Найти в Дзене
Лидия | живи, читай

Больше, чем просто триллер. О книге Асако Юзуки "Масло"

Эта книга меня приятно удивила. Бралась за неё с мыслью, что скорее всего от истории ничего не получу, но возможно скрашу своё болезненное состояние быстрым перелистыванием страниц. По факту же получила намного больше. Из аннотации романа "Масло" мы узнаем, что журналистка Рика загорается идеей написать серию статей о Манако Кадзии - женщине, которую подозревают в вымогательстве и убийствах собственных поклонников. Она окружала мужчин заботой и любовью, кормила домашней едой, жила на их деньги… а потом они умирали. Но общественность удивляют не столько сами преступления, сколько внешность убийцы: ее полнота никак не вяжется с образом роковой содержанки. Журналистка хочет выяснить, в чем секрет Кадзии, почему ее любили мужчины, откуда у нее такая уверенность в себе? Мне понравилось, что роман не потерял своей "японскости" за декорациями популярного бестселлера, который нам обещала аннотация. Много размышлений, медленное повествование, в которое как нельзя лучше вписывается готовка блю

Эта книга меня приятно удивила.

Бралась за неё с мыслью, что скорее всего от истории ничего не получу, но возможно скрашу своё болезненное состояние быстрым перелистыванием страниц. По факту же получила намного больше.

Роман вышел в издательстве Рипол Классик в переводе с японского П. А. Гуленок
Роман вышел в издательстве Рипол Классик в переводе с японского П. А. Гуленок

Из аннотации романа "Масло" мы узнаем, что

журналистка Рика загорается идеей написать серию статей о Манако Кадзии - женщине, которую подозревают в вымогательстве и убийствах собственных поклонников. Она окружала мужчин заботой и любовью, кормила домашней едой, жила на их деньги… а потом они умирали. Но общественность удивляют не столько сами преступления, сколько внешность убийцы: ее полнота никак не вяжется с образом роковой содержанки. Журналистка хочет выяснить, в чем секрет Кадзии, почему ее любили мужчины, откуда у нее такая уверенность в себе?

Мне понравилось, что роман не потерял своей "японскости" за декорациями популярного бестселлера, который нам обещала аннотация. Много размышлений, медленное повествование, в которое как нельзя лучше вписывается готовка блюд главной героини по рецептам Манако. Да, в романе довольно много еды, так что готовьтесь аппетитно посматривать, как минимум, в сторону сливочного масла. Я за время чтения успела несколько раз попить теплое молоко с маслом. :))

Помимо Рики и обвиняемой Манако, в романе довольно подробно раскрыта как персонаж — лучшая подруга Рики, Рэйко. Несмотря на наличие нескольких ключевых мужских персонажей, на переднем плане, как мне показалось, всегда остаются женщины. Даже коллега-информатор Рики, Синои, которого в тексте тоже много, на протяжении всего романа боится после развода наладить контакт со своей дочерью — что, в целом, будто бы зеркалит одну из важных тем книги: отношения Рики и её умершего отца, в которые мы тоже успеваем погрузиться.

Одна из зарубежных обложек.
Одна из зарубежных обложек.

Возвращаясь к неспешному тексту и в тему женского письма.

Мне нравится этот — уже можно сказать, выделившийся в отдельный пласт литературы — голос современных японских женщин. Как-то органично у меня ассоциируется этот роман с текстами и Саяки Мураты, и Миэко Каваками (роман очень навевал мне "Летние истории", хотя они и совершенно разные). Сюда же вспоминается Эми Яги и ее "Дневник пустоты". Мне нравится, какими выдержанными и в тоже время откровенными (вроде бы противоречие, но японцы так умеют — говорить глубоко и тихо), получаются их истории, какие вопросы они поднимают в своих работах. При этом вспоминается интервью Саяки Мураты, где на вопрос о феминизме и его связи с её романами она честно отвечает, что не думала об этом. И да, из моего рассказа может показаться, что этот роман — снова «женский», «феминистский» и т. д., но это не так. Скорее, дело в том, что долгое время, особенно если говорить о японских авторах, у женщин просто не было голоса. Патриархальные устои до сих пор сохраняются в обществе, но теперь у женщин есть возможность говорить, писать литературу. И эта литература — другая. Это факт.

Журналистка Рика, погружаясь в историю подсудимой Манако пытается понять, чем она так привлекала обеспеченных мужчин, и как ей, будучи в глазах общества совершенно непривлекательной, удается оставаться такой уверенной в себе. И здесь вспоминается образ змеи, которая кусает себя сама за хвост. За время расследования Рика меняется, становясь более уверенной в себе, несмотря на то, что набирает вес, что в глазах окружающих особенно по началу выглядит так, что она себя "запустила" (эта тема, конечно, заслуживает отдельного разговора, но не в рамках этого отзыва). Манако же, напротив, раскрывается с другой, более уязвимой стороны.

Для любителей экшена, тайн и неожиданных поворотов этот роман может показаться скучным, хотя некая интрига в тексте и есть, но это не главное. Я бы отнесла "Масло" скорее к жанру социальной драмы, где мы наблюдаем за тем, как раскрываются личности нескольких героев и как складываются их отношения с близкими. Такое я люблю, а вот триллеры — не очень, поэтому книга мне понравилась.

Были моменты, которые мне оказались не совсем понятны или показались немного вычурными. Например, одна из кульминационных сцен, связанная с Рэйко и её выходкой (назовём это так), но это не подпортило общее впечатление от романа.

Рада, что прочитала роман, и с удовольствием бы познакомилась с другими книгами этого автора. Читала в рамках марафона "Цветение сакуры", который проходит у Юли на канале.

Всем спасибо и хороших майских праздников! :)