Украшение Гоголевского бульвара, великолепная городская усадьба на холме, праздничная, нарядная, она сочетает в себе элементы разных стилей. Настоящий шедевр. Усадьба была построена в середине 18 века, правда, тогда она выглядела совсем не так, как сегодня. Давайте проследим, кто владел ею в разные годы, это интересно.
Пётр Александрович Меншиков
Первым хозяином усадьбы был внук Александра Даниловича, всесильного фаворита Петра I, «полудержавного властелина» и светлейшего князя. Пётр Александрович Меншиков был женат на Екатерине Алексеевне Долгорукой. Да, да, на внучке того самого Алексея Григорьевича Долгорукого, который в 1728 отправил всю семью Меншиковых в ссылку в Берёзов. Долгорукие были лютыми врагами Меншикова.
Светлейший был лишён имущества, званий и наград и отправлен со всей своей семьёй в ссылку в Берёзов, городок-крепость в Заполярье, на одном из притоков Оби. Супруга Дарья Михайловна горя не вынесла и скончалась по дороге. Добравшись до Берёзова уже без неё, Меншиков собственноручно строит избу и налаживает скромный быт. С собой им разрешили взять только то, что было на них. Вот Александр Данилович со своими детьми на картине Василия Сурикова:
Но бедствовали они недолго. Осенью 1729 в Сибири началась эпидемия оспы, от которой умер сначала Александр Данилович, а через месяц – его старшая дочь Мария.
В январе 1730 скончался император Пётр II (тоже, кстати, от оспы) и на трон взошла Анна Иоанновна. В Берёзов сразу же были сосланы... Долгорукие, всё семейство.
А младшие Меншиковы вернулись домой. 16-летний Александр Александрович был пожалован в поручики Преображенского полка, а Александра Александровна (ей было 19) – в камер-фрейлины двора. От императрицы они получили деньги, гардероб отца, экипаж, «алмазные вещи» и дворец на Стрелке Васильевского острова, напротив Зимнего дворца.
Александр Александрович Меншиков посвятил свою жизнь армии, воевал, участвовал во многих сражениях, за храбрость был пожалован чином капитан-поручика. Дослужился до генерал-аншефа. Его старший сын Пётр (1743 - 1781) был капитаном лейб-гвардии Преображенского полка. В 1770 он женился на Екатерине Алексеевне Долгорукой (1747–1791). Екатерина Алексеевна была переводчицей: она занималась переводами на русский язык французских романов. К сожалению, не удалось найти их портретов.
Дом, построенный Пётром Александровичем на этом месте, представлял собой каменные палаты. Воротами и главным фасадом они выходили к Большому Знаменскому переулку. Пречистенского бульвара в те годы ещё не было. На месте Бульварного кольца проходила крепостная стена Белого города. К ней палаты Меншикова и другие окрестные дома были обращены своими задними фасадами.
Андрей Егорович Замятин
В 1806 усадьбу приобрёл полковник Замятин. После московского пожара 1812 года он перестроил особняк в ампирных формах: его фасад украсили шестиколонный портик и треугольный фронтон. Ветхие стены Белого города к тому времени уже разобрали: город рос и нуждался в новых транспортных магистралях. Так на месте крепостной стены появилось кольцо бульваров. Поэтому здание развернули на 180 градусов: главный его фасад с портиком стал выходить на Пречистенский бульвар.
Сергей Михайлович Третьяков
Затем усадьба сменила нескольких владельцев, а в 1871 усадьбу приобрёл Сергей Михайлович Третьяков, младший брат Павла Михайловича. Братья Третьяковы были дружны, во всём единодушны, доверяли друг другу. В 1851 вместе приобрели дом в Лаврушинском переулке и проживали там со своими семьями.
Сергей Михайлович был весёлым и добрым человеком, общительным, вносившим оживление в любое собрание. Красивым и элегантным. Был хорошо образован. В отличие от старшего брата, знал языки, часто бывал за границей. Они вообще были очень разные. Павел Михайлович был строг и необщителен.
Первая супруга Сергея Михайловича скончалась в 1860. Он долго горевал и чтобы отвлечься, занялся политикой. В 1863 становится гласным Московской городской думы, в 1864 – старшиной московского купечества. А в 1877 Москва удостоила Сергея Третьякова звания городского головы. На этой должности он очень много сделал для города.
В 1868 Сергей Михайлович женился второй раз и в 1871 приобрёл усадьбу на Пречистенском бульваре. Будучи большим знатоком архитектуры, он перестроил новое жилище. И вскоре дом обрёл свой нынешний нарядный облик в неорусском стиле:
С фасада исчезли портик и треугольный фронтон, а вместо них на бульваре стал красоваться роскошный, будто сказочный терем. К зданию были добавлены два массивных ризалита, напоминающих башни и украшенных кокошниками и колонками, что и делало здание таким радостным и нарядным:
Карниз выполнен в форме полосы небольших арочек:
Вдоль фасада – ряд больших окон с арками – это парадная анфилада комнат, выходящих окнами на бульвар:
Ризалиты оформлены поребриком – украшением простым, выпоненным из обычного поставленного углом кирпича, но очень эффектным:
Это элементы, заимствованные из древнерусского зодчества.
Автором проекта здания был замечательный московский архитектор Александр Степанович Каминский, зять братьев Третьяковых, муж их сестры Софьи Михайловны.
Всю эту красоту дополняет зримая примета эпохи: кованое чугунное крыльцо с фронтоном на четырех изящных колоннах. Любимая и часто используемая Каминским деталь.
А посмотрите, какая крыша венчает здание: щипцовые шатры, красота!
По обе стороны от главного фасада тянется ограда. Слева она имеет вид невысокой глухой стены с массивными пилонами ворот (за ней скрываются хозяйственные постройки). Ограда справа выполнена в виде ажурной чугунной решётки на белокаменном основании и сквозь её узор просматривается корпус усадебного флигеля, в которой была размещена картинная галерея:
Новая избранница Сергея Михайловича, Елена Андреевна Матвеева, была молода, вела светскую жизнь. Каждый день в этом доме бывали гости, пел хор цыган, устраивались балы и фейерверки. Дом создан и оформлен именно для такого образа жизни.
Нижний этаж, где размещались кладовые, кухня и различные служебные помещения, был оформлен просто. Из вестибюля на второй этаж, к парадным залам, ведёт парадная лестница:
Она сделана из белого мрамора и оформлена в классическом стиле:
На лестнице, над зеркалом в классическом портике, раньше встречал гостей портрет Елены Андреевны кисти художника А.А. Харламова, написанный по заказу Сергея Михайловича:
Сегодня портрет Е.А. Третьяковой хранится в собрании Третьяковки, а на его месте в особняке помещён портрет Сергея Михайловича Третьякова:
Поднявшись на второй этаж, мы попадаем в анфиладу парадных залов, которая протянулась по всей длине здания. Залы были оформлены в разных исторических стилях, как это было принято в то время.
Бальный зал
Бальному залу предшествует небольшое помещение с камином – аванзал:
Создатель этого дома вообще очень любил камины (недаром носил фамилию Каминский). Возможно, именно он передал любовь к каминам Ф.О. Шехтелю, который был его учеником.
Из аванзала через арочные проёмы гости попадали в Бальный зал, пышно украшенный позолотой и лепниной:
Здесь проходили не только блестящие балы, но и замечательные концерты. Часто играл Николай Рубинштейн (братья Третьяковы с детства дружили с братьями Рубинштейнами, они были ровесниками и жили неподалёку друг от друга). Выступали и другие выдающиеся музыканты. Выступал и сам Сергей Михайлович: он имел приятный баритон и брал уроки вокала.
Нетрудно догадаться, почему зал назван Амурным. Амурчики здесь повсюду – на стенах, на потолке, в нишах, над дверными проёмами:
Двери отделаны шпоном карельской берёзы и обильной позолотой. А потолок украшает роскошный плафон с изображением колесницы Аполлона (и, опять же, многочисленных амуров):
Столовая в готическом стиле
Из бального зала гости попадали в столовую, оформленную в готическом стиле:
С великолепным камином и огромными стрельчатыми окнами:
Флигель для галереи
Сергей Третьяков, как и его старший брат, любил живопись и был коллекционером. Но он предпочитал картины зарубежных художников, особенно французских мастеров барбизонской школы. Он часто бывал в Париже по торговым делам и там посещал художественные выставки, присматривался к картинам, изучал законы европейского художественного рынка. Для коллекции требовалось место, и справа от главного здания усадьбы был возведён для неё двухэтажный флигель:
Флигель, в котором при Третьякове хранилась его коллекция, соединяется с главным зданием узким переходом, окнами выходящим на Пречистенский бульвар:
А балконом он выходит во внутренний дворик, где сейчас кафе:
Надо сказать, что Сергей Третьяков коллекционировал и русскую живопись. В его коллекции были, например, картины «Украинская ночь» Архипа Куинджи, «Бабушкин сад» Василия Поленова. А для картины «Лунная ночь» Ивану Крамскому позировала присевшая на скамейку в парке супруга Сергея Михайловича, Елена Андреевна Третьякова, в белом платье, словно сотканном из лунного света:
Картина была представлена на VIII выставке Товарищества передвижников в Санкт-Петербурге. Все были от неё в восторге, только о ней и говорили. Сергей Михайлович сразу купил картину «Лунная ночь» и она стала частью его коллекции, находилась здесь, в этом особняке.
В 1880-х сбылась мечта Елены Андреевны: Сергей Михайлович получил дворянство и звание статского советника. В 1889 под её нажимом они переезжают в Петербург, поближе ко двору. А в 1892 С.М. Третьяков скоропостижно скончался на даче в Петергофе. Свои картины он завещал городу.
В 1894 Елена Андреевна продаёт особняк на Пречистенском бульваре предпринимателю и банкиру Павлу Рябушинскому, представителю могущественного купеческого клана, старшему из семи братьев Рябушинских.
Павел Павлович Рябушинский
После смерти отца Павел Рябушинский-младший вёл дела вместе с братьями. Глава семейного бизнеса братьев Рябушинских, политик и общественный деятель, «один из вождей старообрядчества, прекрасный оратор и любитель высшей математики» (по словам его брата Владимира), потому что на досуге Павел Павлович любил решать математические задачи. Он был старообрядцем, как и многие представители купечества. Поэтому при нём светских вечеров с танцами до утра здесь не проводилось.
Девиз Рябушинских – «Богатство обязывает». Перефразируя французское «nobless oblige» («знатность обязывает»), Павел Павлович говорил, что богатство обязывает помогать неимущим, развивать культуру, способствовать развитию страны и участвовать в управлении государством.
Время от времени в его особняке проходили «экономические беседы», когда собирались известные учёные, предприниматели и общественные деятели и обсуждали актуальные вопросы экономического развития страны.
Например, в апреле 1909 обсуждался вопрос о значении притока иностранного капитала для развития экономики страны, а в начале ноября 1910 – о строительстве железных дорог в России.
Рябушинский владел особняком до 1917, усадьба была национализирована. Спустя несколько лет Рябушинские эмигрировали, а в их доме расположились Революционный трибунал и Военная прокуратура. После Великой Отечественной войны здание принадлежало Министерству обороны. В 1986 оно было передано Советскому фонду культуры, который помогает возвращать на родину памятники истории и культуры, ведёт просветительскую работу, при его поддержке открываются новые музеи, а также проходят различные выставки.
Адрес: Гоголевский бульвар, д. 6, стр. 1.
Особняк Замятина-Третьякова в коротком видео: