Найти в Дзене
Записки Патриота

Психология: Тест Салли-Энн

В 80-ых годах прошлого века психологи создали интересный тест для исследования обосновано ложных убеждений. Что такое «обосновано ложные убеждения»? Это такие убеждения – которые по факту ложны. Но при этом человек, придерживающийся их, имеет веские основания придерживаться именно этих убеждений. Но проще привести пример: Человек стоит в очереди на кассу. Он уверен в своей способности оплатить пакет яблок. Но он не знает, что кошелек с кредиткой у него украли 15 минут назад и поэтому платить нечем. Способности расплатиться у человека из примера – как раз ложное (неверное) убеждение. Но так как он не обладает знанием о краже – то его убеждение логично, обосновано в рамках доступных этому человеку знаний. Целью проведения были дети, поэтому реальная кража (даже с заранее решенными юридическими вопросами) была неприменима. Поэтому исследователи обошли это препятствие - сделав кражу игрушечной. Ребенку демонстрировался кукольный театр с двумя куклами – Салли и Энн (откуда и происходит назв
Оглавление

В 80-ых годах прошлого века психологи создали интересный тест для исследования обосновано ложных убеждений. Что такое «обосновано ложные убеждения»? Это такие убеждения – которые по факту ложны. Но при этом человек, придерживающийся их, имеет веские основания придерживаться именно этих убеждений. Но проще привести пример:

Человек стоит в очереди на кассу. Он уверен в своей способности оплатить пакет яблок. Но он не знает, что кошелек с кредиткой у него украли 15 минут назад и поэтому платить нечем.

Способности расплатиться у человека из примера – как раз ложное (неверное) убеждение. Но так как он не обладает знанием о краже – то его убеждение логично, обосновано в рамках доступных этому человеку знаний.

Проведение эксперимента

Целью проведения были дети, поэтому реальная кража (даже с заранее решенными юридическими вопросами) была неприменима. Поэтому исследователи обошли это препятствие - сделав кражу игрушечной.

Ребенку демонстрировался кукольный театр с двумя куклами – Салли и Энн (откуда и происходит название эксперимента). У каждой из кукол есть своя, личная непрозрачная тара – корзинка, коробка или что-то аналогичное.

Вначале, ребенку показывают сценку, в которой Салли кладет бусину в свою тару. Откуда берется бусина – неважно. Ее может «дать» ассистент, у Салли изначально может быть бусина – вариантов много. Важно, что после того, как Салли кладет бусину к себе в тару – кукла Салли «уходит».

Во второй сценке приходит Энн (другая кукла). Она аккуратно достает бусину из тары Салли и перекладывает ее к себе. Если у ребенка возникает вопрос – а откуда Энн знала о бусине – ассистент выдает один из готовых ответов: «ей Салли сказала», «она знает где Салли прячет интересное» или еще что-то. И это тоже неважно.

Наконец в третей сценка возвращается Салли, которая хочет достать свою бусину. И вот тут ребенку задают вопрос – а где именно она должна искать свою бусину? В своей таре? Или в таре воровки Энн?

Ребенок знает, что фактически бусина находится у Энн. Вопрос в том, понимает ли ребенок, что Салли знать этого не может? Или, говоря более научно – использует ли ребенок ровно одну модель мира – свою? Или же может строить как свою модель мира, так и модель мира для человека с другим, отличным от своего, опытом?

Результаты

Итак, что бы участник прошел тест – он должен обладать способностью встать на точку зрения Салли. Эксперимент проводился три раза (в 1983, 1985 и 1988), результаты идентичны в рамках статистической погрешности. Что же эти эксперименты показали?

  • Дети 7 лет, здоровые – 87% успеха
  • Дети 7 лет, с синдромом дауна – 85% успеха
  • Дети 7 лет, с аутизмом – 20% успеха
  • Дети 4 лет, здоровые – 20% успеха

И хотя изначально эксперименты проводились для изучения аутизма, их результаты оказались гораздо значимее. Фактически тест Салли-Энн подтвердил тот факт, что в возрасте от 4 до 7 лет ребенок учится строить в своей голове модель чужой личности.

Модифицированный тест

Существует одна интересная модификация теста – у ребенка не спрашивают о том, где Салли будет искать бусину. Вместо этого разыгрывается сценка, в которой Салли роется в своей таре. И не находит там своей бусины – что логично, ведь ее там нет – и удивляется этому.

Ребенку задается вопрос – почему Салли удивилась? И тут есть два распространённых набора ответов. Дети старше 7 лет обычно отвечают, что Салли не знала о том, что бусину украли. Дети около 4 лет говорят, что Салли - глупая.

А если не учатся?

Но бывает, что человек вырос, но так и не научился понимать других людей. В этом случае общество получает нового члена, который объективно не способен строить нормальные взаимоотношения. Потому как взаимоотношения предполагают понимание чужой личности.

Те, кто не способен пройти аналоги этого теста во взрослой жизни, страдают от целого ряда проблем – начиная от когнитивных искажений и заканчивая финансовым благополучием.

Если же такой человек еще и работает в сфере, которая требует постоянных коммуникаций – вообще беда. А сфер таких не мало – это не только продавцы и менеджеры. Так же это полицейские, врачи, юристы, воспитатели и учителя.

Если вы не чистый технарь - вам нужно уметь общаться
Если вы не чистый технарь - вам нужно уметь общаться

На двух последних я хочу остановиться отдельно. Если люди, работающие со взрослыми – рано или поздно если не обучаются, то хотя бы запоминают что «вот так делать нельзя».

А вот в педагогические сообщество не то, что не борется с такими проявлениями. Оно все больше и больше ими бравирует. Бравирует тем, что их эмоциональный интеллект находится на уровне развития 4-летнего малыша? Это пугает.