Найти в Дзене
Субъективный путеводитель

Загэси. Почему больше не шумят, "обнявшись, словно две сестры, струи Арагвы и Куры"?

На мрачном грязном тбилисском автовокзале Дидубе, где натурально проваливаешься в самые лихие 1990-е с напёрсточниками, карманниками и токсикоманами, за нами долго-долго бегал таксист, предлагавший то ли за 100, то ли за 80, то ли за 60 лари экскурсию на храм Джвари. Таксисты часто берут измором, поэтому мы прыгнули от него в первую уходившую в сторону Мцхеты маршрутку, и вот уже продирались в ней сквозь пробки бескрайних жилмассивов Дигоми. В сущности, Тбилиси и Мцхета почти срослись - ещё не как Москва и Химки, но примерно как Екатеринбург и Верхняя Пышма или Мурманск и Кола, и тот же Джвари лишь исторически ассоциируется с Мцхетой, а вот логистически - скорее дальняя окраина столицы. Дорога вдоль Куры минует последний в черте Тбилиси мост - железнодорожный, по виду 1930-х годов: На том берегу лежит самый дальний тбилисский район Загэси, в котором даже не сразу считываешь простое советское "за ГЭС". Собственно, вот она, за рекой на конце длинного канала: Кура серьёзная река, в Зака

На мрачном грязном тбилисском автовокзале Дидубе, где натурально проваливаешься в самые лихие 1990-е с напёрсточниками, карманниками и токсикоманами, за нами долго-долго бегал таксист, предлагавший то ли за 100, то ли за 80, то ли за 60 лари экскурсию на храм Джвари. Таксисты часто берут измором, поэтому мы прыгнули от него в первую уходившую в сторону Мцхеты маршрутку, и вот уже продирались в ней сквозь пробки бескрайних жилмассивов Дигоми.

В сущности, Тбилиси и Мцхета почти срослись - ещё не как Москва и Химки, но примерно как Екатеринбург и Верхняя Пышма или Мурманск и Кола, и тот же Джвари лишь исторически ассоциируется с Мцхетой, а вот логистически - скорее дальняя окраина столицы. Дорога вдоль Куры минует последний в черте Тбилиси мост - железнодорожный, по виду 1930-х годов:

На том берегу лежит самый дальний тбилисский район Загэси, в котором даже не сразу считываешь простое советское "за ГЭС". Собственно, вот она, за рекой на конце длинного канала:

-2

Кура серьёзная река, в Закавказье с большим отрывом крупнейшая и по длине (1360км), и по расходу воды (до 575 м³/с, втрое мощнее Москвы-реки). Советская власть конечно же не могла не превратить её в гидроэнергетический каскад с кульминацией в азербайджанском Мингечауре. В центре Тбилиси река подпёрта Ортачальской ГЭС посреди города, а здесь - Земо-Авчалинская гидроэлектростанция (1923-27) времён ГОЭЛРО, для тех лет достаточно мощная (43 МВт).

И хочется думать, что в Загэсе есть какие-нибудь дома той эпохи с налётом грузинских традиций... но кто, кроме меня, туда доедет? А я и не доехал туда... Хотя по факту добираться в Джвари удобнее всего именно из Загэса.

-3

Если же двигаться дальше вдоль Куры - то по дороге будут и другие примечательные сущности. Например, Институт физики Академии наук ГССР, где в 1959-90 годах действовал единственный на территории Грузии ядерный реактор.

Или ресторан "Салобие" (1960), чуть ли не самый любимый народом в советском Тбилиси, в 1990-х знаменитый сходками воров-в-законе, и во все времена - самым каноническим лобио (как "Лобиевая" его название и можно перевести). Буквально по соседству с ним два Мухатгвердских кладбища - древний (около 5 века) могильник с саркофагами из огромных толстых плит, и современном некрополь солдат, погибших в Августе Восьмого.

-4

Границей Мцхеты ощущается плотина ЗАГЭС почти под самым храмом Джвари:

-5

С него хорошо видно, что ниже плотины река течёт как бы параллельно на двух уровнях - верхний канал спускается к машзалу:

-6

Другой вид с городища Армази:

-7

И именно ЗАГЭС заставила умолкнуть и больше не шуметь "обнявшись, словно две сестры, струи Арагвы и Куры". Прежде Мцхета стояла над глубоким каньоном с мощными порогами...

-8