Найти в Дзене

Культы личностей руководства Страны Советов, где лежат истоки их возникновения?

Сегодня 155 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Может и не самый подходящий момент, чтоб «топтаться на могилах», тем не менее хотел бы ради объективного понимания прошлого предложить вам эту статью. Услышав слова «культ личности» мозг любого, мало-мальски имеющего этот самый мозг, современного человека тут же подставляет третье слово. Дальше строго в зависимости от образованности и отношения к советскому периоду нашей страны, это третье слово может быть «Ленин» или «Сталин». Все – точка. Нет, ну если сильно образованный, может посмотреть шире за пределы страны и сказать «Мао Цзэдун» или «Хо Ши Мин», вот теперь точно – точка. А если не шире смотреть, а дальше – за пределы советского периода? При употреблении словосочетания «культ личности» изначально мы представляем фигуру Сталина, но сам термин «Культ личности Сталина» появился собственно в 1953 году, с «легкой руки» председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова. По мнению либеральных историков, начался он в сере
Оглавление

Сегодня 155 лет со дня рождения Владимира Ильича Ульянова-Ленина. Может и не самый подходящий момент, чтоб «топтаться на могилах», тем не менее хотел бы ради объективного понимания прошлого предложить вам эту статью.

Культ личности.

Услышав слова «культ личности» мозг любого, мало-мальски имеющего этот самый мозг, современного человека тут же подставляет третье слово. Дальше строго в зависимости от образованности и отношения к советскому периоду нашей страны, это третье слово может быть «Ленин» или «Сталин». Все – точка. Нет, ну если сильно образованный, может посмотреть шире за пределы страны и сказать «Мао Цзэдун» или «Хо Ши Мин», вот теперь точно – точка. А если не шире смотреть, а дальше – за пределы советского периода?

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

При употреблении словосочетания «культ личности» изначально мы представляем фигуру Сталина, но сам термин «Культ личности Сталина» появился собственно в 1953 году, с «легкой руки» председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

По мнению либеральных историков, начался он в середине 1930-х годов и продолжался до 1956 года, когда на XX съезде КПСС произошло его официальное развенчание. Оставим это на их совести, спорить об этом бесполезно, современникам, наверное, виднее было, ведь не просто так сказал М. А. Шолохов: «Да, был культ… Но была и личность!».

Культ личности до Ленина и Сталина.

А какой культ был в России, кроме «культа личности Сталина»? Без сомнения, любой мало-мальски образованный человек ответит «культ личности Ленина» и будет прав. А если немного по-иному вопрос сформулировать: какой культ личности был в России первый?

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Господа монархисты и прочие «хрустобулочники» с пеной у рта будут доказывать, что «культ личности» чисто «совковое» проявление. «Господа», выросшие из «товарищей», просто предали своих же дедов и прадедов, живших в огромной советской стране и готовы поливать грязью всё, что имеет хоть какое-то отношение к ушедшему периоду нашей с вами жизни.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

С ними общаться бесполезно, для остальных же могу сказать, что ответ «Ленин» не верный. Истоки такого явления, как «культ личности» лежат ещё при царизме и сформировались в начале XX века. Николай II с глубоким уважением и трепетом относился к своему деду Александру II и в 1898 году в московском кремле состоялось торжественное открытие его памятника, которое и дало толчок к формированию «культа личности Александра II» в Российской империи.

Культ личности Александра II.

В начале XX века от Николая II поступает распоряжение о изготовлении типовых памятников и бюстов для всех городов страны. Царь всегда был в России сакральной фигурой и его «богоизбранность» особо подчеркивалась, но при жизни. Дальше следовало по формуле «Король умер, да здравствует король!» и сакрализация нового монарха, здесь же происходит именно формирование «культа личности», так как эта личность давно ушла из жизни и памяти народа.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Вот прям слышу, как вы сейчас говорите, что и Петру I ставили памятники после смерти, но там было именно «в память о…», да и масштаб не сравнимый. Нельзя сравнивать несколько памятников Петру I и почти 4000 памятников и бюстов, установленных Александру II даже в самых небольших и отдаленных от центра городах империи. Сейчас вы не найдете этих памятников, большевики постарались и от них следа не осталось, лишь на фотографиях и открытках. В интернете их множество, можете сами проверить, я лишь несколько штук показал.

Безусловно либеральная общественность постаралась и за 35 лет сформировала у многих мнение, что Александр II – царь-освободитель, реформатор и просто душка. Специально для них я писал в 2-х статьях про его либеральные качества, морально-нравственные устои «истинно» православного государя, реформаторские и дипломатические способности.

Прочитайте и ответьте на вопрос: правильный выбор Николай II сделал, вознося деда на пьедестал?

Если с этой стороны смотреть, можно сказать, что Николай II заложил фундамент под «культ личности» Ленина, не только «открыв калитку» для идеологического формирования культа личности, но и вполне себе физического. Большинство памятников Ленина, бюстов Маркса и прочих борцов революции как раз на этих пьедесталах и установлены. Ведь совсем не факт, что такое огромное количество памятников Ленина было бы установлено, если бы не пришлось заменять памятники Александра II.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Культ личности Александра Федоровича Керенского.

Что же дальше, от Александра к Ленину? Не торопитесь, был ещё Александр Федорович Керенский «культ личности» которого начал формироваться не прям сразу после февральских событий 1917 года, а примерно в мае. Керенский был великолепным оратором и «лил в уши» то, что народ хотел услышать. Люди искренне верили, что Александр Федорович выведет страну из кризиса и наступит всеобщее благоденствие, не напоминает более позднего политика «каждой бабе по мужику, каждому мужику по бутылке водки»?

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

С мая по август 1917 года относительно личности Керенского в обществе царил ажиотаж, самые обычные фотографии Александра Федоровича продавали с рук за бешеные деньги. Как вы понимаете их покупали не для того чтоб приложить к больному месту для исцеления, как фотографии Кашпировского. Как метеор пронесся «культ личности Керенского» по политической жизни страны и уже к сентябрю затух, в обществе наступили отрезвление и обожание сменилось злословием и откровенными насмешками.

Троцкий, Зиновьев, Ленин.

Позывы к формированию «культа личности» были у Троцкого и Зиновьева, Троцкий выпячивал себя как мог и любые заслуги пытался приписать собственному гению. Зиновьев, ещё до смерти Ленина, отдал распоряжение о издании 22-х томного сборника своих сочинений, но зачатки желаний Троцкого и Зиновьева не получили дальнейшего развития и говорить тут о сформированном хоть на короткое время «культа личности» конечно же не приходится.

Из открытых источников сети интернет.
Из открытых источников сети интернет.

Ну вот мы и добрались до «культа личности» Ленина, но прежде чем говорить о нем, необходимо точно понимать, что смерть Ленина – это не смерть рядового человека и даже не смерть очередного царя, пусть даже всеми любимого царя-батюшки. Это мощное орудие в дальнейшей политической борьбе, которая началась ещё до его смерти, осенью 1923 года, когда определенно стало ясно, что она неминуема и произойдет очень скоро.

Кстати в отличии от Керенского, Троцкого и Зиновьева, Ленин не поощрял свой культ и не давал ему развития, хоть и прекрасно понимал его мощное идеологическое воздействие. Существует версия, что он завещал похоронить себя рядом с матерью на Волковом (Волковском) кладбище в Петрограде, но реальных свидетельств не осталось, и она не имеет документального подтверждения. Надежда Константиновна Крупская поддерживала Владимира Ильича в этом вопросе при жизни и пыталась противится развитию «культа личности» Ленина после его смерти: «Не надо ставить памятники Ленину, лучше школу постройте».

Продолжение: