Счастливых лет веселый рой
В столовой мы почти не притронулись к кисловатой институтской пасхе и невкусному куличу. Наверху, в дортуаре, нас ждало наше собственное угощение. «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» – обменивались мы пасхальным приветствием…
Пока борцы за чистоту языка ломают копья по поводу феминитивов, объявляя их дьявольским изобретением современности, Лидия Чарская и ее YA-цикл о студентках Павловского института благородных девиц напоминают: все новое - хорошо забытое старое. "Институтка", которое обозначало девочку, живущую при закрытом учебном заведении, где проходит обучение, было вполне легитимным полтора столетия назад Чудесные повести Чарской пользовались большим успехом до Революции, не издавали в Советском Союзе и вновь полюбились юным читательницам в новом веке.
Особенно первая повесть, "Записки институтки", героиня которой, Людочка Власовская, дочь погибшего героя Плевны, получает возможность без оплаты учиться в престижном столичном учебном заведении на полном пансионе. Одиннадцатилетняя полтавчанка приезжает в чужой холодный и страшно далекий от всего, что ей дорого, Петербург, где ей предстоит прожить следующие семь лет. Они небогаты, поэтому навещать ее мама не сможет, и домой получится ездить только на длинные летние каникулы, даже Рождество, когда большинство девочек разъезжаются по домам, Люде придется встречать в институте.
Первая подруга, первые враги (хотя тут скорее уместно "недоброжелательницы"), наставники, шалости, учеба, экзамены, взаимопомощь, девочковые влюбленности в подруг и первая горькая потеря - все в этой книжке про хорошую девочку Люду. О Чарской, которую успех дебютной книги сподвигнет бесконечно писать на ту же тему с примерно теми же сюжетными коллизиями, говорили как о "машине для романов", но то будет много после, "Записки институтки" по-настоящему интересная, милая и трогательная вещь.
В первый раз я прочла ее, когда покупала для детей в начале нулевых, но сейчас с огромным удовольствием послушала аудиокнигой, которую начитала Наталия Казначеева для ВИМБО. Прямо до слез.