Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Долина Самтавро. Кладбище, старейшим могилам которого 4500 лет...

Из центра Мцхеты по улице Ахвладиани, ведущей к северному выезду, можно выйти на Самтаврский могильник, случайно обнаруженный в 1871 году при реконструкции Военно-Грузинской дороги. Регулярные раскопки на нём ведутся с 1938 года, а на волне туристического бума в археологической зоне устроили музей с платным и не дешёвым (кажется, 20 лари, то есть порядка 600 рублей) входом. Ещё и оказавшийся закрытым, но поняв, что внутри нет ни сторожа, ни свободно бегающих собак, мы легко перелезли ограду. Всего здесь известно более 3000 могил возрастом от 1000 до 4500 лет - примерно столько, в разных именах и статусах, существует Мцхета. За это время тут сменилось множество археологических культр, антропологических типов, забытых ныне языков, и конечно - форм погребения: костровища ранней бронзы с остатками простейшей керамики, курганы возрастом около 3500 лет, особенно обильные грунтовые могилы поздней бронзы, гробы-кувшины рубежа эр и каменные саркофаги первой половины Новой эры... Последние особе

Из центра Мцхеты по улице Ахвладиани, ведущей к северному выезду, можно выйти на Самтаврский могильник, случайно обнаруженный в 1871 году при реконструкции Военно-Грузинской дороги. Регулярные раскопки на нём ведутся с 1938 года, а на волне туристического бума в археологической зоне устроили музей с платным и не дешёвым (кажется, 20 лари, то есть порядка 600 рублей) входом. Ещё и оказавшийся закрытым, но поняв, что внутри нет ни сторожа, ни свободно бегающих собак, мы легко перелезли ограду.

Всего здесь известно более 3000 могил возрастом от 1000 до 4500 лет - примерно столько, в разных именах и статусах, существует Мцхета. За это время тут сменилось множество археологических культр, антропологических типов, забытых ныне языков, и конечно - форм погребения: костровища ранней бронзы с остатками простейшей керамики, курганы возрастом около 3500 лет, особенно обильные грунтовые могилы поздней бронзы, гробы-кувшины рубежа эр и каменные саркофаги первой половины Новой эры... Последние особенно эффектны, а те, кто покоились в них целыми семьями, при жизни могли знать Святую Нину...

-2

Среди могил - остатки небольшого храма (между 80 годом до нашей эры и 40 нашей эры), колонного навеса над алтарём-очагом, характерным для многих культур Передней Азии. Ещё не зороастризм, но тот пласт верований, которые Заратуштра свёл в единобожескую религию.

-3

Такие же алтари-очаги были в домиках, улицу которых археологи откопали в 1976 году:

-4

Да так, что на заботливо повешенном рядышком стенде реконструирован каждый. Саму религию же этнографы 19-20 веков реконструировали, просто опрашивая горцев вроде хевсуров или тушин, которые себя считали христианами и даже уцелевшими крестоносцами, а по факту веровали как предки из тьмы веков.

-5

Например, в Мориге-Гхмерти, непостижимого Смотрителя Миропорядка, который он поддерживал на Земле через трёх богов-сыновей. Антагонистом же была его сестра, которая завидовала брату и постоянно вредила, на любое его творение (например, мужчину) создавая в пику что-то своё (например, женщину). Её творениями по этой логике стало и всё злое - демоны, бедствия, враги, и в конце концов Гхмерти проклял её, сделав повелительницей тьмы.

Святая Нина называет другие имена языческих богов, которым поклонялись в Мцхете - Армази (что явно созвучно с Ахура-Мазда) и ближайших к нему Гали и Га, идолы которых стояли в том же храме. Но вдумайтесь - зороастризм, раннее христианство и советская власть теснили в разных местах одну и ту же веру!