Хотя на первый взгляд может показаться, что люди во все времена жили и мыслили одинаково, это не так. С течением времени общество менялось, а вместе с ним и его устои, производство и распределение ресурсов. Эти изменения постепенно влияли на жизнь людей, формировали их мировоззрение. Этот процесс можно описать известной фразой из классического марксизма: «общественное бытие определяет общественное сознание».
Особенно ярко это заметно в современном мире, где изменения происходят с невероятной скоростью. Если раньше между людьми, жившими в VIII–X веках нашей эры, действительно было больше общего, чем различий, то сейчас даже соседние поколения могут сильно отличаться друг от друга. Глобальный характер экономики, а значит, и политики, и культуры серьёзно влияет на восприятие мира отдельными людьми. И поскольку этот характер формируется транснациональным монополистическим капиталом с целью укрепления своего могущества, он в целом негативно влияет на поколения, формирующиеся под давлением неолиберальной глобальной экономики.
В России первые поколения, полностью сформированные в рамках глобализма, родились в начале 2000-х. Сейчас они становятся взрослыми, начинают работать, управлять и скоро будут активно представлены в политике.
Эти люди несут на себе все язвы неолиберального мира: радикальный индивидуализм, культуру бесконечного потребления, научно-философский релятивизм, возведённый в абсолют. Они вдохновляются Голливудом, где «уникальные снежинки в жестоком мире» побеждают этот мир и достигают вершин славы. Они увлекаются книгами о детях-волшебниках, которым уготована великая судьба, и на протяжении десятилетий ассоциируют себя с ними. Они видят образ успешного предпринимателя, который идёт по головам и добивается успеха в условиях «свободного рынка», и хотят быть такими же. При этом часто индивидуальные навыки таких мечтателей оставляют желать лучшего, а кругозор ограничен.
Это уже приводит к проблемам на рынке труда. Мы уже писали о немецком исследовании, согласно которому молодые работники в среднем берут больничные в несколько раз чаще, чем работники старшего поколения, из-за «депрессии» и «выгорания», что вынуждает предприятия подстраиваться.
Теперь и в российской экономике говорят о таком явлении, как «гостинг». СМИ уже год назад писали:
«На рынке труда появился новый тренд: молодые специалисты уходят на обед и больше не возвращаются на работу. Об этом пишет «Российская газета» со ссылкой на исследование hh.ru. По данным сервиса, каждый четвертый работодатель сталкивался с гостингом — резким исчезновением сотрудника без предупреждения и объяснения причин. При этом чаще всего молодежь бросает начатое в первый рабочий день или перед сдачей важного проекта. Речь идет о поколении зумеров — это молодые люди, рожденные в начале 2000-х ».
Всё это — результат влияния неолиберального капитализма, который формирует идеального потребителя. В основном это влияние испытало на себе поколение 2000-х и последующих лет. Это проблема, которую общество начало понемногу осознавать. И дело не только в условиях труда, которые необходимо улучшать повсеместно, но и в более глубоких вопросах, связанных с соотношением общественного и индивидуального сознания масс.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru
Для желающих поддержать нашу регулярную работу:
Сбербанк: 2202 2068 9573 4429