Найти в Дзене
AUTOMPS

«Десятки», которые не совсем «десятки»!

Оглавление

Возможно, не все знают, что кроме основного конвейера на АвтоВАЗе существует и так называемое ОПП – опытно-промышленное производство. Тут ключевое слово именно «производство», т.к. в режиме наполовину ручной сборки выпускаются не концепты, а вполне себе товарные и сертифицированные автомобили. Самый известный пример – пятидверная «Нива» ВАЗ-2131.

Но были и другие довольно интересные автомобили. Не только на ОПП, но и, как теперь сказали бы, «на аутсорсе». Сегодня расскажем о производных популярного некогда ВАЗ-2110 – «десяточки».

ВАЗ-21106 – GT по-русски.

-2

Это был динамичный скоростной "седан" класса GT, максимально адаптированный к условиям России . Машина развивала скорость до 205 км/час, а первую сотню (ах, как это звучит – первая сотня) набирала за 9,5 секунд.

Разумеется, для этого потребовался прежде всего мощный – в 150 сил – 2-литровый 16-клапанный двигатель Его устанавливали на специальном подрамнике, к которому вместо обычных растяжек, прикреплялись жесткие треугольные рычаги подвески с дополнительным стабилизатором.

Автомобиль снабжали гидроусилителем руля. А индивидуальность облику придавали оригинальные передние и задние крылья, бампер, накладные пороги, спойлер, 15-дюймовые низкопрофильные шины. При этом колею передних и задних колес расширили на 76 мм.

Спидометр на панели приборов это вообще песня: его шкала была оцифрована аж до 240 км/ч! Электронное табло показывало текущее время и, при нажатии на кнопку, высвечивало температуру воздуха за бортом.

Анатомические сиденья и электростеклоподъемники создавали дополнительное удобство и уют. По заказу можно было установить люк, отделать салон и сиденья натуральной кожей.

Любопытна история появления этой весьма редкой модели. Толчок ее разработке дало желание участвовать в престижных международных гонках.

Первый прототип нового ВАЗовского спорткара являлся результатом совместного проекта АвтоВАЗа и его крупнейшего дилера в волжском регионе фирмы «Мега-Лада». Его облик – от первой прорисовки до готового образца – разработан двумя независимыми дизайнерами Никитой Матюхиным и Андреем Рузановым всего за пару месяцев. А сама «Мега-Лада» была известна в Тольятти мощной поддержкой местного автоспорта. Причем не только деньгами – под ее эгидой выросло отделение «Мега-Лада Моторспорт», занимающееся подготовкой автомобилей для собственных команд раллистов и кроссменов.

Но участвовать лишь в соревнованиях ранга чемпионатов России – значит вариться в собственном соку. Необходим был выход на зарубежные трассы. Вот только наши автомобили не выдерживали конкуренции с западными.

Но тут с 1997 года ФИА ввела новую категорию World Rally Cars (WRC) – «мировые раллийные автомобили», в которой будет разыгран титул чемпиона мира. Технические требования непривычно свободны – разрешается устанавливать на атмосферный двигатель турбонаддув, переделывать машины с одной ведущей осью на полный привод, «играть» с аэродинамикой и т.д. Для омологации таких автомобилей их достаточно изготовить всего 20, но на базе модели, выпускающейся тиражом 2500 экземпляров и принадлежащей, в свою очередь, к семейству с годовым объемом производства 25000 штук. Так и стала основой для мелкой серии массовая модель, естественно, новейшего тогда образца и в максимальной кооперации с головным заводом.

Из омологационной программы примерно пятую часть, подготовив для внутрироссийских гонок, можно продавать автоспортсменам.

А оставшуюся пару тысяч, максимально зарядив по части экстерьера и интерьера, представить как эксклюзивный вариант базовой модели.
А оставшуюся пару тысяч, максимально зарядив по части экстерьера и интерьера, представить как эксклюзивный вариант базовой модели.

Была поставлена и выполнена достаточно сложная задача: сделать первый автомобиль за полгода, и сроки выдержали.

На Московском автосалоне МИМС-1996 уже была выставлена «Желтая акула» признанная лучшим экспонатом и получившая награду журнала «За Рулем».
На Московском автосалоне МИМС-1996 уже была выставлена «Желтая акула» признанная лучшим экспонатом и получившая награду журнала «За Рулем».

В следующем году она опять участвовала в этом автосалоне. Потом автомобиль показали во Франкфурте, Эссене, Греции. Из Германии поступил заказ на изготовление сразу двух с половиной тысяч штук. В Греции тоже был хороший заказ. Кроме АвтоВАЗа и «Мега-Лады» к истории «акулы» имела отношение и компания «Арсенал-Авто».

Хороша?
Хороша?

Изначально, как временное решение, под капот устанавливался 16-клапанный 1,6-литровый мотор с системой распределенного впрыска топлива (разработка «Мега-Лада Мотор-спорт» на основе блока 21083).

Но потом его заменили  двигателем от Opel Astra GSi 2.0i 16V, отлично вписывавшимся в моторный отсек «десятого» кузова.
Но потом его заменили двигателем от Opel Astra GSi 2.0i 16V, отлично вписывавшимся в моторный отсек «десятого» кузова.

При мощности в 150 л.с. двигатель без проблем форсировался до 250 — 300 сил, а с наддувом — и до 400 л.с.!

Практически вся работа по автомобилю 21106 и основная часть работ по спортивной модификации 21107 была проделана в НТЦ ВАЗа. Поставками моторов, коробок передач, выпускных систем и ходовой части занялось английское подразделение Опеля Vauxhall. В Англии и проходил испытания второй образец ВАЗ-21106. А фирма «ФРОСТ» занималась установкой системы кондиционирования воздуха в салоне.

Итак, уже в сентябре 1996 года собрали первый прототип ВАЗ 21106 с силовым агрегатом "Opel Astra 2.0 1,6V", который прошел комплекс испытаний на Центральном автополигоне в г. Дмитрове. В том же году было отобрано около 12 автомобилей 21106, на которых были проведены приемочные, ресурсные испытания, испытания на удар, то есть, автомобиль прошел полный цикл испытаний.

К созданию внешнего облика 21106 приложили руку несколько ВАЗовских дизайнеров, Первые эскизы нарисовал Владимир Ярцев. Пригласили Андрея Рузанова, который работал в паре с Никитой Матюхиным. Взяли одну из первых десяток, поставили в гараж, задали параметры по ширине длине, колее. НТЦ обеспечил необходимое количество пластилина. Машину подняли на козелки и облепили пластилином. Разработки показали англичанам, они одобрили. Буквально в течении месяца все было готово. Первые пластмассовые детали тоже изготовили Рузанов с Матюхиным.

Так появились и «Желтая акула» и первые три образца серии 100. На «Желтой акуле» стояли кованые диски фирмы «Слик». Но на мелкосерийные «сто шестые» на заводе устанавливали ковку Д16 от «Авиатехнологии».

Позднее, в 1998 и 1999 годах происходили некоторые изменения первоначального дизайна автомобиля. Стала иной форма бамперов, удалены пластиковые накладки на дверях и капоте. По словам производителя, это уменьшило уровень шума в салоне автомобиля при движении со скоростью выше 200 км/ч.

Купе изволите? Их есть у нас!

Одна из версий нашего купе
Одна из версий нашего купе

В 1996-м, когда выпуск «десятки» еще только готовили, на Московском автосалоне АвтоВАЗ показал и необычное желтое двухдверное купе с новомодным пластиковым верхом и, что интереснее, 150-сильным дизельным двигателем Opel. Позднее её мелкосерийный выпуск наладили под обозначением ВАЗ-21106C.

Помимо того что в крыше был установлен электро-люк, была в купе и совершенно эксклюзивная фишка: задние боковые окна опускались посредством электропривода!
Помимо того что в крыше был установлен электро-люк, была в купе и совершенно эксклюзивная фишка: задние боковые окна опускались посредством электропривода!
Для большей оригинальности и спортивности первый прототип в кузове купе оснастили не классическими десяточными задними фонарями, а оригинальной оптикой, где боковые фонари фирмы ОСВАР позаимствовали от... прицепов отечественного производства.
Для большей оригинальности и спортивности первый прототип в кузове купе оснастили не классическими десяточными задними фонарями, а оригинальной оптикой, где боковые фонари фирмы ОСВАР позаимствовали от... прицепов отечественного производства.

Голь на выдумки хитра, не правда ли?

Серийные модификации с кузовом купе оснащались, впрочем, моторами Opel C20SEL мощностью 136 л.с. Также они имели несколько упрощенный внешний вид.

Выпуском машин занимался не сам АвтоВАЗ, а его дочерние компании. Тольяттинские фирмы «Моторика» и «Лада-Тул» сделали около 300 седанов ВАЗ-21106, а также 18 экземпляров двухдверного купе ВАЗ-211061.

Производство кузовов для «сто шестой» завершилось ещё в 1998 году, но сборка машин продолжалась аж до 2009 года.

Членовозка «Консул» – предтеча нынешней «Ауры»?

Стретч-версию ВАЗ-21109 поначалу назвали «Консул», но завод выпустил всего два опытных экземпляра. Зато независимая компания «Суперавто» в 2000-х наладила выпуск подобных квази-лимузинов под индексом ВАЗ-21108 «Премьер».
Стретч-версию ВАЗ-21109 поначалу назвали «Консул», но завод выпустил всего два опытных экземпляра. Зато независимая компания «Суперавто» в 2000-х наладила выпуск подобных квази-лимузинов под индексом ВАЗ-21108 «Премьер».

Впервые лимузин показали в 1996 году на Московском автосалоне. Чуть позже начать штучное производство автомобиля по индивидуальным заказам.

Автомобиль, впрочем, так и не стал тогда серийным. Через некоторое время проект полностью закрыли и сегодня можно найти лишь редкие экземпляры на вторичном рынке.

При этом, конструкторы увеличили его колесную базу аж на 650 мм! Причем 200 из них отдали задним дверям, а остальное ушло на вваренную междверную «вставку».

Общая длина машины составила 4.91 метра. Сам кузов немного усилили. Также пришлось использовать другие пружины и более жесткие амортизаторы в подвеске – ведь масса машины выросла на 400 кг.

Под капотом ВАЗ-21109 был не особо мощный 1,5-литровый 16-клапанный двигатель мощностью на 93 л.с. С ним лимузин ездил не особо резво, разгоняясь до сотни за 14 секунд и набирая не более 175 км/ч.

Если присмотреться, то на первый взгляд может показаться, что это обычный «колхозный» тюнинг «десятки». Назвать автомобиль красивым сложно. Вряд ли на него был большой спрос среди молодоженов: далеко не каждая пара захочет такой лимузин для свадьбы.

Хотя, как и положено лимузинам, внутри была перегородка между рядами сидений с опускным стеклом.
Хотя, как и положено лимузинам, внутри была перегородка между рядами сидений с опускным стеклом.
Для отделки салона использовались более дорогие материалы.
Для отделки салона использовались более дорогие материалы.

Вместо классического дивана, сзади разместили два раздельных капитанских кресла с сервоприводами, раздельно регулирующими наклон спинок и положение подушек. Из приятных «фишек» можно отметить телевизор, бар с холодильником, кондиционер. Но можно было дополнить автомобиль люком и последним писком тех лет – видеомагнитофоном.

Производство машины прекратилось в 2006 году: спрос на лимузин ВАЗ-21109 был очень маленький. Их производили на фирме «СпецАвто». только по заказу.