Найти в Дзене
Ребёнок плохо говорит

Мама, не кричи!

Я логопед, учу говорить неговорящих детей. Давным-давно, когда у меня еще не было кабинета, я приходила домой к одной девочке. Девочка уже взрослая, лет ей было уже 14 или 15. У нее была легкая умственная отсталость. Мы с ней расширяли запас лексики, развивали связную речь, работали над письмом.

Назовем ее Алина. У Алины было отличное поведение. Она очень хорошо сотрудничала. Мы сидели в комнате за ее столом и я просто давала ей задания, а она их делала. Если учесть, сколько обычно я трачу времени на поиск мотивации, для меня это было удивительно и особенно.

У нас также было отличное взаимодействие с мамой. На занятии она не присутствовала, делала свои дела за закрытой дверью. Я неизменно хвалила Алину, давала упражнения для домашней работы. Маме было приятно, что Алина такая умница и так хорошо схватывает. Но однажды в гости пришла бабушка.

Гром грянул в середине занятия. Нет, нас никто не тревожил, к нам никто не заходил. Но беседа мамы и бабушки вскоре стала громкой. Причем они не кричали, а просто разговаривали на повышенных тонах.

Алина побледнела, зажала уши руками и начала беззвучно плакать. Для меня это стало неожиданностью. До этого я ни разу не видела её слёз. Это было не поведение - ей было очень больно и грустно. Я успокаивала ее, гладила по руке, утешала как могла. По ее щекам катились слезы и она повторяла: "Мамочка, мамочка, прости". Вскоре беседа закончилась и бабушка ушла. Воцарилась тишина. И только после этого Алина смогла успокоиться.

Ей было сложно понять, что если мама громко говорит, она не ругает Алину. Она просто громко говорит. Эмоции мамы могут быть направлены на что угодно, она ведь живой человек. Она может злиться, грустить - все что угодно. Но Алина, в силу своего диагноза, не может отделить свои чувства от чувств матери и все принимает на себя.

Имела ли я право на какие-то комментарии тогда? Если я здесь как логопед, то от меня ждут исполнения моих логопедических обязанностей. Я лишь сказала маме, что Алина плакала, потому что слышала громкий разговор. Больше на занятиях такого не было.

Родители имеют огромную власть над детьми. Дети чувствуют, видят и слышат больше, чем мы думаем. Но вот ресурсов и знаний для какого-либо анализа происходящего у детей часто нет.

Как мы можем им помочь. Говорить об эмоциях. Учиться распознавать эмоции, учиться называть свои чувства. Но делать это не в тот момент, когда что-то уже случилось, а в спокойное время.

Если показывать детям (даже если у них РАС или ЛУО), карточки, на которых нарисованы гипертрофированные эмоции (грусть, злость, удивление, радость, страх), они вполне могут их различать. Также детям нравится самим пробовать показывать эмоции. Они могут очень выразительно хмурить брови, грозить пальцем, широко улыбаться и делать вид, что плачут. В этой же ситуации можно попросить маму показать, как она испытывает разные эмоции. Чтобы ребенок привыкал к тому, что даже если он и видит на лице мамы сердитое или грустное выражение лица, он не паниковал, а мог сделать вывод, что маме грустно, или маме весело.

Потом мы начинаем разбирать разные причины на серии сюжетных картинок. Сломалась кукла - девочка заплакала. Мальчик увидел змею - мальчик испугался.

И дети начинают привыкать к тому, что причин для эмоций гораздо больше.

Я Вконтакте - показываю видео с занятий, рассказываю о том, как можно заниматься дома, делюсь материалами. Статьи там и здесь разные. Присоединяйтесь!