- А у Тани салон красоты, у Сони бутик одежды.
- А ты занимаешься?
- Занимаюсь, и немало. На тусовки редко хожу, часто по работе езжу, договариваюсь, общаюсь с людьми. Вроде вот небольшое дело, а хлопот немало.
Юля подумала и решила завести с мужем разговор:
- Максим, я хочу сама немного зарабатывать на свои булавочки.
- Да? И как?
- Думаю открыть свой ювелирный салон. Буду там всякие колечки и цепочки продавать, получать прибыль.
- А брать откуда будешь?
- Закуплю.
- Понятно, ну, занимайся.
- А ты мне денежек дашь?
- На салон? Помогу с арендой, на первый год поставлю управляющего, как только отобью вложения, будешь сама заниматься.
- Ура! У меня будет свой салончик, - запрыгала счастливая Юля. - Я буду сама выбирать украшения, создавать коллекции. Это будет так интересно и прибыльно, конечно.
Максим нанял юриста, на Юлю зарегистрировали ООО, год управляющий вел дела, Максим не давал Юле воли, пока не отбил все свои вложения, а затем управляющий ушел:
- Не могу я с ней работать. Пусть сама властвует, и делает, что хочет.
Юля с головой окунулась в новый проект. Она наняла дизайнеров, поменяла мебель и витрины на свой вкус, чтобы все было «красивенько».
После ухода управляющего траты возросли, а продажи стали хуже. Да и с самими украшениями возникли проблемы. Юля, не имея опыта в ювелирном деле, руководствовалась только своим вкусом, который, увы, был весьма посредственным. Она закупала слишком много дорогих, вычурных украшений, которые совершенно не пользовались спросом.
Продавцы, нанятые Юлей, пытались ей объяснить, что нужно ориентироваться на вкусы покупателей, что нужно предлагать более демократичные и практичные украшения. Но Юля никого не слушала. Она была уверена, что ее вкус – безупречен, и что рано или поздно ее украшения обязательно найдут своих поклонников.
- Вы просто ничего не понимаете в моде. Я и есть мода, я буду ее делать, все будут носить украшения из моего салона и хвастаться. – фыркала она в ответ на замечания продавцов. – Это будет эксклюзив.
Но «эксклюзив» пылился на витринах, а арендная плата, зарплата сотрудникам и налоги исправно съедали деньги. Предприятие стало приносить только убытки, от ста до двухсот тысяч рублей в год.
Тем временем влечение Максима к Юле начало угасать. Его все больше раздражало ее поверхностность, ее эгоизм, ее абсолютная лень, бесхозяйственность. И все чаще он сравнивал первую жену с Юлей, и не в пользу второй супруги.
Дома было откровенно неуютно, мрачно. Хорошо хоть Василиса готовила, еда всегда была, клининг убирал дом. Но того тепла, радости, уюта и расслабления в нем больше не было.
- Юлька, ты хотя бы поужинала со мной, - говорил он.
- У меня нет времени. Я в магазинчик, потом в салон, затем меня девочки ждут, мы потусить хотим. Я же не могу сидеть дома вечерами.
Юля все чаще одна пропадала на тусовках и вечеринках. Она тратила деньги на дорогие наряды и косметику, стараясь не отставать от модных тенденций. Максим приходил в пустой дом, и это его раздражало.
- Мне надоели твои тусовки, побудь со мной дома.
- лучше ты собирайся, поехали вместе отдыхать.
- Юля, я устал, я с семи утра мотаюсь, мне бы отдохнуть, а не куда-то мчаться.
- Ну и отдыхай, а я хочу развлекаться. Успею еще дома насидеться.
Максим все чаще думал, что он совершил ошибку, не надо было разводиться. Особенно эта мысль его преследовала после свадьбы сына. Тот зарегистрировал брак, был небольшой вечер. Максим пришел с Юлей, Светлана была вежлива и необыкновенно хороша собой. Да, постарше Юли, но выглядела на порядок лучше, как королева рядом с простолюдинкой, вырядившейся в дорогое платье.
Юля тоже это заметила, стала психовать, и Максим отправил ее домой, а сам задержался.
- Как ты? – спросил он бывшую жену.
- Нормально.
- Чем живешь?
- Работаю, занимаюсь домом, дачу вот прикупила, цветы выращиваю.
- Работать пошла?
- Максим, я работаю с тех пор, как дети подросли. Впрочем, я тебе говорила, ты просто забыл.
Он забыл, он много чего забыл: ее голос, как она улыбается, как морщит нос, когда ей смешно. Такая родная, знакомая. Он взял ее за руку, но Света мягко освободилась:
- Не надо, Максим. Мы в разводе, и у нас теперь просто нормальные отношения, ничего более. Езжай к супруге.
Сожаление в душе. Куда его деть, как осознание совершенной ошибки?
Прошел почти год, старший сын порадовал родных рождением внучки. Максим приезжал, смотрел на кулек и вспоминал, как они со Светкой по очереди сидели с сыном, папой этой крошки. Один сидит, второй на лекциях, потом менялись. Максим подрабатывал ночами, Светка мыла полы вечерами. Учились, работали, растили малыша. И были счастливы, сил на все хватало. Куда и что делось потом?
В один из вечеров Максим вернулся домой раньше обычного, на работе случилась крупная неприятность, и ему просто необходимо было побыть в тишине и покое. Он чувствовал себя измотанным и подавленным.
В доме было весело. Обычно, когда к Юле приходили подружки, они при Максиме вели себя тихо и быстро уезжали. Но тут он пришел пораньше. Из гостиной доносилась громкая музыка и приглушенные голоса. Максим нахмурился, хотелось тишины и покоя.
Приоткрыв дверь, он замер, словно громом пораженный. В полумраке комнаты, в объятиях друг друга, целовались Юля и какой-то молодой парень. Они так увлеклись, что не заметили его появления.
Внутри Максима все вскипело. Он был в ярости.
- Я вам не помешал?
Юля отшатнулась в сторону, а Максим включил свет, позвонил охране:
- Вывести этих отсюда, эту сюда никогда больше не пускать.
Юля как была, так и выскочила, успев схватить сумку с ключами от машины и правами.
Максим выдохнул, надо было решать проблемы с этим разводом. Ему говорили еще до заключения брака, что надо было заключить брачный контракт, а он, влюбленный старый д…ак даже не подумал об этом.
А делить было что: за почти пять лет брака он купил 12 квартир, что-то под сдачу, что-то под реализацию. Он еще сам не решил. Так же приобрел четыре автомобиля, да и Юлькиных родителей облагодетельствовал. Еще на Юльку было оформлено три квартиры.
Юля приехала к родителям вся в рыданиях. Когда они поняли, что случилось, были в шоке:
- Ты что, совсем с ума сошла? Жила вся в шоколаде, денег полно, а ты решила, что все позволено?
- А что? Он все время работает, мне скучноооо быыылооо, - завывала Юля.
- Теперь полно свободы, не скучай.
- Он меня любит и простит, - всхлипнула Юля.
Максим позвонил через три дня:
- Нам нужно поговорить. Жду тебя через час.
Юля собралась, нарядилась. Она должна быть неотразимой, чтобы Максим потерял самообладание, и они бы помирились. Юля же не изменяла, только целовалась.
Они встретились, и Максим сразу посадил ее в машину:
— Значит так: едем к нотариусу, подписываем брачный контракт. Квартиры, которые записаны на тебя, ты оформляешь на меня дарением.
- Максим, я соскучилась.
- Все разговоры потом, сначала к нотариусу.
- Паспорт в доме остался.
- Я его взял с собой.
- Но я не хочу подписывать, - заныла Юля и тут же увидела холодный и жесткий взгляд мужа. Ей стало страшно.
- Или ты подпишешь, или я отвезу тебя на стройку и закатаю в бетон. Поняла меня? – Максим смотрел на нее безо всяких эмоций, страх накрыл Юлю. Она сглотнула и молча кивнула.
— Вот и славно, будешь хорошей девочкой.
Она у нотариуса подписала все документы, и водитель отвез ее домой к родителям, а Максим уехал.
По брачному договору все 12 квартир и 4 автомобиля оставались у Максима, а Юля уходила ни с чем.
Юрист на работе у Максима, правда, покачал головой:
- Вы не правы.
- Она с чем пришла, с тем и уйдет.
- Вы поставили ее в неравное положение, надо было хотя бы немного оставить супруге имущества, иначе она может оспорить брачный договор, отменить его.
Но Максим ничего слушать не хотел, он просто ненавидел Юлю, ведь ради нее он развелся со Светланой, дал этой девке всё, а она изменять стала.
Юля звонила, просила забрать хотя бы свои вещи, но Максим отказал.
Не прошло и года, как она подала иск в суд:
- Прошу признать брачный договор недействительным. Признать имущество совместной собственностью и поделить: 6 квартир мне, вот адреса, шесть квартир Максиму. Автомобили остались у него, ну и пусть остаются. Так же дать мне компенсацию за ремонт в доме. Мы туда вложили 18 миллионов, вот пусть мне и вернут половину. Так же в дом куплено много для интерьера: слоники, вазы, мебель, иконы – половину стоимости мне, вот оценка, самовар и подписку журнала «Огонёк» (я для интерьера покупала).
-А еще в доме осталось мое имущество.
И далее Юля перечислила все вещи, какие остались в ее гардеробе: дубленку, нижнее белье (все комплекты, даже купленные на каком-то рынке), обувь, платья и костюмы;
1) платье вечернее женское в пол, атласное, изумрудного цвета; 2) платье женское морковного цвета с сеточкой на спине; 3) платье вечернее женское в пол, бархатное, синего цвета с жемчугом у горловины; 4) платье вечернее женское в пол, бархатное, изумрудного цвета; 5) куртку женскую спортивную, стеганную, синего цвета; 6) пальто женское кашемировое красного цвета, 7) платье женское фирмы Lacoste бирюзового цвета, 8) комплект женского нижнего белья фирмы La Perla красного цвета, 9) Комплект женского нижнего белья фирмы La Perla кремового цвета, 10) комплект женского нижнего белья фирмы La Perla белого цвета….
Почти 200 наименований.
- Обяжите его вернуть, а то, как я ушла, так все там и осталось, а он меня в дом не пускает.
Максим возражал:
- Ей все было объяснено, она добровольно подписала документы.
- Он угрожал мне. И еще: я там ему квартиры подарила, это тоже вернет пусть и поделим.
Суд иск Юлии удовлетворил частично:
- Наличие одежды чеками и документами не доказано, на интерьер и ремонт так же документов нет. А вот квартиры делим: по 6 квартир каждому супругу, автомобили оставить у Максима, и он должен выплатить Юлии еще 1 082 183 руб.
Максим не согласился и обжаловал это решение, но суд сказал:
…после заключения брачного договора, истец лишилась всего совместно нажитого имущества, за исключением ООО "…", не приносящего прибыли, а потому, исходя из вышеуказанных правовых норм, судебная коллегия приходит к выводу, что условиями брачного договора Юлия поставлена в крайне неблагоприятное положение, а потому исковые требования о признании брачного договора недействительным, подлежат удовлетворению.
Максим вопросительно посмотрел на юриста, а тот прошипел:
- Я вам говорил, что «оставить безо всего» - не вариант, по закону такой договор легко отменить, так как второй супруг должен получить хоть какую-то часть имущества. Я вам предлагал хотя бы две квартиры и автомобиль оставить ей, а вы упёрлись. Вот и потеряли больше.
Суд сделал переоценку имущества, и тут уже Юля осталась должна Максиму деньги:
….Учитывая, что истцу передается имущество на большую сумму, чем ответчику, судебная коллегия считает возможным взыскать с истца в пользу ответчика компенсацию в размере 1 699 900 рублей (49 027 000 (стоимость имущества, переданного истцу) - 47 327 100 (стоимость имущества, передаваемого ответчику))
- В остальной части иска Юле отказать.
Юля была довольна, отжала прилично: 6 квартир теперь ее. Она радостно прыгала дома, но ее пыл охладила мама:
- Дочь, посчитай.
- Что?
- Деньги. Если ты сдашь квартиры, то у тебя будет вот такая сумма.
- Ой, я за день, бывало, больше тратила.
- Из этой суммы вычитай коммунальные платежи и процентов десять откладывай ежемесячно: на ремонты, на клининг. Возможно, если ты не будешь заниматься сама сдачей квартир, еще часть от суммы уйдет на оплату услуг посредника.
У Юли вытянулось лицо:
- Мама, но останутся копейки.
- Ничего себе копейки. Вполне достаточная сумма. Умеряй свои запросы.
- Я лучше их продам.
- Продашь, деньги прогуляешь, а дальше что?
- Другого найду, и буду жить как сыр в масле.
Юля продала квартиры, оставив себе одну, мама настояла, что дочь с ними жить не будет. Деньги уходили быстро, а новая любовь не находилась. Свое ювелирное ООО она закрыла, все равно денег нет. Купила его за бесценок та самая подруга, но у нее почему-то пошла хорошая прибыль, магазин процветал.
А у Юли впереди замаячила перспектива безденежья, и она уже даже вакансии по выходу на работу смотрела.
Максим остался один. Он общался с сыновьями, но Светлана от близкого общения отказалась, а потом дети его огорошили:
- Мама замуж выходит.
- За молодого ловеласа? Оберет ее, да и оставит ни с чем, надо ее предостеречь.
- Нет, за твоего приятеля, Сергея. Они ровесники.
Макс с возмущением позвонил приятелю, но тот ответил:
- Ты чего ерепенишься? Вы развелись, ты нашел себе цыпочку, так что какие претензии к Светлане? Она женщина свободная, красивая. Она именно та женщина, к которой спокойно можно повернуться спиной. Она будет рядом и в горе, и в радости, не предаст и не подставит. Я в своем праве. А то, что ты развелся, так это не моя проблема. Мне Света давно нравилась, и я ее не упущу.
Максу было паршиво на душе, он-то думал, что все же удастся все вернуть, как было когда-то, до развода со Светой. Но жизнь уже изменилась.
*имена взяты произвольно, совпадения событий случайно. Юридическая часть взята из:
Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2020 N 33-30955/2020