"Уже несколько статей мы посвятили жизни и смерти царевича Дмитрию Угличскому. В одной из них мы рассказали о том, почему он считался незаконнорожденным, а также уделили внимание описанию его гибели и версиям, выдвинутым после его кончины. В другой – о том, как спустя больше десяти лет после смерти сына Ивана Грозного, начали появляться самозванцы, выдающие себя за покойного царевича. Первому из них, Лжедмитрию I, даже удалось воцариться на московском престоле, хоть у власти он долго не продержался.
После смерти Лжедмитрия I тут же поползли слухи, что самозванец выжил, сбежал, чем тут же воспользовались новые авантюристы. Вскоре появился Лжедмитрий II. Василий Шуйский, боярин, который укрепился на троне в начале лета 1606-го года, решил, что нужно доказать народу, что Дмитрий Иванович Угличский умер. Для этого он приказал вырыть его тело и перевезти в столицу. При этом при вскрытии гроба царевича современники, участвовавшие в перевозке трупа царевича, сильно удивились. Чему? Что их так поразило?
Предыстория
Для начала в очередной раз кратко повторим предысторию царевича. Скончался он 25 мая 1591-го года после игры в ножички с дворовыми ребятами. Борис Годунов, тогда регент при слабом умом царе Фёдоре Ивановиче, в будущем – правитель, сразу организовал следственную комиссию, установившую, что причиной смерти Дмитрия Ивановича был несчастный случай: он поранил себя гвоздиком во время приступа эпилепсии. В настоящий момент многие исследователи полагают, что бросившиеся на помощь няньки с товарищами нечаянно поранили Дмитрия, поскольку удержать в руке ножичек эпилептик не смог. В то же время также недавно появилась версия, что полученная царевичем рана в горло смертельной не была, а настоящей причиной его смерти были продолжительные эпилептические припадки, следующие один за другим – так называемый эпилептический статус.
Впрочем, уже тогда пошли слухи, что Дмитрия Ивановича убил Борис Годунов – избавился таким образом от соперника, который в будущем мог бы занять престол. А в правление Василия Шуйского эта версия стала официальной.
Канонизация
Итак, чтобы положить конец слухам, что Дмитрий Иванович уцелел, по приказанию Василия Шуйского, гроб с телом царевича был вскрыт. Дальше, как утверждает ряд источников, взглядам раскопавших предстала удивительная картина: мощи Дмитрия Ивановича не истлели.
«…И обрели мощи его целыми и нетленными, словно сегодня положенными, только малая часть взята была от пальца руки его, ибо свойственно земле взять свое родное; также и одежды его все целы и нетленны, а сорочка его, словно виссом, кровью обагрена, в которой он был убит и положен…», – пишут в «Житии царевича Димитрия Угличского».
Впрочем, тут же нашли этому факту оправдание. Конрад Буссов, немецкий наёмник, который в годы Смутного времени находился в России, рассказывает, что Шуйский приказал «убить одного девятилетнего поповича, надеть на него дорогие погребальные одежды, положить в этот гроб [гроб царевича] и отвезти в Москву».
В руках царевича также лежали орешки, которые были у убитого на момент смерти – и они будто бы тоже не испортились никак, только чуть кровью окроплены были. Также вокруг гроба Дмитрия Ивановича, доставленного в Москву, по заявлению русских источников, начали происходить чудеса: больные получали исцеление, инвалиды, которые не могли стоять, выходили на своих двоих, слепые прозревали. Впрочем, иностранные источники, польские и немецкие, более скептичны. Чудеса они объясняют тем, что люди Шуйского подкупили бродяг и обманщиков.
Так, царевич Дмитрий Угличский был канонизирован. Зачем его канонизация понадобилась Василию Шуйскому? В первую очередь, чтобы легитимизировать свою власть – ведь пришёл к ней после убийства Лжедмитрия, признанного тогда реально спасшимся сыном Ивана Грозного. После канонизации Дмитрия Угличского получалось, что он отомстил самозванцу за то, что тот пытался выдать себя за святого.
Во вторую очередь, эксгумацией останков царевича Дмитрия и его канонизацией Василий Шуйский пытался положить конец появлению самозванцев. Как мы, однако, знаем, добиться этого не удалось: после Лжедмитрия I появлялись и второй, и третий, и четвёртый Лжедмитрии. Самого же Василия Шуйского, не сумевшего добиться популярности в народе, ждала печальная участь: в 1610-м году его свергли, насильно постригли в монахи и заключили в Чудовом монастыре; впоследствии Шуйский попал в плен к полякам, где и скончался в 1612-м году.
(с) Zeist
Понравилась статья? Тогда, чтобы поддержать нас, можете поставить лайк и подписаться на наш Дзен иTelegram: https://t.me/vestnikistorii
Мы будем очень признательны любой поддержке!