Найти в Дзене
Вечерний Тришин

Город мёртвых Даргавс: что скрывает знаменитый некрополь Кавказа?

Оглавление

Город мёртвых Даргавс, расположенный на склоне долины Кавказа, представляет собой завораживающее место. Тем, кто не имел возможности увидеть этот некрополь, заброшенные строения могут показаться обычными домами, но в действительности они являются фамильными склепами предков осетин — аланов. Этот уникальный комплекс, датируемый 14-18 веками, хранит в себе множество историй, которые ждут своего открытия. Что же на самом деле хранит этот загадочный город мёртвых и какие тайны он готов раскрыть тем, кто осмелится заглянуть в его недра?

Город мёртвых: уникальный кавказский некрополь

Город мёртвых является средневековым некрополем, представляющим собой комплекс однотипных погребальных сооружений, характерных для Северного Кавказа в РФ. На территории Чечни можно увидеть Цой-Педе, в Кабардино-Балкарии — Фардык-Кешене, а в Северной Осетии схожие некрополи встречаются в селениях Донифарс и Фаснала. Наиболее значительным является Даргавский некрополь, расположенный в ущелье Даргавс - самом крупном на Кавказе с около ста родовыми усыпальницами.

Строения некрополя, выполненные из песка и известняка, имеют квадратное основание и пирамидальную крышу. Предполагается, что традиция такого погребения может происходить из зороастризма, который запрещает закапывать тела, либо связана с особенностями горной почвы. Также здесь имеются полуподземные и подземные сооружения, которые могут быть более древними. Различия в конструкции могил могут отражать социальное положение семей.

Исторические данные показывают, что высота наземных склепов могла достигать четырёх этажей, что позволяло помещать более ста усопших. Покойников размещали на деревянных полках внутри склепов, а входы закладывали каменными плитами – когда пространство заполнялось, кости предков аккуратно переносили в нижние ярусы. Вместе с усопшими погребали их личные вещи: от бытовой утвари и нарядных одеяний до боевых кинжалов. Этот многовековой некрополь, где нашли упокоение целые поколения, по разным подсчётам хранит останки до десяти тысяч людей. Захоронения в этом некрополе датируются 14-19 веками.

-2

Исследование Даргавса

Впервые изучением могильника Даргавса занялась российский археолог Прасковья Уварова в конце 19 века. Она зафиксировала комплекс на снимках и описала обнаруженные предметы захоронения. После её исследования интерес к этому «городу мёртвых» на полвека исчез.

Систематическое исследование Даргавса началось в конце 60-х, когда советские археологи начали активную работу в этом районе. Исследования продолжаются до сих пор, и теперь любой желающий может посетить памятник, купив билет. Он открыт до вечера, однако после заката вход закрыт в соответствии с осетинской культурой.

В ходе многолетних раскопок учёные обнаружили свыше 1500 артефактов, связанных с погребением. Среди находок — керамика, стеклянные изделия, ювелирные украшения и холодное оружие. Особый интерес представляли одежда и обувь. Артефакты, включая тканые кисеты и платья 14-18 веков, находятся в экспозиции Владикавказского музея.

Легенды и мифы Даргавса

Это место окутано мрачными преданиями и увлекательными фактами, привлекая туристов. Одна из историй рассказывает о происхождении города мёртвых, связанного с ужасным проклятием. В центре сюжета — прекрасная девушка, похищенная джигитами, которые не смогли определить, кому она должна достаться. Старейшины не смогли уладить конфликт, а потому лишили жизни девушку с целью предотвращения братоубийственной войны. В итоге в селении началась загадочная эпидемия, а земля не принимала тела усопших. Поэтому местные жители были вынуждены строить фамильные склепы вокруг них.

Даргавс — не просто исторический памятник, а место, где переплетаются культура, религия и мистика осетинского народа. Его склепы хранят не только останки, но и артефакты, проливающие свет на быт и традиции прошлых веков. Несмотря на мрачные легенды, этот некрополь остаётся важным объектом изучения, открывая всё новые грани истории Кавказа. Сегодня он привлекает не только исследователей, но и путешественников, желающих прикоснуться к древним тайнам.