Найти в Дзене

Будни верстальщика в городской газете

— Садись, верстальщиком будешь, —сообщила мне радостную весть Галина Викторовна и рассмеялась. Каким-то нервным смехом. Сегодня рассказываю продолжение вчерашней истории. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Я подумала, что это явно не к добру, а вслух сказала: — Ох, попробую. Я, конечно, на него не училась. Я это... политолог, — промямлила я. — Хехехе, вон наш Борисенко тоже из этой плеяды. Вот тебя и взял на работу, — веселилась замредактора. Тем временем времени на раскачку и разминку мне не дали, а сразу кинули на огневой рубеж, то бишь в работу и верстку. Редакция располагалась (да и ныне тоже) на улице Карла Либкнехта — в одном из сталинских домов довоенного времени, на первом этаже. Несколько небольших кабинетов — для редактора, ответсека (замредактора), корреспондентов, верстальщиков, корректора, менеджера по распространению и бухгалтера. В одной из них вместе с напарницей я и разместилась. Старенький, но еще рабочий, компьютер, крутящийся стул и вечно стоявшая на душо

Коллектив редакции на новогоднем корпоративе. Я рядом с Галиной Викторовной. Редактор Олег Борисенко стоит в заднем ряду.
Коллектив редакции на новогоднем корпоративе. Я рядом с Галиной Викторовной. Редактор Олег Борисенко стоит в заднем ряду.

— Садись, верстальщиком будешь, —сообщила мне радостную весть Галина Викторовна и рассмеялась. Каким-то нервным смехом.

Сегодня рассказываю продолжение вчерашней истории. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.

Я подумала, что это явно не к добру, а вслух сказала:

— Ох, попробую. Я, конечно, на него не училась. Я это... политолог, — промямлила я.

— Хехехе, вон наш Борисенко тоже из этой плеяды. Вот тебя и взял на работу, — веселилась замредактора.

Тем временем времени на раскачку и разминку мне не дали, а сразу кинули на огневой рубеж, то бишь в работу и верстку.

Газета «Краснокамская звезда»
Газета «Краснокамская звезда»

Редакция располагалась (да и ныне тоже) на улице Карла Либкнехта — в одном из сталинских домов довоенного времени, на первом этаже. Несколько небольших кабинетов — для редактора, ответсека (замредактора), корреспондентов, верстальщиков, корректора, менеджера по распространению и бухгалтера. В одной из них вместе с напарницей я и разместилась. Старенький, но еще рабочий, компьютер, крутящийся стул и вечно стоявшая на душой Галина Викторовна.

В центре - Галина Викторовна на «Журналистской весне-2024», которая проходила в Краснокамске. Справа от нее — моя напарница, Татьяна Борисовна Кунц
В центре - Галина Викторовна на «Журналистской весне-2024», которая проходила в Краснокамске. Справа от нее — моя напарница, Татьяна Борисовна Кунц

Надо отметить, что я заняла место декретное. То есть временное. Но как говорится, что временно, то зачастую постоянно. Впереди меня ожидало 2 года трудовой деятельности в роли верстальщика. 

Кстати, решила поинтересоваться у ИИ, кто такой верстальщик. Вот что выдал чат GPT. 
В газете верстальщик – это специалист, который занимается оформлением страниц газеты в соответствии с дизайн-макетом и редакционными требованиями. Он преобразует текстовые материалы, фотографии и другие элементы в готовую к печати газетную полосу.
Основные задачи верстальщика в газете:
• Компоновка материалов: размещение текстовых статей, заголовков, фотографий, иллюстраций, рекламных объявлений и других элементов на странице в соответствии с заранее утвержденным дизайн-макетом.
• Форматирование текста: настройка шрифтов, размеров, интервалов, отступов и других параметров текста, чтобы он выглядел красиво и читабельно.
• Работа с графикой: подготовка и обработка изображений, размещение их на странице, настройка размеров и разрешения.
• Соблюдение стилистических правил: следование редакционным стандартам и правилам оформления газеты.
• Проверка макета: выявление и исправление ошибок в верстке (например, опечатки, неверное расположение элементов, нарушения отступов и т.д.).
• Подготовка макета к печати: экспорт готовых страниц в формат, пригодный для печати в типографии.
Верстальщик работает в тесном взаимодействии с редакторами, дизайнерами, корректорами и другими сотрудниками редакции. Он должен обладать хорошим вкусом, внимательностью к деталям, знанием типографских правил и умением работать в специализированных программах верстки (например, Adobe InDesign, QuarkXPress).
Верстальщик – это важный специалист в газете, от которого зависит внешний вид и удобство чтения газеты.
Газета располагались в так называемой «сталинке»
Газета располагались в так называемой «сталинке»

— Ну вот смотри, садись, будешь работать в программе InDesign. Она не сложная, — Татьяна Борисовна стала ловко щёлкать мышкой и показывала, как нужно верстать газету. — Сегодня дам тебе 2 полосы. Учись. А дальше больше: я буду верстать первые полосы со статьями корреспондентов, а ты полосы с программой телепередач и последнюю — рекламную.

— Ох ты ж... — я внутренне вздохнула, взглотнула и с глазами по 5 копеек сидела перед компьютером, пытаясь вспомнить эти молниеносные движения второго оператора со стажем. Большим стажем.

Программа для верстки была сложная. Архисложная. Я ни черта не понимала в ней, но деваться было некуда. Пришлось проходить учение в полях. Первое время я сидела допоздна, уходила последняя. С чувством выполненного долга и страхом, что наверное накосячила. Наверное.

Первый выпуск газеты «Краснокамская звезда» в 1938 году
Первый выпуск газеты «Краснокамская звезда» в 1938 году

Направляющие, разметка, абзацы, рубленый шрифт или с засечками, кегль, буквица, интерлиньяж, колонки, выключка, висячая строка, плашка, CMYK, фрейм, контур обтравки... Терминов было тьма тьмущая. 

Параллельно я освоила ещё одну полезную программу — Adobe Photoshop. В ней редактировала фото, делала рекламные макеты и прочее. До этого абсолютно с ней не была знакома. В дальнейшем спустя годы мне это очень помогло в работе контент-менеджером для соцсетей.

Так потихоньку-помаленьку училась мастерству, косячила и исправляла ошибки на месте. Стоит отметить, что темп работы в редакции был напряжённый. Газета выходила 2 раза в неделю. 16 полос в одном выпуске, и 4 — во втором. На мне висела добрая половина газеты. 

Однажды случилось то, чего я боялась больше всего. Неисправленная ошибка. Которая мне стоила нервов. 

 Я пахала верстальщиком уже пару месяцев. Чувствовала себя вполне уверенно. Даже умудрялась после рабочего дня ездить в Пермь погулять и вернуться обратно. Уже прошла огонь, воду... но видимо медные трубы остались на закуску. 

В тот жаркий августовский день мне нужно было сдать газету в печать. Да, эта обязанность тоже лежала на мне. А это означало проверить наличие всех полос, их нумерацию, заархивировать каждую полосу и отправить в типографию. Наконец дождаться ответа типографии, что все хорошо — все отправилось, все читается, все шрифты в порядке. 

Я как обычно задержалась, хотелось скорей уж пойти домой. На часах семь вечера. Я все отправила, попрощалась с Алевтиной Михайловной — она сидела на раздаче и продаже газет (а-ля администратор). И со спокойной душой и уставшими за день глазами почапала домой. Благо идти близко — всего минут 10.

Дома разделась, собралась есть и тут звонок. Типография. Думаю — господи, неужто косяк какой. А завтра выпуск газеты. Внутри все упало. 

— Здравствуйте, это из типографии. На 12 полосе — рекламной не читается в макете шрифт. Видимо подложку сделали. Все сливается. Нужно переделать, — раздалось на другом конце провода. 

— Да, конечно, сейчас все переделаю. 

Натянув джинсы и первую попавшуюся футболку, стремглав полетела обратно на работу. Где-то на середине пути вспомнила, что у меня нет ключей, а Алевтина Михайловна уже дома. 

— Черт, черт, черт, — выругалась сквозь зубы и стала названивать ей. Я даже не знала, где она живёт, как далеко и вообще даст ли ключи. 

— Алевтина Михайловна, понимаете, завтра же выпуск, а там правки. Срочно нужно все исправить. Дайте пожалуйста ключи, — протараторила в трубку. 

— Катя, ну ты ж понимаешь — нельзя мне давать ключи кому попало. 

— Ну я ж никто попало, — обиделась. — Давайте я к вам приду, схожу до редакции, все сделаю и снова вам верну. 

— Эх, ну что с тобой делать. Иди, переулок Пальтинский, дом 17. Да поторопись, я уж собралась спать.

Я не видя и не слыша ничего добежала до нужного дома, взяла ключи и бегом в редакцию. 

— И черт меня дёрнул эту подложку сделать на макете. Итак хорошо все было. Нет ведь, красоту захотела. Выпендрилась е-мае, — мысленно ругала саму себя. 

Слава богу все исправила, отправила заново, закрыла редакцию, поставила на охрану, отнесла обратно ключи и ушла наконец-то домой. Уже в 10-м часу. Вот такие приключения верстальщика в местной газете. 

В следующий раз расскажу наконец - как же я переквалифицировалась в корреспондента.

#путь_копирайтера