Срочную службу я нёс в разных местах - в Павлограде, Нижнем Тагиле, на Плесецке. Но если на Украине было очень жарко, особенно летом, то на Урале и на севере - очень холодно. Можно долго смаковать перманентно мокрые портянки, отмороженные уши, негнущиеся пальцы, покрытые инеем брови и прочие прелести. Но почему-то очень часто вспоминается другое.... Дело в том, что зимняя форма советского солдата не предполагает наличия трусов, вместо них ему выдают кальсоны - подштанники, которые надеваются, строго в соответствии со своим названием, под х/б или п/ш штаны. И получается так, что мужское хозяйство внутри этого великолепия предоставлено само себе. А коли так, когда ты зимой шагаешь по плацу или бежишь кросс, половой орган в его крайней части, пардон, головке, отмерзает так, что потом весьма болезненно ломит, а прикосновение его к своим же ногам воспринимается, как будто в штаны тебе закинули мороженую морковку.
В общем, как в той советской частушке времён Леонида Ильича:
Уезжал милый на БАМ
С портфелёчком кожаным,
А вернулся милый с БАМа
С хреном отмороженным.
Нам повезло - насколько мне известно, ни у кого ничего в нужных местах не отмёрзло, хотя многие, особенно южане, реально этого опасались, хоть у них и кровь горячая.
Но вот же что интересно....
Оказывается, в судебно-медицинской экспертизе есть так называемый ПРИЗНАК ДЕСЯТОВА при гипотермии. Точнее, их два:
- припухшая, ярко-красного цвета головка полового члена как свидетельство прижизненного воздействия холода; расценивается как ознобление или отморожение первой степени;
- более светлая окраска крови в левой половине сердца и прилежащих
сосудах, чем в правой, за счёт ярко-красной крови, притекающей из лёгких.
То есть, когда предстоит выяснить, умер ли мужчина от переохлаждения или скончался где-то в тепле, и его труп уже потом перенесли на холод, смотрят... правильно, в штаны. Но не только (на самом деле, для подтверждения смерти от гипотермии существует целый ряд признаков - Пухнаревича, Фабрикантова и пр.).
Владимир Павлович Десятов, (24 августа 1920 – 04 мая 1993) - отечественный судебный медик, доктор медицинских наук.
Родился в Иркутске, учился в школе №8, потом поступил на санитарно-гигиенический факультет Томского медицинского института, а когда в 1942 году закончил его, был призван в армию. Участвовал в боях против немецко-фашистских захватчиков в составе 4-й ударной армии Калининского фронта.
В 1943 году при взятии Велижа был тяжело ранен. После излечения служил старшим врачом 33-го полка авиации дальнего действия.
Демобилизовавшись в 1946 году, работал на кафедре судебной медицины Томского медицинского института - сначала в должности ассистента, затем доцента и, наконец, профессора, руководил кафедрой судебной медицины, затем работал в должности профессора-консультанта.
В 1952 году защитил кандидатскую диссертацию на тему "Судебно-медицинское значение пятен Минакова и некоторые данные к их патогенезу". А в 1969 - докторскую на тему "Смерть от переохлаждения организма", и потом написал об этом монографию.
Десятов изучил 110 случаев смерти от общего переохлаждения организма, провел 130 экспериментов на животных.
А ещё он вместе с коллегами изучал влияние космических лучей на животный организм, правда, в контексте судебно-медицинской тематики. Они пытались выяснить причину неравномерности случаев насильственной и ненасильственной смерти, так как уже давно отмечалось, что в определенные периоды времени смертность высокая, а в другие - незначительная.
При использовании статистического метода было установлено, что в "роковой" второй день после хромосферной вспышки на Солнце число автопроисшествий, а также случаев скоропостижной смерти от сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается в несколько раз по сравнению с "тихими" днями.
Будучи ведущим специалистом по проблеме смертельной гипотермии, Десятов около 30 лет изучал вопросы гелиобиологии.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!