Внимание, сейчас мы вместе погрузимся в историю одной из самых ярких звезд советского и российского кинематографа – Натальи Гундаревой. Её судьба – это калейдоскоп взлетов и падений, триумфов на сцене и личных драм, рассказ о невероятном таланте и сильном характере.
"Ленечка, давай подождем…"
Эти слова, полные смятения и надежды, оброненные в разговоре с мужем, Леонидом Хейфецем, открывают нам трагическую страницу жизни актрисы. В тот момент Гундарева стояла на распутье: головокружительная карьера или материнство. Хейфец, когда-то открывший её талант, не посмел встать на пути восходящей звезды. "Девчонка из Маяковки" стремительно завоевывала сердца зрителей, оставляя его в тени своей славы.
Девочка из Кривого переулка
Наталья Гундарева появилась на свет в Москве, в августе 1948 года. Ее родители, инженеры, жили в достатке, пока развод не перевернул их жизнь. Наташа вместе с матерью переехала в коммуналку, где на множество комнат приходился всего один умывальник. Позже им выделили "однушку" в Кривом переулке, неподалеку от Красной площади. Ни отец, ни мать не были связаны с театром профессионально, хотя оба мечтали о сцене. Наташа осознавала, что пробиться в мир искусства будет непросто, к тому же её смущала собственная внешность: высокая, ширококостная, с веснушками на лице.
Однако, вопреки всему, она обладала невероятной энергией . Одноклассники вспоминают, что Наташа, несмотря на полноту, была лучшей в классе по баскетболу, отлично танцевала вальс и прекрасно каталась на лыжах.
Поворот судьбы
Мать видела дочь инженером, и Наташа не возражала. Она устроилась чертежницей и поступила в МИСИ. Но случайная встреча с Виктором Павловым, товарищем по драмкружку, изменила её жизнь.
"Наташка, ты с ума сошла?! – воскликнул он. – Зачем тебе эти чертежи? Беги в Щуку!"
И Гундарева рискнула. Конкурс в Щукинское училище был огромным–250 человек на место. В день прослушивания она тщательно подготовилась, но проливной дождь смыл косметику, обнажив её "простодушную мордашку". Именно такой, "конопатое чудо", запомнилась приемной комиссии. Экзаменаторы не смогли не заметить и её невероятную энергетику.
В училище Гундарева работала с одержимостью, словно каждый выход на сцену был последним. Педагоги отмечали её невероятное трудолюбие и упорство. Она уделяла особое внимание сценическому движению и хореографии, доказывая, что её фигура не станет препятствием для актерской карьеры .
Получив диплом, Гундарева выбирала между тремя ведущими театрами страны: "Современником", МХАТом и Театром им. Маяковского. Она выбрала последний и стала его легендой.
Восхождение к славе
Путь к славе начался с неожиданной замены Татьяны Дорониной в спектакле "Банкрот, или Свои люди - сочтемся". Гундаревой понадобилась всего неделя, чтобы вжиться в роль, когда Гончаров снял Доронину. После этого главные роли посыпались на неё одна за другой. Гончаров, покоренный её талантом, словно не видел других актрис. В театральных кругах даже говорили, что в Театре Маяковского женские роли распределяет Гундарева.
Возможно, в этом была доля правды. Авторитет актрисы был настолько велик, что она могла открыто спорить с Гончаровым, если считала его несправедливым. При этом она никогда не "тянула одеяло" на себя. Её протесты касались принципиальных вопросов, а не личных амбиций. Их творческие отношения напоминали бурный роман, где споры сменялись полным доверием. Гундарева признавалась:
"Я глина в руках Мастера".
Табаков предлагал Гундаревой перейти во МХАТ, но она отказалась:
"Как я уйду от старика? Он меня вырастил, в меня верил, когда другие сомневались".
Это решение говорило о её преданности. В театре к ней относились по-разному: одни боготворили, другие завидовали. Но даже недоброжелатели признавали, что Гундарева верна своим принципам, что было редкостью в актерской среде.
Жизнь в кадре
Кинематографические работы Гундаревой стали классикой: «Здравствуй и прощай!», «Труффальдино из Бергамо», «Сладкая женщина», «Вас ожидает гражданка Никанорова», «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома». Каждая её роль, даже небольшая, превращалась в шедевр.
Гундарева обладала уникальным даром перевоплощения. Царица или крестьянка, дворянка или современная женщина – все её героини были достоверны. Она умела найти в каждом образе искру подлинности, заставляя зрителей верить в происходящее на экране. Критики писали:
"Она могла сыграть даже скалу. И та задышала бы человеческой болью".
А вот в личной жизни ей везло не всегда.
Первым её супругом стал Леонид Хейфец, искавший актрису на роль Марфиньки в постановке «Обрыв». Коллеги посоветовали ему обратить внимание на "самобытную артистку из "Маяковки"". Хейфец представлял себе хрупкую девушку, а увидел "пышущую здоровьем" Наталью.
"Я увидел девочку, девушку, похожую на три солнца, три батона, на три пирога с вареньем",
– вспоминал он.
После трех дней репетиций режиссер понял, что влюбился. Чтобы покорить её сердце, Леонид купил огромный торт и пришел к ней домой. Вскоре они сыграли свадьбу, скромную из-за нехватки денег.
До брака Хейфец жил в театре, в комнатке за кулисами. После свадьбы им дали однокомнатную квартиру возле метро «Динамо». Первое время Гундарева с радостью принимала гостей, которых любил приглашать её муж. Но после успеха в «Сладкой женщине» её жизнь превратилась в бесконечные съемки. Возвращаться в дом, полный чужих людей, стало невыносимо.
1973 год мог стать переломным. Актриса узнала о беременности, но получила предложение сняться в фильме «Осень». Радость смешалась с растерянностью.
"Ленечка, давай подождем немного… Я сейчас просто не вытяну. Съемки, спектакли… Когда-нибудь потом...",
– уговаривала она мужа.
Хейфец не стал настаивать.
Позже Гундарева признавалась, что жалела о том решении. Но тогда ей казалось, что "потом" ещё будет. Через шесть лет они развелись.
"Когда муж жену как женщину не замечает, чем хорошим это может кончиться? Наташе было больно, и в конце концов она его бросила",
– вспоминал друг актрисы Виктор Мережко.
Запретная зона личной жизни
Сцена и экран создавали Гундаревой мнимых мужей. После «Белого снега России» и «Одиноким предоставляется общежитие» зрители верили в её роман с Александром Михайловым. А съемки в «Сроке давности» и «Личном деле судьи Ивановой» породили слухи о связи с Сергеем Шакуровым. Жена Шакурова, поверив в роман, даже подала на развод.
Но настоящей сенсацией стал брак Гундаревой с Виктором Корешковым, актером из спектакля «Мнимый больной». Корешков оставил жену ради новой любви.
"Они горели друг другом, – вспоминали в "Маяковке". – Казалось, этот союз должен был пережить всё".
Но страсть быстро угасла, и брак продлился всего три года. О Хейфеце Гундарева всегда отзывалась тепло, а о Корешкове предпочитала не вспоминать.
Наталья Георгиевна оберегала свою частную жизнь. После развода с Корешковым она увлеклась Сергеем Насибовым, звездой «Школьного вальса». Насибов оставил семью ради Гундаревой. Но судьба приготовила новый удар: любимый эмигрировал в Америку, оставив актрису одну.
Нянька для Фатюшина
После Насибова последовала череда увлечений, реальных или придуманных прессой. Ей приписывали романы с Анатолием Лобоцким и Александром Фатюшиным. Фатюшину она уделяла много внимания, опекая его на гастролях. Когда Фатюшин объявил о помолвке с Еленой Мольченко, Гундарева восприняла это как личную трагедию.
"Она считала, что я плохо за ним ухаживаю",
– вспоминала Мольченко.
Этот союз стал для Гундаревой незаживающей раной. Она умела любить страстно, но не умела отпускать.
Не звезда, а просто женщина
Новый этап в личной жизни наступил, когда она встретила Михаила Филиппова. С ним она прожила двадцать лет. Филиппов, уставший от высокомерия тестя, искал понимания. Наталья пригласила Михаила в свою концертную программу. Рабочие отношения переросли в нечто большее.
С Филипповым Гундарева почувствовала себя не звездой, а просто женщиной. Она научилась готовить, вязать, увлеклась акварелью. При этом она признавала главенство мужа в семье.
В браке с Филипповым она остро ощутила желание стать матерью, но в 38 лет узнала, что навсегда лишилась этой возможности.
"Вот я всё чего-то ждала, откладывала... Дождалась! – с горечью признавалась она. – Детьми, которых не родила, я расплатилась за свои роли".
Гундарева умела находить общий язык с детьми. В фильме «Однажды 20 лет спустя» она сыграла многодетную мать, роль, которая так и осталась для неё мечтой.
В 90-х годах Гундарева была депутатом Госдумы от партии "Женщины России", помогала людям решать проблемы. Но вскоре осознала:
"Я не депутат, я – актриса".
По той же причине она отказалась от предложений стать режиссёром.
15 мая 2005 года всенародно любимой актрисы не стало.
🎬 За каждой статьёй — часы поиска, анализа и любви к миру шоу-бизнеса. Если вам нравится наш канал, поддержите нас — и мы расскажем ещё больше интересного!"