теперь актриса Елена Кручинина, это ей сказали, что сын умер, а он жив, и мало того- играет в той же труппе. Еще и несостоявшийся жених-обманщик снова подкатывает через столько лет.

Пока читала, поймала себя на странной мысли: всё это могло бы быть телесериалом. Легко. Купцы, распри, измены, семейные заговоры. Если убрать старорусские словечки — сюжет почти что для вечернего эфира.

Значит ли это, что мы не сильно изменились? Или это Островский настолько универсальный, что попадает в любую эпоху?

Пьесы короткие — особенно по нынешним меркам. А ощущение, как после романа на 500 страниц.

Что я вынесла из этого чтения?

Что в каждой семье есть свой Самсон Силыч. Что «помочь детям устроиться» — это не всегда добро. Что прошлое умеет догонять даже через 15 лет. Что женщины умеют прощать. Но и не забывают.

А главное — что Островский не скучный. Он живой.

А вам какое больше произведение Островского нравится?

____________________________

Каждая книга — это целая вселенная, и я с радостью стану вашим проводником. Подписывайтесь, чтобы вместе открывать новые миры на страницах произведений!

_____________________

Что еще почитать на канале: