В этой статье я вновь вернусь к одной из базовых потребностей человека – к потребности в принадлежности. Я уже о ней писала ранее, но в этот раз хочу разобрать как нарушения в удовлетворении этой потребности отражаются на жизни современного человека и влияют на формирование одой достаточно распространенной черты личности и одного часто встречающегося в настоящее время психологического явления.
Начну с того, что слово «принадлежность» происходит от латинского «ad-pertinere» - «принадлежать для». Обратите внимание не «К» и «ДЛЯ» - это очень важно и вот почему.
Мы уже с вами не раз говорили о том, что для полноценного роста и развития человеку нужен человек. Хоть смысл нашей жизни и заключается в удовлетворении потребностей и получении, как итог - удовольствия, но – ещё раз повторю эти слова Гарри Гантрипа, уж больно они мне нравятся: «Мы ищем людей, а не удовольствий».
Человек не может в полной мере удовлетворять свои потребности вне социальных отношений. Контакт с другим ему необходим не только потому, что высшие психические функции – речь, мышление, память, внимание, восприятие - формируются в контакте с другими людьми. Но ешё и потому, что только в социальных отношениях человек формирует свою основную опору – жизненный фон – само собой разумеющиеся вещи, которые встраиваются в структуру нашей личности, и на которые мы опираемся.
Что это за само собой разумеющиеся вещи такие?
🔹 Первая составляющая жизненного фона - это опыт контакта с окружающим миром.
Это все те навыки, которые человек нарабатывает в процессе своего взросления, и делает, как ему кажется, не задумываясь - сидит, ест, дышит, говорит, стоит и ходит, ощущает и чувствует. Кажется, что мы делаем все это автоматически, но на самом деле когда-то мы выработали способы как это делать. Мы начинали с того, что пробовали мир на вкус и на ощупь, на устойчивость и упругость, на тепло и холод, и постепенно понимали как и когда приспосабливать свое тело под окружающую среду или среду под себя, как и когда реагировать на те или иные происходящие вокруг события – затаивать дыхание или наоборот дышать полной грудью, наступать аккуратно или идти напролом, хватать и притягивать к себе или сидеть и ждать пока «оно само». И, пусть мы не сильно об этом задумываемся, но, выстраивая свое движение в окружающем нас мире, мы опираемся на то, что о нем знаем или думаем, что знаем.
🔹 Вторая составляющая жизненного фона – это опыт отношений с окружающими людьми. В первую очередь, конечно же – с окружающими значимыми взрослыми.
Опираясь на них и ударяясь об их границы, мы набивали шишки и понимали, как и когда контактировать с другими, насколько это может быть опасно и рискованно, что в отношениях можно, а чего нельзя, как устроена иерархия, когда её нужно соблюдать, а когда не обязательно, и какими могут быть последствия за самостоятельные решения и выборы.
Только в контакте с другими людьми человек получает важный навык - отделять «Я» от «не-Я». Это понимание того, что у меня есть границы, и я могу ими управлять – ничто не может проникнуть в мои пределы без моей воли, я отделяю себя и свое от того, что мне не принадлежит, и того, что я не могу контролировать, и главное - я имею право и могу защищать себя от того, что мне угрожает.
Поэтому этот навык - фундамент ощущения базовой безопасности.
Только с поддержкой других людей, выполняющих роль контейнера, человек учится понимать и проживать свои чувства, справляться с ними и опираться на них.
Если при воспитании взрослыми был выдержан оптимальный баланс между поддержкой и фрустрацией, то у растущего человека формируется базовое доверие к миру – ощущение, что в целом мир не опасен, а если он встретиться с опасностью, то всегда может найти тех, кто ему поможет и поддержит.
Как контактировать с другими людьми и с окружающим миром мы учимся не только в семье, но и в множестве других групп, частью которых становимся в процессе взросления. Человеку важно принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и для обеспечения безопасности, и для развития.
Мы берем важное для себя из опыта значимых взрослых. Особенно в самом начале своей жизни - действуем и реагируем по их образу и подобию. Затем перерабатываем полученное в свой собственный опыт - с каждым новым самостоятельным шагом изобретаем свои собственные способы, подходы, убеждения и ценности.
Полученный опыт отношений постепенно уходит в фон, становясь его частью, и мы автоматически опираемся на него, не задумываясь почему какие-то нормы, правила, требования, поведение, реакции считаем правильными и ценными, а какие-то нет.
Именно в социальных отношениях появляется, формируется и набирает силу собственное «Я» человека. Через других людей и принадлежность к ним маленький человек находит ответ на вопрос «Кто Я?» - понимает, что ему интересно, а что - нет, что получается, а что – не очень, что для него важно и ценно, а что – вызывает отвращение или неудовольствие. Отвечая на вопрос «Кто Я?», человек все больше ощущает себя отдельным и автономным.
Так проявляется обратная сторона амбивалентной потребности в принадлежности – потребность в автономности.
Последняя невозможна без первой – для того, чтобы вырасти в кого-то самостоятельного и независимого и отделиться, нужно сначала оказаться в зависимости от чего-то более сильного и опытного.
В начале жизненного пути принадлежность помогает человеку безопасно получать ресурсы для своего роста и развития, но постепенно у него и самого накапливаются ресурсы, которыми он готов делиться и обменивать их на что-то для себя ценное. Поэтому приходит время отделяться от семьи и отправляться на поиски тех, у кого есть ресурсы, отвечающие его возросшим и изменившимся потребностям.
Так от вопроса «Кто Я?» человек переходит к поиску ответа на вопрос «Для контакта с кем Я?». И это очень важный переход: от поиска тех, кто нужен ему - к поиску тех, кому нужен он сам.
Когда человек выходит из семьи, становиться автономным, часть старых принадлежностей неизбежно разрушается, но на их место приходят новые – собственная семья, профессиональное сообщество, новые друзья, круги по интересам и так далее. Старое уступает место новому. Но это старое также уходит в жизненный фон, становясь опорой для следующих контактов и опыта. И чем богаче этот жизненный фон, тем удовлетворительнее и комфортнее человек себя чувствует в жизни.
Всю свою жизнь человек ищет баланс между автономностью и принадлежностью - выходит из одних групп и присоединяется к другим, в зависимости от своих дефицитов и профицитов. А из полученного опыта формирует свой уникальный жизненный фон, на который и опирается в поисках этого баланса.
Вот как-то так должно быть в идеале.
А теперь давайте посмотрим как обстоят дела вокруг нас на сегодняшний день на самом деле.
Продолжение следует.
Автор: Юлия Ивлева
Психолог, Консультации в гештальт-подходе
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru