Есть задачи, для которых не подойдёт даже самый лучший внедорожник. Вертолёт или самолёт дороги, или неудобны. Для этих целей существуют судна на воздушной подушке (или СВП)
История создания
Автомобиль на воздушной подушке – это транспортное средство, использующее принцип воздушной подушки для передвижения над поверхностью. Первые прототипы таких машин появились еще в 1920-х годах, но активное развитие технологии началось в 1950-х.
Строго говоря это и не автомобили вовсе. Такой транспорт может быть и схож с автомобилем и с авианосцем. Наверно в нём больше от катера, чем от автомобиля в привычном понимании.
Принцип работы основан на создании под днищем машины воздушной подушки с помощью мощных вентиляторов. Воздух под давлением создает подъемную силу, позволяя автомобилю “парить” над поверхностью на высоте нескольких сантиметров.
ПРИНЦМП РАБОТЫ И КОНСТРУКЦИЯ
Автомобили на воздушной подушке работают по принципу аэрохоккея. Винты нагнетают поток воздуха под днище. В результате, благодаря гибкой перепонке воздух держит давление внутри образованного перепонкой пространства, слегка приподнимая кузов от земли.
Основные компоненты системы включают:
- Вентиляторы для нагнетания воздуха
- Систему распределения воздушного потока
- Регулировочные клапаны
- Двигатели для привода вентиляторов
- Систему управления высотой полета
Высота подъема зависит от размера автомобиля. Обычно составляет 5-15 сантиметров, что позволяет преодолевать небольшие препятствия и неровности поверхности. Управление движением осуществляется с помощью направляющих сопел, направляющих воздушный поток в нужную сторону.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Самым главным преимуществом автомобилей на воздушной подушке является их способность передвигаться по любой поверхности. Такой транспорт отлично едет по снегу, земле или воде. При том в отличие от автомобилей амфибий машина на воздушной подушке может не сбавлять ход при смене поверхности, на своём пути.
Основным недостатком этой технологии является шум. Любой транспорт, который для движения использует лопасти пропеллера по определению будет очень шумным. Это полностью исключает возможность интеграции машин на воздушной подушке в городской среде.
От того, что машины на воздушной подушке не пользуются таким спросом как обычные машины их цена, никогда не сможет конкурировать с ними. А из-за больших габаритов, связанных с необходимостью размещать системы вентиляции, эти автомобили никогда не смогут интегрироваться в городскую среду.
Ещё автомобили на воздушной подушке серьёзно ограничены по скорости. По сути они летают, оторвавшись от земли на несколько сантиметров. Трение о дорогу при этом отсутствует и это сказывается на их управляемости. Эти машины скользят по воздуху и в случае необходимости пройти «лосиный тест» или резко затормозить попросту неспособны.
СОВРЕМЕННЫЕ РАЗРАБОТКИ
В современном мире эта технология нашла применение в нескольких сферах:
- Пассажирские и грозовые СВП
Грузовые и пассажирские платформы используют в арктических и субарктических регионах, болотистых местностях, районах с сезонными разливами рек, местах с разрушенным дорожным покрытием. Им совершенно не нужны дороги. Они не боятся болот и водоёмов. Их используют вместо грузовиков и автобусов. Это, по сути, дешёвая альтернатива вертолёту.
- Специальные спасательные машины
На счету МЧС и Рыбнадзора стоят СВП «Пегас». Благодаря своим характеристикам они прекрасно показывают себя в разных спасательных операциях, ежегодно снимая незадачливых рыбаков с дрейфующих льдин. Спасатели активно используют эту технологию для быстрого перемещения в зонах стихийных бедствий, при наводнениях или землетрясениях.
- Военные разработки
Проект 12332 «Зубр» был разработан в 1978-м году, а первый корабль был спущен на воду в 1988-м году. Такой корабль имеет хорошее вооружение и способен везти на своём борту 3 танка или 10 БМП и 140 человек одновременно, не считая экипаж корабля. На данный момент на вооружении России стоят 2 корабля проекта 12332 «Зубр», а на вооружении Греции – четыре таких судна.
Будущее технологии зависит от решения нескольких ключевых задач:
- Снижение стоимости производства
- Улучшение энергоэффективности
- Повышение надежности систем управления
- Разработка новых материалов для конструкции
Потенциальные рынки включают:
- Сельскохозяйственную технику
- Военные приложения
- Туристический транспорт
Автомобили на воздушной подушке представляют собой уникальное техническое решение для передвижения в сложных условиях. Несмотря на ряд технологических ограничений, они находят свое применение в специфических нишах и продолжают развиваться. Дальнейшее совершенствование технологии может привести к появлению новых областей применения и расширению их использования в повседневной жизни.
Инновационный потенциал этой технологии остается высоким, особенно в контексте развития экологически чистых источников энергии и систем автономного управления. Возможно, в будущем автомобили на воздушной подушке станут более доступными и найдут применение в городской среде, но на это нужно достаточно много времени.
Лично я только видел такие штуки, а есть тут те, кто ездил? Поделитесь впечатлениями в комментариях.