Как метко заметил классик, "любви все возрасты покорны" - однако порой её неумеренные проявления приобретают гротескные формы. Эта мысль находит яркое воплощение в работе итальянского мастера Эдуардо Гелли "Импульсивный кавалер в винном погребе" (1890-е гг.), где страсть предстаёт в комично-трагическом свете.
Вино разожгло в седовласом кавалере неукротимый жар желания. Ловя момент, он властно сжимает тонкий стан молодой особы, заставляя её выронить блюдо. Даже звон разбитого фарфора не отрезвляет пылкого старца - его налитые кровью глаза неотрывно следят за прелестным личиком, выказывая непреклонность намерений.
Юная дама демонстрирует двойственность реакции: формально отвергая ухаживания, она не предпринимает решительного сопротивления. Опытная кокетка, она явно владеет целым арсеналом уловок для подобных ситуаций. На сей раз её оружием становится игривая отговорка, сопровождаемая лёгким отстраняющим жестом - будто случайным движением локтя она отодвигает от себя покрасневшее морщинистое лицо, не прерывая размеренного шага.
Детали туалета прелестной служанки вызывают любопытство: изысканная гребёнка в волосах и расшитый золотом корсаж с нарочито расстёгнутой верхней пуговицей говорят о покровителе, чьё положение и щедрость явно превосходят возможности нынешнего ухажера. Возможно, именно этому таинственному благодетелю адресованы её истинные чувства.
Ныне это ироничное полотно, мастерски сочетающее бытовой юмор и психологическую глубину, украшает частное собрание.
О чём это полотно скажет человеку с обсессивным желанием анализировать психотерапевту?
1. О природе фантазий:
- Какие бессознательные сценарии актуализирует эта сцена?
- Куда направляется героиня - к освобождению или новому плену?
- Как ее социальный статус контрастирует с психологической позицией?
2. О динамике взаимодействия:
- Что составляет источник удовольствия кавалера?
- Каков вероятный сценарий развития этих отношений?
- Можно ли рассматривать эту пару как проекцию внутреннего конфликта - где "хочется", но остаётся лишь бледный "задор"?
3. О терапевтическом измерении:
- Какова глубинная потребность за этим сценарием?
- Где проходит граница между:
* наносными защитными образованиями
* подлинными экзистенциальными желаниями?
- Каков ресурс этой защиты и цена её сохранения?
Сюжет картины иллюстрирует защитный механизм эротизации (сексуализации). Вероятно, героиня использует его как способ справиться с переживаниями беспомощности, одиночества и тревоги перед будущим. Кажется, её единственная опора — красота и способность управлять другими через пробуждение влечения. Однако вместо уверенности и эмоциональной близости её лицо выражает смущение и отстранённость: улыбка выглядит натянутой, лишённой искренности.
Мужской персонаж, возможно, борется с экзистенциальными страхами — страхом смерти или кризисом среднего возраста, — что проявляется в его склонности к алкоголизации и поиску «приключений».
На заднем плане тёмное пятно винного погреба может символизировать бессознательное, заполненное алкоголем — метафорой маниакальных защит. Внешняя комичность сцены скрывает оттенок отвращения, а за ним — глубинную грусть, ощущение бессмысленности и неудовлетворённости, типичные для демонстративной гедонистической позы.
Визуальный контраст между яркими одеждами центральных персонажей и темно-серой гаммой фона подчеркивает их попытку выделиться из унылой реальности. Эротизация и алкоголизация здесь выступают как защитные механизмы, призванные компенсировать рутину и трудности повседневной жизни, придать ей иллюзию яркости и наполненности.
Эта сцена сохраняет удивительную актуальность - подобные паттерны поведения мы регулярно наблюдаем в клинической практике. Это заставляет задуматься: насколько осознанно герои хотят выйти из своего "подвала"? Готовы ли они к встрече с собой и друг другом в истинном свете? И главное - какую помощь может предложить психотерапевт, учитывая, что "отрезвление" (как в прямом, так и в метафорическом смысле) может оказаться крайне болезненным процессом?
Давайте вместе превратим любовь к искусству в профессиональные открытия в клубе «Слово и цвет»!
Подробности и материалы в канале группы
Будем рады вам!
Автор: Юлия Терёшкина
Психолог, Психоаналитическая психотерапия
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru