Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Впервые в истории: в аэропорту Стамбула три самолета взлетели одновременно (ВИДЕО)

Утро 17 апреля вошло в историю мировой гражданской авиации: аэропорт Стамбула первым в Европе одновременно отправил в небо три самолёта с трёх параллельных взлётно-посадочных полос. Казалось бы — просто очередной будничный вылет. Но на деле — технологический прорыв, за которым стоит многолетняя подготовка, инвестиции в инфраструктуру и желание Турции укрепить позиции глобального авиационного хаба. В 11:00 по местному времени синхронно в небо взмыли три борта авиакомпании Turkish Airlines. Все они двигались по разным маршрутам: Каждый из этих рейсов стартовал с отдельной полосы — восточной, центральной и западной соответственно. Впервые в Европе аэропорт применил так называемую технологию Triple Independent Runway Operations — эксплуатацию трёх взлётно-посадочных полос в полномасштабном независимом режиме. «С запуском трёх независимых взлётно-посадочных полос мы открываем новую главу в авиации в аэропорту Стамбула и входим в историю как первый аэропорт в Европе, которому это удалось», —
Оглавление

Утро 17 апреля вошло в историю мировой гражданской авиации: аэропорт Стамбула первым в Европе одновременно отправил в небо три самолёта с трёх параллельных взлётно-посадочных полос.

Казалось бы — просто очередной будничный вылет. Но на деле — технологический прорыв, за которым стоит многолетняя подготовка, инвестиции в инфраструктуру и желание Турции укрепить позиции глобального авиационного хаба.

Как это было

В 11:00 по местному времени синхронно в небо взмыли три борта авиакомпании Turkish Airlines. Все они двигались по разным маршрутам:

  • Airbus A321-271NX с бортовым номером TC-LSP направился по рейсу THY2ST в Кайсери, внутренний рейс по Турции.
  • Airbus A350-941 (TC-LGU) вылетел по маршруту THY3XH в Амстердам.
  • А Boeing 777-300ER (TC-LJL) взял курс на Алматы рейсом THY6528.

Каждый из этих рейсов стартовал с отдельной полосы — восточной, центральной и западной соответственно. Впервые в Европе аэропорт применил так называемую технологию Triple Independent Runway Operations — эксплуатацию трёх взлётно-посадочных полос в полномасштабном независимом режиме.

«С запуском трёх независимых взлётно-посадочных полос мы открываем новую главу в авиации в аэропорту Стамбула и входим в историю как первый аэропорт в Европе, которому это удалось», — говорится в официальном анонсе, опубликованном пресс-службой аэропорта.

Что такое Triple Independent Runway Operations?

В большинстве крупных аэропортов мира одновременно используются две ВПП. Однако, чтобы они работали действительно независимо, требуется соблюдение строгих норм по безопасности, расстоянию между полосами, синхронизации движения воздушных судов и совершенству навигационных систем.

Система трёх независимых полос требует не только инженерных решений, но и колоссальной координации служб — от вышки до наземного персонала. Все три полосы должны быть полностью автономными, чтобы работа одной не влияла на операции на других.

Такую схему сейчас используют только единицы аэропортов в мире. В 2024 году её начал внедрять Гонконг. До этого стабильную работу с тремя параллельными полосами освоили лишь в Атланте (США), в крупнейшем аэропорту мира по пассажиропотоку — Хартсфилде. В Европе подобных решений не было до сих пор.

Что это даст

Переход на новую схему позволит увеличить пропускную способность аэропорта с 120 до 148 самолётов в час, то есть почти на четверть. Это значит меньше очередей на взлёт, меньше задержек из-за перегрузки полос и — что особенно важно для пассажиров — более точное соблюдение расписания.

Новая система особенно эффективна в условиях сложной метеообстановки, когда стандартные схемы начинают «захлёбываться» от количества бортов. Для хаба, который стремится стать крупнейшим в Евразии, это крайне важный шаг вперёд.

Кроме того, это ещё и вклад в устойчивость глобального авиационного сообщения: в условиях, когда крупные европейские хабы испытывают перегрузки, аэропорт с высокой пропускной способностью становится важной резервной точкой.

Торжественный момент и большие планы

Запуск сопровождался торжественной церемонией с участием министра транспорта и инфраструктуры Турции. Он подчеркнул, что новый этап в развитии аэропорта — это не только национальное достижение, но и вызов конкурентам на глобальной арене.

«Мы ставим цель обслуживать до 200 миллионов пассажиров в год — это в два раза больше, чем сейчас», — заявил министр.

-2

Сегодня Istanbul Airport обслуживает около 80,1 миллиона пассажиров ежегодно. По итогам 2024 года рост составил 5,3% — на фоне общей стагнации в Европе это внушительный показатель, особенно с учётом временных сложностей у Turkish Airlines с техническим обслуживанием двигателей.

Аэропорт активно инвестирует в развитие. По данным турецких СМИ, объём вложений в модернизацию инфраструктуры — более 650 миллионов евро. И судя по масштабу происходящего, это лишь начало.

Транзитный узел для россиян

Для российских путешественников iGA Istanbul Airport стал ключевым хабом при полётах в Европу, Латинскую Америку, Африку и страны Азии. Turkish Airlines выполняет рейсы во множество российских городов: помимо Москвы и Петербурга, это Сочи, Екатеринбург, Казань, Уфа, Самара, Новосибирск.

На фоне политической и логистической изоляции России, Стамбул стал чем-то вроде «авиационного оазиса» — удобная пересадка, достойный сервис, большой выбор направлений. Появление третьей рабочей полосы только укрепит его позиции.

Конкуренция с Лондоном: кто круче?

В Европе есть ещё один гигант — лондонский Хитроу, который десятилетиями удерживает пальму первенства по числу обслуженных пассажиров. По итогам 2024 года Heathrow вновь стал первым: 83,9 миллиона человек — на 5,9% больше, чем годом ранее, и на 3,7% выше допандемийного уровня 2019 года.

Однако по числу рейсов в сутки Хитроу уже уступает Стамбулу: 1 302 вылета в день против 1 401 у Стамбула. Разница — почти 8%.

Более того, по данным EUROCONTROL, стамбульский аэропорт сохраняет лидерство по этому показателю третий год подряд.

У Хитроу, впрочем, другая проблема — перегрузка. Аэропорт работает на 99% от максимальной загрузки, и без третьей полосы расти дальше просто некуда. Проект новой полосы оценивается в 20 миллиардов фунтов, но сталкивается с ожесточённым сопротивлением экологов и местных жителей.

Стамбул же, наоборот, уже реализует свои планы: простор, масштаб, амбиции — всё говорит о том, что он не собирается останавливаться. И если дело пойдёт такими темпами, то через несколько лет он вполне может перехватить первенство не только по рейсам, но и по пассажиропотоку.