Найти в Дзене

«Груз 200», эпоха распада. Разбор фильма

Оглавление

Алексей Балабанов — одна из самых значимых и противоречивых фигур в российском кино.

Особое место в его творчестве занимали сюжеты о позднем СССР и новой России. Через остросоциальное кино Балабанов составил свой авторский взгляд на этот период.

«Груз 200» — это самый спорный фильм в его карьере режиссера. Кто-то считает его чуждой «чернухой», а кто-то непонятым высказыванием. Предлагаю вспомнить этот фильм и раскрыть его смыслы.

Начало распада: армия, интеллигенция и молодежь

-2

Открывающая сцена фильма — это диалог военного офицера и профессора кафедры научного атеизма. Профессии героев явно выбраны Балабановым не случайно.

Военный символизирует весь военный блок СССР. Профессор атеизма — это собирательный образ идеологии и интеллигенции. И у первых, и у вторых в середине 80-х возникало множество вопросов как к государству, так и к обществу.

Профессор. Идеология: утрата ориентиров

-3

Начнём с персонажа профессора.

Задача его кафедры — обучение студентов преимуществам светского общества и критике религии. Единственная дозволенная идеология в СССР — коммунизм, враждебно настроена к религиозности.

Однако, в отличие от ранних лет революции, ситуация кардинально изменилась. Идеология в 80-х превращается в набор пустых лозунгов, которые соблюдаются по привычке. Народ занят повседневными заботами, думая о хлебе насущном, а интеллигенция теряет иллюзии о наступлении коммунизма.

Дискотека в храме
Дискотека в храме

Преподаватель, обязанный учить атеизму, неожиданно обнаруживает собственные сомнения, которые приводят его к внутреннему кризису.

В течение фильма герой участвует в диалогах о вере, полных нерешённых вопросов. Его попытки дать убедительный ответ об отсутствии Бога оказываются слабыми и механическими. Когда же он становится свидетелем преступления, прежние взгляды окончательно разрушаются.

-5

Последний кадр, где профессор входит в храм, — мощный символ смены вектора, отражающий потерю уверенности и попытку обрести покой. Неизвестно, найдёт ли он удовлетворение.

Полковник: предвестник деградации и усталость от войны

-6

СССР всегда уделял большое внимание оборонке, обеспечивая её щедрое финансирование. Однако в 1984 году начались первые симптомы ухудшения экономической ситуации, что пагубно сказалось и на армии.

Полковник испытывает беспокойство из-за ухудшения материального положения. Даже высокопоставленным офицерам приходится приспосабливаться к новым условиям, связанным с дефицитом продуктов.

-7

Параллельно страна участвовала в военном конфликте в Афганистане, который длился уже пятый год. Этот конфликт потребовал огромных ресурсов и привел к людским потерям. Население и сами военнослужащие испытывали усталость от конфликта, смысл которого многие не понимают.

Именно это транслирует полковник, которому, находясь в далеком тылу, приходится регулярно решать вопросы с отправкой новобранцев в Афганистан, а в ответ получать груз 200 — военные гробы по классификации в авиации.

Молодое поколение: новые ориентиры и ценности

-8

В фильме есть несколько персонажей, которые представляют молодое поколение. Валера — молодой человек, который ходит в майке с надписью «СССР», водит вазовскую «пятерку» и зашибает «бабки».

Какие интересы у этого поколения? Деньги, шмотки и «туса». Об этом говорит как старшие, там и сама молодежь.

-9

Молодое поколение 80-х уже чувствует еле ощутимый запах перемен. И в отличие от старших, которые в силу опыта и возраста боятся их, молодежь всячески желает их.

Именно эти люди скоро будут главными героями перестройки. В силу лучшей приспособляемости именно они станут челноками, коммерсами и банкирами — новыми хозяевами жизни.

Пока же молодежь кутит, веселится и не обращает внимания на переживания своих родителей. СССР с его заслугами и идеологией для них пустой звук, отживший элемент, годный разве что как лейбл на майке.

Продукт борьбы с эпохой

Город Солнца

-10

Есть в "Груз 200" и персонажи, которые явно вступают в противоборство с обществом и системой. Один из них Алексей.

Он хозяин небольшого хозяйства, в котором из-под полы продает самогон. Он очень общительный и с каждым путником заводит философские беседы. Сам же он яркий представитель философии Льва Толстого и Томмазо Кампанеллы — верит, что сможет построить «город Солнца», где не будет горя.

-11

Алексей представляет образ мечтателей позднего СССР, которые верили в идеальный коммунизм, который они все-таки построят. Но этому не суждено сбыться. Такие вот Алексеи были чужими и для старой, и для новой системы устройства общества. За что, собственно, он и поплатился.

Вместе с Алексеем за такие идеи поплатился и Сунька - единственный положительный персонаж. Он представитель малых народов России. Но это отдельная тема для разговора, история малых народов - это важная часть творчества Балабанова.

Милиционер-маньяк: импотенция правоохранительной системы

-12

Другим порождением эпохи слома являются психические аномалии, которые бурно разрастаются в такое время.

Время выступить на сцену главного антигероя.

По сюжету, молодые люди приехали за самогоном к тому самому Алексею. Валера пошел за алкоголем, оставив в своем авто девушку, которую захватил с собой ранее. О ней мы поговорим позже. Сейчас же важно знать, что именно тут её замечает маньяк-милиционер. Отсюда он её и увозит силой к себе в логово.

-13

Данный персонаж символизирует правоохранительную систему СССР. Вопрос, почему Балабанов изобразил именно его маньяком? Ответ в том, что именно в этой системе режиссер видит самое яркое проявление зловония грядущего развала.

У выбора в качестве маньяка именно милиционера есть несколько реальных предпосылок.

Во-первых, период 1980-1985 это всплеск преступлений, который стал предвестником критического роста преступности в 90-е годы. Именно период позднего СССР стал печально знаменит самым большим количеством выявленных маньяков.

Во-вторых, в обществе того времени милиционеры перестали ассоциироваться с образом «Дяди Стёпы». Вместо того чтобы быть защитником отечества, милиция всё чаще превращалась в молчаливого свидетеля.

Старая и новая Россия

-14

После похищения девушки милиционер привозит её в свою квартиру, где живет его мать. Это полоумная, психически нездоровая, пьянствующая женщина.

Есть мнение, что она в фильме Балабанова символизирует СССР. Дескать, именно так выглядит страна и так её видит автор, изображая всё в чернушном свете.

Моё мнение, что она действительно ассоциируется с СССР, но только не со всей страной, а с её загнивающими элементами: неэффективное управление, геронтократия (средний возраст управленцев был 70-80 лет), игнорирование внутренних проблем (не зря она мать маньяка-милиционера).

Говорит ли Балабанов, что всё СССР было таким, как этот образ бабки-пьянчуги? Нет.

-15

В противовес матери маньяка есть образ Антонины. Сожительница того самого Алексея, который хотел построить город Солнца. Антонина — это образ хозяйки. Она единственная переживает и защищает незаслуженно обвинённого Алексея.

Смею предположить, что она символизирует образ обычного народа — трудяг, которые становятся свидетелями развала их страны и предательства самим же государством своих идеалов.

Именно этот символический персонаж берёт в руки ружьё и вершит истинное правосудие. Именно благодаря ей возможно освобождение девушки из плена. Но есть одно «НО» — на судьбу самой девушки ей наплевать.

Самое время поговорить об этой девушке, а кем в этой истории выступает она?

-16

Девушка Анжелика — это символический образ молодой России (или образ нового СССР, который так и не случился). Возможно это громкие слова, но именно такая парадигма придает смысл и целостность всему сюжету.

Что мы знаем об этой девушке? Она молода и весела. Заигрывает с Валерой, в котором ей нравится его предприимчивость и деньги. Символическая отсылка на падкость России 90-х на всё материальное и капитализм.

Ведомая этим персонажем оказывается в руках маньяка, который в реальности должен оберегать её. Можно предположить, что тут Балабанов намекает на то, что в период диких 90-х многие правоохранители срастались с преступностью.

-17

Девушка Анжелика подвергается насилию со стороны маргиналов, буквально новую Россию истязает бедность, пьянство и преступность. А на все это сидит и смотрит милиция. Максимально утрированный образ будущих 90-х, в которых Балабанов не видит ничего оптимистичного.

-18

Единственная надежда на спасение — это её парень-десантник, который должен вернуться и спасти её. Но и этому не суждено сбыться, к сожалению, эта самая надежда — это и есть «Груз 200». Надежда уже мертва, остался лишь её образ.

О чем символическая история "Груз 200"?

-19

«Груз 200» — это символический рассказ о нашей стране в конкретный период времени. Она находится на перепутье, её ждет крах и возрождение. Персонажи старой страны находятся в стадии деградации и разложения. Новая страна или её образ еще слишком мала и беззащитна, из-за чего и подвергается надругательствам.

Этот фильм был бы просто чернухой, если бы не имел под собой реальные основания. Режиссер постарался показать противоречивое время в противоречивых героях. Собственно, оттого и фильм получился противоречивым и вряд ли мог быть другим.

-20

Спасибо, что дочитали статью до конца! Буду рад узнать ваше мнение в комментариях. Если вам было интересно и полезно — ставьте 👍, подписывайтесь на канал и оставайтесь на связи!

Больше контента о кино на канале и в группе VK