Уважаемые Господа, сейчас я расскажу о программе испытания катера с подвесным мотором для выбора оптимального гребного винта.
Итак, сперва надо выбрать удобное место для испытаний. Изучить мели, повороты, места с ограниченной видимостью, судовой ход. Получить информацию о наиболее удобных местах швартовки, стоянки и заправки. Проверить состояние водной поверхности (непосредственно перед тестом: температура, волнение (высота волны), направление и скорость ветра.
Нужно подготовить достаточное количество топлива для проведения теста на месте швартовки или заправки катера.
Подготовить необходимые гребные винты для замены (если тест выполняется с различными винтами), дополнительные крепёжные детали винтов (на случай, если гайка или шайбы потеряются или утонут при замене винта) и инструмент для смены винтов.
Нужно распределить обязанности – кто будет за штурвалом, а кто будет записывать показания приборов.
Относительно приборов: необходимо наличие Тахометра (определение оборотов мотора), GPS прибор (или его аналог) для определения абсолютной скорости катера, и, если возможно, расходомер (или его аналог) для определения моментального расхода топлива.
Испытания проводятся на спокойной воде, желательно с минимальной силой ветра.
Катер должен двигаться по прямой, без поворотов. Два прохода, туда и обратно, по одной линии, чтобы компенсировать влияние ветра, течения и других факторов. Движение начинается при полностью опущенном моторе. Обороты мотора увеличиваются ступенчато – от 1000 до 5000 об/мин, и далее, ручка Пульта ДУ кладётся до упора, и записываются показания оборотов (и другие показания) - при полностью поджатом моторе под транец. После достижения максимальных оборотов, не снижая обороты, надо поднимать мотор тримом (1/4, 2/4, 3/4, 4/4). На всех этих четырёх позициях - надо записывать увеличивающиеся обороты, скорость и расход топлива.
Полученные данные можно записать в такую таблицу:
Вы можете не записывать данные. Это на Ваше усмотрение. Но так будет удобнее анализировать результаты испытаний и сравнивать испытанные гребные винты.
Еще раз напомню – мотор должен раскрутиться до максимальных (или близких к максимальным) оборотов, согласно техническим данным, на каком-то из положений трима. Если обороты двигателя превышают максимальные обороты при полностью открытой дроссельной заслонке, следует использовать гребной винт с большим шагом. Если обороты двигателя меньше рекомендуемых оборотов при полностью открытой дроссельной заслонке, следует использовать гребной винт с меньшим шагом.
Необходимо учитывать, что, изменение шага гребного винта на 1 дюйм приводит к изменению оборотов двигателя при полностью открытой дроссельной заслонке приблизительно на 150 об./мин в ту или иную сторону. Однако, на изменение оборотов двигателя могут влиять следующие факторы: материал и тип гребного винта, тип акватории (пресная или солёная), класс судна (вес и обводы корпуса) и т. п. Кроме того, при подъёме мотора тримом, максимальные обороты двигателя увеличиваются.
Есть еще один метод – “Экспресс тест”. Например, у мотора рабочий диапазон оборотов от 5000 до 6000 об/мин. В таком случае, полностью опустив мотор, можно дать полный газ. После выхода на глиссер после того, как скорость установится постоянной - проверить обороты мотора. Если, при таких условиях, будет 5500 - 5600 об/мин, это может означать, что, в первом приближении, шаг гребного винта вполне подходящий.
В дополнение ко всему описанию процедуры испытаний, могу добавить, что, в процессе испытаний - можно измерять Давление и разряжение в топливной системе и Давление в системе охлаждения подвесного мотора. Измерения можно выполнять при помощи цифрового манометра или стрелочного манометра и вакуумметра.
Эти параметры помогают более точно понять правильность установки мотора на катере - по высоте, по топливной системе и т.д.
Как уже упоминалось, внешние условия (температура воды и воздуха, солёность воды) сильно влияют на результаты испытаний и тестирования гребных винтов. Необходимо учитывать это и испытывать катер с мотором (для подбора винта) в тех условиях (или похожих условиях), в которых планируется использовать катер в дальнейшем. В противном случае, результаты испытаний будут сильно отличаться от реальных показаний при эксплуатации катера с мотором.
На данный момент, это краткое описание, которое я хотел Вам представить. Благодарю Вас за внимание.