Найти в Дзене
Дмитрий Дубенецкий

Кинокамера BMPCC 4K. Часть 2: Динамический диапазон.

Продолжаем разговор о кинокамере Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K. Одним из ключевых параметров, влияющих на качество изображения, является динамический диапазон. BMPCC 4K оснащена сенсором Micro Four Thirds (MFT) и, по заявлению Blackmagic Design, обеспечивает до 13 ступеней динамического диапазона. В идеальных условиях камера действительно показывает около 13 ступеней. В сложном освещении (контровой свет, глубокие тени) фактический динамический диапазон может быть ближе к 11–12 ступеням. Камера предлагает несколько режимов съёмки, влияющих на динамический диапазон и цветопередачу. Режим Film (Log) максимально использует динамический диапазон, сохраняя детали в тенях и светах: ► Максимально плоский профиль. ► Сохраняет наибольший объём цветовой информации. ► Требует цветокоррекции на постпродакшене. ► Лучший вариант для профессиональных съёмок. Режим Extended Video. Этот режим оптимизирован для видео, но имеет меньшую гибкостью на постпродакшене: ► Более контрастный профиль. ► Мате
Оглавление

Продолжаем разговор о кинокамере Blackmagic Pocket Cinema Camera 4K.

Одним из ключевых параметров, влияющих на качество изображения, является динамический диапазон.

BMPCC 4K оснащена сенсором Micro Four Thirds (MFT) и, по заявлению Blackmagic Design, обеспечивает до 13 ступеней динамического диапазона. В идеальных условиях камера действительно показывает около 13 ступеней. В сложном освещении (контровой свет, глубокие тени) фактический динамический диапазон может быть ближе к 11–12 ступеням.

◄▒ Особенности динамического диапазона.

Камера предлагает несколько режимов съёмки, влияющих на динамический диапазон и цветопередачу.

Режимы съёмки (DYNAMIC RANGE)
Режимы съёмки (DYNAMIC RANGE)

Режим Film (Log) максимально использует динамический диапазон, сохраняя детали в тенях и светах:

► Максимально плоский профиль.

► Сохраняет наибольший объём цветовой информации.

► Требует цветокоррекции на постпродакшене.

► Лучший вариант для профессиональных съёмок.

Режим Extended Video. Этот режим оптимизирован для видео, но имеет меньшую гибкостью на постпродакшене:

► Более контрастный профиль.

► Материал готов к использованию без сложной обработки.

► Вполне подходит для случаев, когда нужно сделать быстрый монтаж проекта.

Режим Video.

► Стандартный Rec.709 профиль.

► Минимальная потребность в коррекции.

► Используется для оперативной работы, когда времени на монтаж практически нет.

◄▒ Кроме того, на динамический диапазон влияют и другие факторы – это ISO и битность записи.

Камера BMPCC 4K в клетке от TILTA
Камера BMPCC 4K в клетке от TILTA

Камера имеет нативные ISO:
► ISO 400 (низкий уровень шума). Подходит для хорошо освещённых сцен, с контролируемым светом.

► ISO 3200 (Dual Native ISO). Лучше подходит для сцен с низкой освещённостью. Шум заметнее).

Битность записи:

► 10-bit (кодек ProRes) – хороший баланс качества и размера файла.

12-bit (кодек BRAW) – максимальная детализация и гибкость на постпродакшене.

Основная параметры здесь следующие:

► Чем больше битность, тем более плавные цветовые переходы мы получаем.

► Чем больше битность, тем меньше цветового шума мы имеем в отснятом материале.

► Чем больше битность, тем мы имеем большие возможностей для более агрессивной цветокоррекции без каких-либо артефактов.

◄▒ В завершение этой части рассказа о камере BMPCC4K, некоторые наблюдения, основанные на личном опыте работы с этой камерой.

Что касается режимов съёмки. Я всегда снимаю в режиме Film (Log). Отчасти это связано с тем, что я люблю заниматься цветокоррекцией, а этот режим предоставляет наилучшие возможности для этой работы.

Вы можете сказать, что цветокоррекция требует слишком много времени, а его всегда не хватает. Теоретически всё так, но…

Я получаю материал со своей камеры, который мне хорошо знаком и для меня достаточно предсказуем. Процесс «проявки» и первичной цветокоррекции у меня уже давно хорошо отлажен и не занимает много времени.

И если проект не требует какой-то очень уж творческой цветокоррекции, то времени на эту работу уходит не так уж и много. Тем более, если кадры сняты в одинаковых условиях, то цветокоррекция одного кадра просто копируется на все остальные, и нужно лишь кое-где подкрутить экспозицию.

Но, если мне понадобится в некоторых кадрах включить творческий подход, то у меня будет такая возможность, так как режим Film (Log) сохраняет максимум информации по свету и цвету.

Если, например, взять режим Extended Video, то могу сказать, что так или иначе Вам придётся работать с цветокоррекцией материала, если только Вы не снимите весь материал идеально с точки зрения экспозиции. В противном случае всё равно придётся подкручивать свет и это так же занимает определённое время.

О режиме Video могу сказать, что, на мой взгляд, данный режим хорошо подойдёт для монтажа, что называется: «с колёс».

Иногда поступают такие заказы от клиентов: нужно снять видео, скажем в начале какого-либо мероприятия, затем в течение часа/двух материал нужно смонтировать прямо на месте, и в конце этого мероприятия сразу же показать участникам готовый ролик на большом экране. Пожалуй, в таком случае – этот режим будет в самый раз, но опять же, нужно постараться не промахнуться с экспозицией и балансом белого.

Со своей стороны, реально могу подтвердить, что в режимах Extended Video и Video, при правильных настройках, камера даёт отличный цвет, который, в принципе, не требует никакой дополнительной коррекции. И это, конечно, здорово.

Теперь по ISO.

Действительно, при хорошей освещённости и контролируемости света ISO 400 – даёт отличные результаты.

Что я имею в виду: мы снимаем, скажем, в студии, имеем несколько световых приборов и можем контролировать экспозицию не с помощью ISO, а именно, с помощью световых приборов. То есть, не экспозицию камеры подгоняем под окружающие условия, а именно эти самые условия подгоняем под настройки нашей камеры. Если нужно, добавим света или наоборот – убавим, если слишком светло. Шума практически нет, я даже не подключаю «шумодав» для такого материала.

Если мы снимаем материал на улице, при ярком солнечном свете, то такого же результата можно добиться, используя ND фильтры различной плотности.

С практической точки зрения могу добавить следующее:

Достаточно часто я езжу на съёмки вообще без какого-либо света. То есть, снимаю материал при естественном освещении. Это могут быть, например, отзывы клиентов о строительстве дома, когда мы с ними ходим по комнатам, и они что-то рассказывают на камеру. Либо это могут быть съёмки репортажа на выставке и т.п. При таких условиях нет времени на то, чтобы настраивать окружающие условия под настройки камеры. В этих случаях я делаю всё наоборот – подстраиваю камеру под окружающие условия. И хочу сказать, что камера отлично справляется с поставленными задачами.

При достаточно хорошей освещённости я, конечно же, снимаю с ISO 400. На улице я выставляю минимальное ISO 100 и, при помощи диафрагмы, добиваюсь правильной экспозиции. Понятно, что для таких съёмок не особо важна глубина резкости, поэтому такой подход не критичен – мы же не кино снимаем. Если же где-то в помещении темновато – в таких случаях я использую ISO1200, 1600, 2000. Если уж совсем темно – тогда я выставляю ISO3200.

На этих ISOуже появляется некоторый шум в материале, соответственно, на ISO 3200 он наиболее ярко выражен, по сравнению с ISO 1200/1600/2000. Понятно, что чем больше значение ISO, тем больше шума в отснятом видео мы имеем. Но шум этот не критичен, он достаточно хорошо убирается при помощи «шумодава», который есть в студийной версии Davinci Resolve. И, учитывая тот факт, что на цветокоррекции я всегда набрасываю ещё и немного «зерна» - всё выглядит в итоге отлично.
Да, и конечно, если Вы станете счастливым обладателем BMPCC4K, то у Вас как раз и будет
студийная версия программы Davinci Resolve. Забегая вперёд, скажу, что это один из плюсов этой камеры, впрочем, как и других камер от Blackmagic Design.

Подводя итог, могу констатировать, что камера BMPCC 4K отлично подходит для постановочных съёмок, когда есть время для того, чтобы настроить окружающие условия под настройки камеры. Но в то же время, она подходит и для любых других съёмок, так как очень неплохо умеет подстраиваться под окружающие условия съёмки. Это я к тому, что достаточно часто встречаю мнения, что BMPCC 4K годится только лишь для постановочных съёмок.

Что мы имеем в итоге, по моему мнению: камера достаточно универсальна и, при правильном подходе, даёт отличное качество картинки в различных условиях съёмки.

В следующей статье мы с Вами рассмотрим кодеки, в которых снимает камера.

Если остались вопросы – пишите их в комментариях. Если у Вас уже есть опыт использования BMPCC4K, так же пишите в комментариях: с какими настройками Вы снимаете свои видео. Сможем подискутировать.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие статьи.

Салют!