Пётр Столыпин — не только министр-реформатор, но и отец шестерых детей, любящий муж Ольги Борисовны. Их брак — история верности: Ольга должна была стать женой старшего брата Петра, но тот погиб на дуэли, завещав им быть вместе. И не прогадали! Семья — крепче камня. Но жизнь детей? Ад настоящий — террор, революция, бегство. Как Мария, Наталья, Елена, Ольга, Александра, Аркадий выжили? Погнали разбираться, что им пришлось пережить.
Семья под прицелом
Пётр с Ольгой поженились в 1884-м, выполнив волю умирающего брата. Любовь — огонь, шестеро детей — счастье. Но тень террора висела всегда. Столыпин, как премьер, был мишенью. В 1906-м бомба разнесла дачу на Аптекарском острове — дети чуть не погибли. После убийства Петра в 1911-м и революции 1917-го всё рухнуло. Из элиты — в изгои, по миру скитаться. Историк Дмитрий Олейников в «Столыпине» (2006) писал: семья жила, будто на пороховой бочке. Я представляю, как Ольга, одна с детьми, держалась в этом кошмаре. Жуть, правда?
Мария: сто лет в изгнании
Мария, старшая, 1885 года. В 20 лет — фрейлина императрицы Александры Фёдоровны, но недолго. На яхте «Нева» в Финляндии влюбилась в офицера Бориса Бока. Сама вспоминала: «Знала, что буду его женой, и всё». В 1908-м свадьба, потом Берлин — Борис стал атташе. Революция загнала их в Литву, Японию, Германию, Польшу, Австрию. В 1940-х — Америка. Детей своих не было, удочерили малышку Екатерину, двух лет. Мария написала книгу об отце и дожила до 1985-го — 100 лет! Меня цепляет, как она, мотаясь по миру, не сломалась. Ну как так?
Наталья: ноги спасли, жизнь — нет
Наталья, 1891 года, пережила пекло в 1906-м. Взрыв на даче завалил её и Аркадия, Пётр сам их вытащил. Врачи кричали: «Ампутировать ноги!» Отец умолил ждать — и спас. Анна Вырубова в мемуарах (1920-е) болтала, что Распутин молился над Натальей, и та пошла. Фрейлиной была для виду — здоровье подорвано. В 1915-м с сестрой Ольгой рванула на фронт, но их поймали. Замуж вышла за князя Юрия Волконского в 1916-м — зря. Он разорился, сбежал в Аргентину, умер там в 1954-м. Наталья уехала во Францию, но рак оборвал жизнь в 1949-м, в 58 лет. Я вот думаю, сколько боли она унесла с собой?
Елена и Ольга: кровь на Украине
Елена, 1893 года, в 1916-м вышла за князя Владимира Щербатова. Две дочки — Ольга и Мария. После революции с матерью, Аркадием, сёстрами Ольгой и Александрой спрятались в имении Щербатовых под Немировым. Хозяйка, княгиня Мария Щербатова, была местной святой — помогала бедным, и Совнарком дал им защиту. Но в январе 1920-го пьяные красноармейцы ворвались. Княгиню, её дочь и подругу расстреляли в парке. Ольга Столыпина, 1895 года, отвлекала убийц, убегая медленно — спасла семью, но её забили насмерть в 24 года. Владимир Щербатов тоже погиб. Елена с детьми уцелела. Крестьяне прикончили убийц. Через Варшаву Елена попала в Рим — дворец Щербатовых достался ей. В 1923-м — второй брак с Вадимом Волконским, дочка родилась, но муж всё спустил. Елена умерла в нищете во Франции в 1985-м, в 92 года. Меня рвёт от того, как Ольга пожертвовала собой. А вы бы смогли?
Александра и Аркадий: выжили, дожили
Александра, 1897 года, чудом уцелела в Немирове. Через Варшаву — в Берлин, там вышла за графа Лео Кейзерлинга. Жили в Латвии, потом Франция. Умерла под Парижем в 1987-м, 89 лет. Аркадий, младший, 1903 года, пострадал в 1906-м, но оклемался. В Немирове с матерью прятался в овраге. В Париже стал журналистом, знал шесть языков, женился на Франсуазе Грации, дочке экс-посла Франции. Трое детей. Умер в 1990-м, 87 лет, похоронен на Сент-Женевьев-де-Буа с матерью. Елена Яковлева в «Российской эмиграции» (2009) пишет: Столыпины держали марку, хоть и в изгнании.