Найти в Дзене
Елена Лямкина

Поперешная. XIX век.

История села Поперечное (Восточный Казахстан)

Здравствуйте! 

сегодня я хочу рассказать вам все, что мне удалось узнать об истории села Поперечное. 

Начать хочу с того, каким образом идёт поиск такой информации. Предлагаю пройти вместе со мной путем краеведа . 

Чтобы узнать историю села, деревни или даже небольшого города мы обращаемся ко многим источникам информации. Я бы разделила их на две разные части: это 1. художественные произведения местных авторов (как правило, местных) и 2. серьезные научные работы и архивные документы. Учитывая, что учёные историки, пишут свои статьи, по большей части опираясь именно на архивные документы. 

В нашем случае, у нас есть несколько авторов и с той и с другой стороны. Местные  авторы это Климентий Первушин, Анна Серова, Геннадий Богдаев  и к одному из них «подберемся» более подробно. А вот о местных краеведах хотелось бы сказать отдельно. Самый близкий к Риддеру, конечно Михаил Немцев. Нельзя сказать чего в нем было больше краеведа или писателя, но  мне кажется, он удачно это совмещал. Его огромный вклад (для нашей темы) в том, что он смог достать много важных документов из архива города Барнаула. И мы пройдемся по этим документам. Еще у нас есть областной  краевед Ольга Николаевна Осерчева. Она живет в Усть-Каменогорске и много лет изучает историю старообрядцев на территории Восточного Казахстана. Благодаря её работам, мы узнаем самое важное для нашей темы. Ещё, у нас есть местный (Риддерский) краевед, Олег Иванович Ковешников. Автор многих книг по истории промышлености Риддера (Лениногорска) и во многом благодаря ему, я смогла составить эту публикацию. 

Жители Поперечного попросили меня составить историческую справку о селе Поперечном, ссылаясь на то, у меня лучше доступ к интернету. Хорошо, давайте обратимся к всемирной паутине! 

-2

Что нам выдает поисковая служба по запросу: Поперечное, Восточный Казахстан? Вот на фото самая объемная информация. В Википедии есть только местоположение, данные переписи 2009 года (хотя в 2021 году была уже новая перепись) и  административное подчинение. Обратите внимание, что нет даже года основания. Интересно, почему? Кроме Википедии есть статьи на сайте «Золотой Алтай», который создан благодаря проекту «Золотой Алтай – богатство и развитие региона». На третьем, по информативности, месте мы увидим  статьи туристов, посетивших село, за последние 5-7 лет. 

-3

Как гид хочу заметить, что несколько «ютуберов» приезжали сюда и снимали деревню, но не смогли найти даже самую простую информацию. Такую как, количество проживающих, особенности местной экономики и быта, имена хотя-бы нескольких жителей, Названия рек и хребтов ну и т.д.  

Предлагаю начать наши серьезные исследования с местного автора Геннадия Богдаева и его книги «В земле их корни»

-4

Геннадий Богдаев писал, совмещая историю и художественные тексты.

Это единственный местный автор (которого мы нашли) который писал об истории села Поперечное. Обратимся к его текстам и попробуем разобраться…

Первое, на что я обратила внимание это названия. Вот здесь,  Геннадий пишет об экспедиции Филиппа Риддера:

-5

 Все мы знаем, что Риддер с Феденёвым были здесь в 1786 году, и что их партия не только искала здесь «золото» но и описывала все места, и составляла карту местности. 

В данном тексте упоминается Ивановский хребет. Могу легко доказать, что это название хребет получил не ранее чем в середине 19 века. 

Вот карта, которую составил Карл Ледебур. Он был в этих местах в 1826 году.  Вот вся карта:  

-6

 и если мы ее увеличим, то увидим, что наш главный хребет называли Ульбинскими белками. 

-7

 Но к Ледебуру мы вернемся, а  сейчас давайте к ещё одной цитате Геннадия Богдаева. Честно говоря, эта цитата породила максимальное количество заблуждений по поводу года основания Поперечки. 

-8

Давайте разбираться!

Самое ближайшая научная экспедиция к этому периоду, это партия Филиппа Риддера в 1786 году. 

Хочу немного рассказать про дневники Филиппа Филипповича. Они хранятся в архиве города Барнаула. И наши местные краеведы давно их достали. Клинк, Иевлев, Богдаев ,Михаил Немцев, Виктор Мамин. Больше всего с ними работал Михаил Немцев и даже написал пару книг, на основе этих дневников. Но его интересовала только одна часть, до 31 мая. Когда был открыт рудник. Михаил Сергеевич писал про историю месторождения. Другой наш краевед и, между прочим, до недавнего времени, главный геолог Казцинка, Виктор Иванович Мамин. Однажды он потратил много времени и расшифровал эти дневники. У него были фотокопии дневников. Посмотрите, как они выглядят. Это рукописный текст на том русском языке, который мы с вами уже не понимаем. Виктор Иванович напечатал понятный для нас текст.

-9

Продолжим с дневниками. Как я уже сказала, внимательно с ними работал Михаил Сергеевич, но только до 31 мая. А экспедиция Риддера была здесь до 16 августа. И где гуляли Риддер с Феденевым всё лето, мало кто читал и вникал.  Его заданием от Колывано-Воскресенских заводов было: Исследовать верховья рек Ульба и Уба.  И в рамках изучения истории Поперешной мне пришлось внимательно изучить ту часть дневников, которая про Убу. 

Если внимательно читать дневники Риддера , то становится понятно, что заселена Уба была не выше Пахотного. Надеюсь вы знаете, где находится река Пахотная?  к моменту приезда Риддера на Убе были деревни: Екатерининское, Шемонаиха. Уба форпост. Красноярка, Березовка, Секисовка, Верх Уба. 

Что же ОН пишет про эти пашни? 

Читаем отчет за 8 июля 1786 года: 

«Пройдено по горам, лежащим по течению левой стороны Большой Убы между речками Таловкой, Калиновкой и Пашенной…

Примечание: 

Речка Пашенная по уведомлению крестьян, кои нередко упражняются в зверином промысле, название свое получила теми ж промышленниками от того, что когда оные поселившись в деревне Выдрихе и Верх-Убинской начали ходить за промыслом вверх по Убе, то по сей речке находили пашню, которую и поныне усмотреть можно, и тогда не могли точно разведать, познать или усмотреть кем оная была пахота, отчево оную и назвали Пашенной»

Но идем дальше по дневникам и удивляемся еще больше! 

«От речки Пашенной пройдено прииском по горам между устьев и вершин речек Пашенной и Поперешной, по течению левой же стороны Большой Убы, горы положение имеют высокое примерной перпендикулярно высоты от 200 и до 300 сажен, протяжение имеют с севера на полдень и состоят из граниту, на сем расстоянии имеются горы называемые Теремки, возвышающиеся в крутом положении, состоят из граниту, лесов на себе не имеют, кроме как при самих подолах, высотою оные от 340 до 400 сажен, оных Теремков имеется по длине реки верст на 8. На сем расстоянии приисков никаких не отыскано. В сей день описанием пройдено по речке Поперешной, речка сия шириною от ½ до 1 ½ сажен, глубиною от 1 до 4 четвертей, леса около оной по горам еловые, пихтовые, березовые, осиновые и разного рода мелкой кустарник, оная речка протекает близ самых Теремков по левую сторону, протяжение оная речка имеет в длину 15 верст»

 Обратимся к топографической карте (середины 20 века). 

-10

И смотрим внимательно: вот Пахотное (Пашенная), вот Теремки, и вот река, по левой стороне которой стоят Теремки. Да, сейчас эта река называется Кондрашиха. Но, я считаю, мы доказали о какой пашне и какой Поперечке шла речь. 

Таким образом, становится понятно, что высказывание об основании Поперечки в 1781-82 году не соответствует действительности. Мы ошиблись. И я в том числе, распространяя эти факты. Прошу прощения.

Не знаю как вам, а мне стало интересно, дошел ли Риддер до верховьев Убы? Поэтому изучаем дневники дальше. Не буду утомлять вас старым русским языком, которым пользовался Филипп Филиппович. Сразу расскажу по карте куда он дошел, что увидел  и что описал.

-11

Раз уж мы изучаем именно этот район Убы, то подробно покажу только современную Белую Убу. Геологическая же  партия Риддера  дошла до самых верхов и Белой Убы и Черной и Становой и даже Белопорожней. Только все наши любимые и знакомые речки назывались совсем иначе. После Татарки и собачьей норы (Чеснокови и Сучьей дыры) Риддер пошел вверх по Большой Убе. Поднялся по левому берегу, спустился по правому берегу, потом так же по Чёрной Убе и т.д. Про каждую речку написал основные параметры: ширина, глубина, длина. Именно эти цифры, помогли мне узнать, о каких современных речках идет речь. Итак, рассказываю!

-12

Белая Уба называлась Большой Убой, Черная не изменила своё название. А вот Белопорожняя Уба называлась Белой Убой. (путаница с нижней Поперечкой возникла и поэтому тоже). Теперь маленькие речки. Левые притоки: Вонявка называлась Уюкой. (Уюка), Быструха, которая из под Ивановского и в Поперечное – была Листвянкой, а вот современная Поперечка была Алтайкой. 

Теперь смотрим на правый берег и правые притоки. Все мелкие речки я не стала указывать, а вот самую большую Кучиху нашла. Называлась она Федяшиха. Там Риддер нашел яшму и брекчию, но тут же написал, что добыча невозможна, потому как «вывозить никак не можно».

Ну и с уверенностью, можно сказать, что никакой деревни или поселения он тут не встретил. Деревни для этой партии были очень важны. Прежде всего, это кров и пополнение запасов. Если уж Риддер указывал все породы деревьев, минералов и даже животных. То уж поселения он отмечал в первую очередь. 

Ну и маленькое лирическое отступление. Филипп отметил, что Ульбинские белки имели и другое название – Алтайский кряж. Лично мне, такое название нравится даже больше чем Ивановский хребет.  Но, важно заметить, что Филипп Филиппович так же указывает и второе название хребта – «Ульбинские белки»

-13

На этом предлагаю закончить изучать дневники Риддера и перейти к дневникам другого ученого. Он был  командирован на Алтай императорским двором с целью изучения местности, биоразнообразия, этнографии и т.п. Звали этого немецкого ученого Карл Ледебур.  

-14

Он, как и любой ученый, вел свои полевые дневники. И практически каждый день записывал свои наблюдения. Он выехал из Дерпта в январе, и только в мае оказался в Риддерске. Всё лето ходил по нашим горам и только осенью, под зиму начал возвращение в Петербург, а потом в свой Дерпт. 

Я так же внимательно прочла его дневники. Мне попались они на русском языке. Переведены с немецкого относительно недавно, Новосибирскими учеными. А так же я нашла эти дневники в оригинале, на немецком языке. Дело в том, что когда я читала дневники на русском, то многие наши названия были написаны как-то коряво, не правильно. То есть, не так как мы произносим. Например,  Кослуха (Козлушка), Бутаковка (Бутаково), Тихое (ТихАя). Напомню, что переводили Новосибирские ученые. Они не знают наших названий. А когда я полезла в оригиналы, то сразу стало понятно. Ледебур писал названия на немецком.  То есть, он переводил даже названия. К примеру: Змеиногорск он написал Шлангэбруге. Шлангэ – это змея, бург – гора.  Поэтому и наши названия у него нельзя читать точно. Это всегда примерное. 

Так вот, Ледебур провел здесь все лето. Сначала он долго был в Риддере, обошел все близкие места, описал. Потом отправился в автономное путешествие. Из Риддера ему дали в сопровождение местного егеря Пушкарева, а так же конюха, и несколько человек помощников, так сказать, по хозяйству. Его задачей и мечтой было описание растений и животных, но больше растений. Он, так же как и Риддер, описывал каждую речку.  Я, прочитав его дневники, составила карту его маршрута. Вот маленький кусочек этой карты:

-15

 Хочу обратить ваше внимание на три линии разного цвета. Это значит, что он, прошел мимо  современной Поперечки, трижды!  И ни разу никого здесь не встретил. Речки он называл уже по-другому. Вниз с «Заячьего» он спускался уже по Быструхе, а первую ночь в палатках провел на берегу реки Попорожной, что впадает в Белую Убу. Возможно, Попорожная была уже и Поперешной, здесь это трудности перевода. 

Правда, был у Ледебура в этом месте один инцидент, который подпортил его экспедицию. Когда они утром проснулись (ночевали около слияния Попорожной и Белой Убы) то обнаружили, что нет одного коня. Они предположили, что конь отвязался и ушел обратно в Риддерск. И им пришлось одного помощника отпустить в Риддерск или на поиски старого коня или нового. Тому, пришлось потом догонять экспедицию почти у Чарыша. 

Но самый главный факт остается в том, что пройдя здесь трижды за одно лето, экспедиция Ледебура не встретила здесь, около Поперечной, никакого поселения. Напомню, это был 1826 год.

А сейчас я хочу попросить прощения за то, что до сих пор только и делала что доказывала, что не было здесь деревни в 18 веке и начале 19го! Так, когда же основалась Поперешная? Да, именно так она называлась в 19 веке. 

Теперь я предлагаю перейти к ещё одному учёному. На этот раз ученый - историк, этнограф, краевед. Это Ольга Николаевна Осерчева. И она изучает историю заселения староверов - поляков  на территории ВКО. Сегодня мы обратимся к ее работе, которая называется: 

"ХРОНОГРАФ ВАЖНЕЙШИХ ДАТ УБИНСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСТВА XVIII-XXI вв. "

-16

И тут я хочу, прежде всего, обратить ваше внимание на то, что Ольга Николаевна не писатель, она не пишет художественные тексты. Она ученый и каждое её утверждение основано на серьезных архивных источниках. Ну, то есть, у меня лично, нет никакого повода не доверять её словам. 

Предлагаю перейти к истории заселения реки Убы. 

Все такие истории начинаются с раскола русской православной церкви. Надеюсь, что вы все знаете об этом, поэтому буквально пару слов. В середине 17 века в России произошел раскол церкви и все православные поделились на две непримиримые стороны. Это Никонианцы и староверы. Староверы настолько не хотели принимать новых обрядов, что готовы были буквально на всё. Со стороны государства начались гонения на староверов. Вплоть до массовых убийств. Когда их сжигали заживо в молельных домах. Так вот, довольно большая группа староверов убежали в Польшу, с целью сохранения своей веры.

Теперь переходим к периоду правления императрицы Екатерины второй. Вернее еще раньше к правлению Елизаветы, которая издала указ о том, чтобы отныне рудники и демидовские заводы на Алтае переданы были в ведение «Кабинета ея императорского величества»;

Позже Сенат издал указ, разрешавший государственным крестьянам селиться с семьями по рекам Убе, Ульбе, Березовке, Глубокой и по прочим, впадающим в них и в Иртыш;

 И вот, в 1762 г. – на основании Манифеста Екатерины II Сенат издал указ, которым приглашал возвратиться добровольно в Россию русских староверов, бежавших в Польшу от религиозных преследований, при этом место жительства они могли выбрать либо прежнее, либо Сибирь, в том числе и Алтай;

Но этому манифесту не последовали настолько много человек, насколько было необходимо для развития горной промышлености на Алтае, поэтому в 1763 г, 22 января был послан другой указ всем начальникам пограничных с Польшей городов и крепостей, а также «всем губернаторам и воеводам тех мест, куда пойдут раскольники», чтобы последним ни от кого никакого препятствия чинено не было», но чтобы им оказывали возможную помощь при поселении их; 13 мая был вновь оглашен указ 1762 г., после чего в этих местах появились первые поселения «поляков»;

Надо сказать, что всё равно полностью добровольного переселения не получилось, и тогда власти почти принудительно пригнали сюда 20 тысяч староверов поляков. Не все из них поселились именно на Убе, но можно сказать, что на Убе поселились в основном поляки. 

Кроме поляков были такие староверы, как Семейские (прибайкалье) Ясашники, Каменщики. Каменщики селились, в основном, по долине реки Бухтарма. 

Вернемся к полякам. На карте хочу показать, откуда и куда они «пошли».

-17

С Барнаула, Колывани, двинулись на юг. Первые поселения Екатерининское, Шемонаиха, Секисовка. Чуть позже Верх-Убинское, Выдриха, Бобровка

1765 г. – Сенат вновь издал указ, приглашающий беглецов возвращаться в Россию «без всякого опасения и страха», при чем подтверждались обещанные ранее льготы, но с оговоркою, что этими льготами могут воспользоваться только добровольно возвратившиеся;

1779 г. – ввиду расширения горного дела на Алтае и увеличения контингента рабочих сил на основании манифеста от 21 мая «поляки» переведены были из разряда государственных крестьян в приписные к заводам, что оказало огромное влияние на их жизнь;

1787-1790 гг. – из-за нежелания «мирщиться», быть в общении с никонианами, раскольники, оглядевшись на новых местах, вскоре начали расселяться по окрестностям и образовывали новые селения, состоявшие исключительно из «своих», таким образом, были основаны деревни Владимирской волости Змеиногорского округа, большей частью как выселки села Секисовского: Малая Убинка (1787) и Быструха (1790); Смотрим на карту

/слайд №29/

Таким образом, к концу 18 века Уба была заселена только в нижнем её течении. Но после того, как они не захотели мириться, то продолжили заселение Убы вверх по течению. Надо сказать, что природа была на их стороне. Очень трудно было представителям власти найти их в этой бескрайней тайге. К тому же доступ в тайгу не был круглогодичным, добавьте к этому инертность служащих. Получается, что вверх по Убе с инспекциями ходили довольно редко. Приведу цитату из  книги Река Уба и Убинские люди: 

 На основании же других преданий был в начале 19 века следующий случай.:

   В верховья Убы для розыска некоторых бежавших преступников был выслан военный отряд. Отряд этот вернулся в Лосиху с доброй сотней разных обитателей верховьев Убы. Большинство из них не были ни в чем виновны, кроме неплатежа податей и жили в лесу из страха перед начальством. Но всех их отдали под суд, как беглых бродяг и посадили в Усть-Каменогорский острог. Тогда вступились две деревни Лосиха и Малая Убинка и стали хлопотать о выдаче подсудимых им на поручение. Хлопотали долго и при большом расходе. Наконец, добились, что все арестованные им были выданы. И вот все эти взятые на поруки убинцы стали поочередно "умирать". В течении почти трех месяцев они все, около ста человек, "умерли и похоронены", т. е. другими словами, снова ушли в верховья Убы под новыми именами и фамилиями, хотя всем им торжественно и были справлены поминки...

   Имена и фамилии они давали себе сами путем само крещения. А крестили себя просто: разденутся и с молитвой погрузятся в воду р. Убы, оденут чистое белье и назовут себя по святцам новым именем. Отсюда произошли, так называемые, "самокресты", которые значительное время и населяли р. Убу в верхнем ее течении.

Исходя их всего этого, мы снова видим,  что среднее и верхнее течение Убы начали заселять уже в 19 веке. 

-18

И наконец, мы пришли сюда, в самый верх Большой Убы! Хочу обратить внимание на деревни, которые были по Белой Убе. Это Стрежная, Вонявка, Секисовка, Стрежная Яма, Поперешная, Зауба

Вернемся к хронографу, вот что она нам говорит: выходцами из с. Секисовки основаны шесть поселений «поляков» Риддерской волости Змеиногорского округа: Черемшанка

(1799), Бутакова (1805), Поперечная (1832), Стрежная (1850), Орловка (1858), Пихтовка (1867);

Поперешная самая верхняя деревня на этой реке, и основана она в 1832 году.

  То есть, мы выяснили в каком году основалась Поперешная, теперь давайте исследовать её жителей. Кто были эти люди, которые долго шли сюда с нижнего течения Убы. Дойти сюда было не только не просто, но и долго.  Почему шли долго? Ну, это просто объясняется. Крестьянину нужны земли и дома.  Чтобы идти на обозах, нужно сначала сделать дороги. А чтобы сделать дороги, надо провести разведку. И на это могут уходить годы.

За всё это время, переходов, переездов общество тоже изменяется, меняются отношения между людьми. И даже подходы в совершении обрядов терпят изменения. Отсюда и появились разные течения внутри староверов поляков. 

Начнем исследование о ветках староверов поляков с данных Ольги Осерчевой. В своем хронографе она упоминает о следующих ветках: 

1820 г. – основание федосеевской моленной в с. Выдриха;

1831 г. – в Барнаульское духовное правление поступил императорский указ: "по секрету, коим предписано, что старообрядцы не должны заводить для звону колокола и никаких нарядных исправлений у часовен";

1836 г. – основание беспоповской моленной в с. Секисовка Владимирской волости;

1837 г. – до этого года все население села Секисовского Владимирской волости было беспоповское, а с назначением священника Симеона Вавилова из Барнаула, было положено начало единоверию, здание беспоповской моленной передано единоверцам;

1856 г. – основание д. Волчиха Владимирской волости Змеиногорского округа, в которой проживали староверы-"поляки";

1880-е гг. – в районе верхнего течения Убы Егоровым Иваном Федотовичем установлено поморское законобрачное

согласие;

1895 г. – в глухом углу Убинской долины под сопкой Большой Теремок, выехавшими из России поморскими черницами основан женский скит;

1897 г. – построен новый каменный единоверческий храм в с. Шемонаиха;22 «дьяки» беспоповцев Григорий Григорьевич и Алексей Григорьевич по поручению общества села Секисовского Владимирской волости ездили в Москву для отыскания беглого попа, привезли бывшего священника Рязанской епархии отца Александра Плавтова, после появления которого, в селе образовалась беглопоповщина или «кринкина вера», названная так потому, что Плавтов для крещения каждого прихожанина святил воду отдельно в кринке;

-19

Георгий Гребеньщиков, который был на Убе в 1912 году,  засвидетельствовал следующие  течения староверов поляков:

-20

Единоверцы, австрийцы, стариковцы (они же беглопоповцы), федосеевцы, спасовщики или нетовцы, самокресты, оховцы или вздыханцы, однопоклонники или дырники и, наконец, поморцы.

 Австрийцы, приближаются к единоверию, ибо признают священство, но в отличие от единоверия священство это ставит свое, руководствуясь правилами так называемой Белокриницкой иерархии.

   Единоверцы же от православных отличаются лишь сохранением дониконианского текста в служебных книгах, придерживаются двуперстного креста и старинных обрядов в богослужении и пении.

   Стариковцы сами себя характеризуют так: "Мы, никуда не пошедши", т. е. обходятся без попов, при посредстве своих стариков или дьяков, в большинстве случаев грамотных и пользующихся всеобщим уважением. Однако они же приглашают к себе беглых или расстриженных попов, которых предварительно обязывают проклясть "никонианские ереси". Эти попы иногда наезжают и служить, а так же снабжают стариков св. дарами, которыми те пользуются иногда по десятку лет, сохраняя их на сухариках или разводя медом. Поэтому-то стариковцы называются и беглопоповцами.

   Федосеевцы -- это те же поморцы, но секта эта учреждена старцем Федосеем Васильевичем еще в конце XVII века, когда он бежал от Петровских строгостей в Польшу. Эта секта не признает священства, пока не будет учреждена иерархия по книгам и обрядам древнего христианства, поэтому временно оно обходится, как и поморцы, своими стариками. Но отличие поморцев заключается в том, что они признают законность брака, а федосеевцы допускают брак под условием епитимьи и всю жизнь женщину замужнюю считают блудной девицей, так как по заветам Федосея Васильевича сыны его секты могут спастись лишь безбрачными, а если допускают брак, то это уж блуд, несущий с собою наказание.

   Поморцы -- это, следовательно, тоже что федосеевцы, но они считают факт пришествия Антихриста совершившимся и строго ограничивают себя от всех новшеств, признавая их еретичеством скверным. Называются они поморцами потому, что основали свою секту на северном поморье, в Выговской пустыни.

   Спасовщики -- говорят, что нужно молиться и каяться одному Спасу без всяких свидетелей и посредников. А так как многие из них не признают ничего и никого, кроме Бога, то их называют нетовцами, хотя есть версия, что нетовцы, кроме того, отвергают всякую необходимость спорить из-за веры.

   Самокресты. Это такая секта, которая не признает иного крещения, как крещенья по разумению, т. е. взрослыми, когда крестящийся сам может разбираться, какая вера, по его мнению, более истинна. Крестятся эти раскольники собственноручно с молитвой по псалтырю и с именем по святцам.

   Оховцы, или вздыханцы, -- это люди, сознающие греховность жизни своей и предпочитающие, вместо молитвы и обрядов, всегда помнить и вздыхать о грехах своих.

   Однопоклонники. Это люди, не признающие ни какого предметного божества, кроме божества вне времени и пространства. Поэтому они поклоняются одному Богу и обязательно под открытым небом, кланяясь на восток. А когда молятся в закрытых помещениях, то открывают какое-либо специально устроенное отверстие. Отсюда и называют их "дырниками".

   Была на Убе еще так называемая "белоногая вера". Это вот что значит: приезжал в 60-х годах в Сибирь под строгим инкогнито беглый раскольник архиерей, который везде отправлял службу с омовением ног, т. е. держал ноги белыми и кто последовал ему, того и называли "белоногим".

   Когда приходится встречать эти иногда курьезные названия, то следует иметь в виду, что, в силу постоянных религиозных споров, сектанты часто острят друг над другом и названия "оховцы", "нетовцы", "дырники", "белоножки" и др. дают не сами себе, а друг другу, стараясь этим уязвить противника.

***

Какие из этик веток были именно в Поперечке? Это серьезный вопрос, но честно говоря, я готова верить в этом вопросе Геннадию Богдаеву. Потому что он писал свои произведения  на основе разговоров с местными стариками. Так о чем же нам говорит Геннадий: 

 «С зарождением и процветании веры в те далекие времена в Поперешной трудно сказать что-то определенное, так как из-за малой доступности ее. Да и изолированности от административных центров, точных сведений о раскопе в вероисповедании в  Поперешной нет.  Но по тщательному исследованию некоторых исторических фактов, из рассказов старожилов Поперешной, уже в наше время. Можно представить общую картину наличия вер в тогдашней Поперешной.  В деревне существовало несколько вер- беспоповская  /староверская/, австрийская и православная. Из  трех церквей самыми обиходными были – австрийская и православная.

Православная церковь находилась рядом с базарной площадью в самом центре деревни. Церковь не имела своей колокольни, а просто церковный староста сообщал верующим о времени богослужения. Ударяя железным пестом в подвесную железную раму. Самым божественным местом в алтаре находилась чаша для жертвоприношений,и во время богослужения верующие бросали в нее мелкие деньги. Старинный, ярко раззолоченый иконостас (легкая стенка с вставленными в нее иконами) перед алтарем возвышался под самый потолок. Перед иконами горели восковые свечи, все паникадиды были зажжены и горели постоянно.  От их горения в церкви всегда чувствовался постоянно сладковатый запах ладана. Посреди церкви стоял аналой/высокий, с покатым верхом столик, на который клались богослужебные книги и другие церковные принадлежности./ У аналова отводил службу отец Нагибин. На алтаре стояла полщеница, которую вносили только в чистый четверг, и обходили с ней вокгур церкви три раза. ПО православной церкви отец Нагибин ходил за полщеницей с блюдечком, в которое прихожане бросали такие мелкие деньги, чтобы выкупить просвирку, и целовали при этом крест, который держал в руках . 

Австрийская вера сильно крепла за счет единоверия. Австрийцы и единоверцы сильно опустились в своих нравах. Постоянные пьянки и попойки не мешали быть исполнительными к своей вере. Австрийцы не чтили никаких церковных и престольных праздников. И свадьбу могли сыграть даже в великий пост. Строили себе дома с «вязью», с подвальными помещениями, крутыми крышами на два ската, с очень маленькими окнами и на редкость высоким крылечком. Дома строились из толстого листвяга, и через многие десятки лет листвяжные дома стояли словно только что выстроенные.  Австрийская церковь стояла в верхней части деревни, на широкой луговине, у подножия Гребнюхи. На куполе австрийской церкви находилось пять колоколов: два небольших, три больших.  Маленькие колокола зазывали к вечерне, а все пять оповещали о приходе Пасхи великой. Попом австрийской церкви был отец Иван. 

Беспоповцев было немного, дворов около двадцати. Но держались они крепко. «Дуб-народ»  так говорили  о их вере. Молились они в своей столетней молельне, которая со всех сторон была окружена постройками, совершенно не видимая людскому глазу. С улицы видно самый обыкновенный, скромный амбар, только протиснувшись сквозь плетень, можно было увидеть их молельню. В одной стороне амбара два небольших оконца, в другой стене – вход в молельню .

Беспоповскую веру исповедовал отец Бурлон, а их молельня находилась  под большим бугром, на середине деревни, рядом с главной улицей, в самой гуще крестьянских дворов и соседствовала с лавкой риддерского купца Державина.

Была еще Потапушкина вера. Это секта – явление местного значения. Потаповцы, по своим соображением, молились отдельно, как и беспоповцы ы доме крестьянина Потапова /отсюда и вера их называется – потапушкина/. Число верующих  потаповцев было столь мало, что в своих разговорах  и беседах крестьяне даже не упоминали эту веру и  не относились к ней как к значимой.» 

***

Если подводить итоги, то получается, что сегодня, из такой  большой лекции самой ценной информации получилось очень мало. По сути:  год основания Поперешной и три-четыре  религиозные ветки, существовавшие в деревне. 

/ 1832 год, Австрийцы, Никонианцы, Дырники(беспоповцы), Потаповцы/

В качестве итогов над темой, хочу поделиться и не совсем очевидными выводами. Кроме того, что найдено много ответов на вопросы, появились и новые вопросы, которые, пока, без ответа. Внимательно изучая карты и списки населенных пунктов, я обнаружила, что имеется очень много повторов в названиях рек, урочищ и даже деревень. К примеру, на Алтае (и Российском и Казахстанском) имеется три деревни с названием Поперечное.  В нашей области имеется две Секисовки, две Стрежных. Что касается рек, то только в Убу впадает 4 речки Поперечки. Одна из них сейчас называется Кондрашиха, но в конце 18 века она была Поперешной. Отсюда большой вопрос: Почему дублировались названия в рамках даже одной области, а не то, что большой страны?

В заключении, хочу сказать, что все данные для этой публикации я собрала на основе   работ наших областных краеведов. По сути, всё, что есть в области, мы достали. Но это не все что возможно. 

Дело в том, что многие архивы о жизни этого района до 1920 года хранятся в Барнауле, и только с 1920 года в Алматы, Усть-Каменогорске, Риддере. Много интересного нам могут сказать метрические книги из церквей, работы ученых исследователей Алтая, данные переписи за разные годы.

Поэтому дальнейшая работа над этой темой  возможна! Кто и когда этим займется – покажет время!

А на этом  у меня все! Спасибо тем, кто смог дочитать до конца))