Найти в Дзене
Set Decor Decoded

«Я — это любовь»: вилла Некки Кампильо - архитектурный соавтор кинематографического повествования

Перебирая фильмы, которые я могу смотреть бесконечно, я вспомнила о шедевре Луки Гуаданьино — Io sono l’amore («Я — это любовь», 2009), в котором особое очарование фильму придаёт его действие, разворачивающееся в моём любимом городе — Милане, а главным архитектурным героем становится великолепная Вилла Некки Кампильо (Villa Necchi Campiglio).
Я прожила в Милане два года, и за это время успела насладиться его архитектурой, среди которых Вилла Некки заняла особое место. Пересматривая фильм, я вновь и вновь восхищалась его эстетикой и атмосферой, не подозревая, что живу рядом с местом съемок - Виллой Некки Кампильо. Когда же я впервые побывала на вилле, то сразу узнала знакомые интерьеры. Во время экскурсии я спросила у гида, не здесь ли снимали фильм, и я не ошиблась. «Я — это любовь» — это не просто фильм, это портрет высшей буржуазии Милана, рассказ о семье, чья жизнь меняется под напором судьбы. Вилла Некки Кампильо, с её строгими, но изысканными интерьерами, становится живым участ
Io sono l'amore, 2009
Io sono l'amore, 2009

Перебирая фильмы, которые я могу смотреть бесконечно, я вспомнила о шедевре Луки Гуаданьино — Io sono l’amore («Я — это любовь», 2009), в котором особое очарование фильму придаёт его действие, разворачивающееся в моём любимом городе — Милане, а главным архитектурным героем становится великолепная Вилла Некки Кампильо (Villa Necchi Campiglio).

Я прожила в Милане два года, и за это время успела насладиться его архитектурой, среди которых Вилла Некки заняла особое место. Пересматривая фильм, я вновь и вновь восхищалась его эстетикой и атмосферой, не подозревая, что живу рядом с местом съемок - Виллой Некки Кампильо. Когда же я впервые побывала на вилле, то сразу узнала знакомые интерьеры. Во время экскурсии я спросила у гида, не здесь ли снимали фильм, и я не ошиблась.

«Я — это любовь» — это не просто фильм, это портрет высшей буржуазии Милана, рассказ о семье, чья жизнь меняется под напором судьбы. Вилла Некки Кампильо, с её строгими, но изысканными интерьерами, становится живым участником драмы, символом величия и сдержанности, внутреннего напряжения и скрытых чувств. Режиссёр Лука Гуаданьино словно продолжает традиции Висконти, отдавая дань уважения миланской эстетике и культуре.

Вилла Некки Кампильо, окружённая роскошным частным садом с бассейном и теннисным кортом в центре Милана, была завершена в 1935 году. Каждый интерьер виллы — это визуальная метафора чопорной элегантности, за которой скрываются бушующие страсти и тайны. Спроектированный буржуазным и элегантным итальянским архитектором Пьеро Порталуппи (Piero Portaluppi), дом был образцом высокого буржуазного стиля для сестер Джиджины и Недды Некки и мужа Джиджины, Анджело Кампильо. Вилла представляет собой квинтэссенцию высокого буржуазного стиля. Ее строгая геометрия и элегантная сдержанность становятся идеальным фоном для разворачивающейся драмы семьи Рекки. Вилла находится в центре этой утонченной драмы, архитектурная жемчужина, которая превращается в молчаливого, но невероятно выразительного участника семейной саги.

Архитектурная концепция виллы Некки Кампильо завораживает геометрической дисциплиной и выразительной чистотой форм. Это подлинный манифест раннего рационализма, смягченный изысканными акцентами ар-деко: благородные материалы, деревянные панели и уникальные двери-скульптуры работы Порталуппи создают утонченную элегантность, характерную для высокой миланской эстетики.

Первый этаж, коридор (фото Массимо Рипани)
Первый этаж, коридор (фото Массимо Рипани)

Пьеро Порталуппи, гений итальянской архитектуры XX века, чей творческий диапазон простирался от электростанций до элитных частных резиденций, создал в интерьерах виллы особый ритм пространства. Впечатляющая высота потолков с ромбовидным лепным декором, роскошный ореховый паркет и монументальные раздвижные двери формируют атмосферу аристократического величия, пронизанную строгой дисциплиной форм.

Неожиданный поворот в истории виллы произошел в 1950-х годах, когда мода на декор XIX века среди итальянской элиты побудила владельцев пригласить дизайнера Томазо Буцци для переосмысления минималистичных интерьеров. Эти изменения — богато декорированные камины, гобелены, антикварная мебель и деревянные панели — вызывают противоречивые оценки среди пуристов. Сам Гуаданьино критически отмечал, что эти элементы привнесли "странную мелкобуржуазность" в изначально аристократическое пространство, поэтому режиссер использовал собственные декораторские решения во время съемок.

Кинематографическое путешествие по вилле раскрывается через движение камеры, следующей за персонажами: от столовой с пергаментной отделкой стен к курительной комнате с ренессансным камином, по лестнице с балюстрадой в форме двойной греческой спирали, соединяющей этажи, до роскошной ванной комнаты с мраморной облицовкой.

В этом безупречном пространстве разворачивается драма семьи Рекки, где патриарх Эдоардо (Габриэле Ферцетти) собирает близких для решения вопроса о преемственности в руководстве компанией. Его сын Танкреди (Пиппо Дельбоно ) женат на русской по происхождению Эмме (блистательная Тильда Суинтон), чей брак мотивирован стремлением к комфорту и высокому социальному положению. Скрупулезное внимание к деталям и ритуалам семейной жизни отсылает к кинематографическому почерку Лукино Висконти.

На первый взгляд климат в этом "семейном ансамбле в интерьере" кажется сплоченным и учтивым, но за вежливыми фасадами скрывается эмоциональный холод. Эмма мастерски играет роль связующего звена между членами семьи, несмотря на все поколенческие противоречия и характерные конфликты.

Так сегодня выглядит курительная комната
Так сегодня выглядит курительная комната

Вилла Некки Кампильо становится не просто декорацией, но полноценным действующим лицом драмы. Она символизирует богатство и власть, демонстрирует социальный статус семейства Рекки. Строгая архитектура и формальность интерьеров отражают консервативные ценности и жесткие социальные рамки их существования. Холодная и сдержанная атмосфера особняка контрастирует с теплотой и чувственностью, которые Эмма обретает в отношениях с Антонио, превращаясь в метафору ее эмоционального заточения. Фильм искусно противопоставляет искусственный мир буржуазии, воплощенный в архитектуре виллы, солнечному и естественному дому Антонио — пространству подлинных чувств и свободы.

В кинематографическом высказывании Гуаданьино вилла Некки Кампильо превращается в архитектурного соавтора повествования, раскрывающего характеры героев и обнажающего основные темы этой изысканной драмы чувств и социальных условностей.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Название фильма взято из арии «La Mamma Morta», в которой звучит строчка: «я — это любовь».