Перебирая фильмы, которые я могу смотреть бесконечно, я вспомнила о шедевре Луки Гуаданьино — Io sono l’amore («Я — это любовь», 2009), в котором особое очарование фильму придаёт его действие, разворачивающееся в моём любимом городе — Милане, а главным архитектурным героем становится великолепная Вилла Некки Кампильо (Villa Necchi Campiglio).
Я прожила в Милане два года, и за это время успела насладиться его архитектурой, среди которых Вилла Некки заняла особое место. Пересматривая фильм, я вновь и вновь восхищалась его эстетикой и атмосферой, не подозревая, что живу рядом с местом съемок - Виллой Некки Кампильо. Когда же я впервые побывала на вилле, то сразу узнала знакомые интерьеры. Во время экскурсии я спросила у гида, не здесь ли снимали фильм, и я не ошиблась.
«Я — это любовь» — это не просто фильм, это портрет высшей буржуазии Милана, рассказ о семье, чья жизнь меняется под напором судьбы. Вилла Некки Кампильо, с её строгими, но изысканными интерьерами, становится живым участником драмы, символом величия и сдержанности, внутреннего напряжения и скрытых чувств. Режиссёр Лука Гуаданьино словно продолжает традиции Висконти, отдавая дань уважения миланской эстетике и культуре.
Вилла Некки Кампильо, окружённая роскошным частным садом с бассейном и теннисным кортом в центре Милана, была завершена в 1935 году. Каждый интерьер виллы — это визуальная метафора чопорной элегантности, за которой скрываются бушующие страсти и тайны. Спроектированный буржуазным и элегантным итальянским архитектором Пьеро Порталуппи (Piero Portaluppi), дом был образцом высокого буржуазного стиля для сестер Джиджины и Недды Некки и мужа Джиджины, Анджело Кампильо. Вилла представляет собой квинтэссенцию высокого буржуазного стиля. Ее строгая геометрия и элегантная сдержанность становятся идеальным фоном для разворачивающейся драмы семьи Рекки. Вилла находится в центре этой утонченной драмы, архитектурная жемчужина, которая превращается в молчаливого, но невероятно выразительного участника семейной саги.
Архитектурная концепция виллы Некки Кампильо завораживает геометрической дисциплиной и выразительной чистотой форм. Это подлинный манифест раннего рационализма, смягченный изысканными акцентами ар-деко: благородные материалы, деревянные панели и уникальные двери-скульптуры работы Порталуппи создают утонченную элегантность, характерную для высокой миланской эстетики.
Пьеро Порталуппи, гений итальянской архитектуры XX века, чей творческий диапазон простирался от электростанций до элитных частных резиденций, создал в интерьерах виллы особый ритм пространства. Впечатляющая высота потолков с ромбовидным лепным декором, роскошный ореховый паркет и монументальные раздвижные двери формируют атмосферу аристократического величия, пронизанную строгой дисциплиной форм.
Неожиданный поворот в истории виллы произошел в 1950-х годах, когда мода на декор XIX века среди итальянской элиты побудила владельцев пригласить дизайнера Томазо Буцци для переосмысления минималистичных интерьеров. Эти изменения — богато декорированные камины, гобелены, антикварная мебель и деревянные панели — вызывают противоречивые оценки среди пуристов. Сам Гуаданьино критически отмечал, что эти элементы привнесли "странную мелкобуржуазность" в изначально аристократическое пространство, поэтому режиссер использовал собственные декораторские решения во время съемок.
Кинематографическое путешествие по вилле раскрывается через движение камеры, следующей за персонажами: от столовой с пергаментной отделкой стен к курительной комнате с ренессансным камином, по лестнице с балюстрадой в форме двойной греческой спирали, соединяющей этажи, до роскошной ванной комнаты с мраморной облицовкой.
В этом безупречном пространстве разворачивается драма семьи Рекки, где патриарх Эдоардо (Габриэле Ферцетти) собирает близких для решения вопроса о преемственности в руководстве компанией. Его сын Танкреди (Пиппо Дельбоно ) женат на русской по происхождению Эмме (блистательная Тильда Суинтон), чей брак мотивирован стремлением к комфорту и высокому социальному положению. Скрупулезное внимание к деталям и ритуалам семейной жизни отсылает к кинематографическому почерку Лукино Висконти.
На первый взгляд климат в этом "семейном ансамбле в интерьере" кажется сплоченным и учтивым, но за вежливыми фасадами скрывается эмоциональный холод. Эмма мастерски играет роль связующего звена между членами семьи, несмотря на все поколенческие противоречия и характерные конфликты.
Вилла Некки Кампильо становится не просто декорацией, но полноценным действующим лицом драмы. Она символизирует богатство и власть, демонстрирует социальный статус семейства Рекки. Строгая архитектура и формальность интерьеров отражают консервативные ценности и жесткие социальные рамки их существования. Холодная и сдержанная атмосфера особняка контрастирует с теплотой и чувственностью, которые Эмма обретает в отношениях с Антонио, превращаясь в метафору ее эмоционального заточения. Фильм искусно противопоставляет искусственный мир буржуазии, воплощенный в архитектуре виллы, солнечному и естественному дому Антонио — пространству подлинных чувств и свободы.
В кинематографическом высказывании Гуаданьино вилла Некки Кампильо превращается в архитектурного соавтора повествования, раскрывающего характеры героев и обнажающего основные темы этой изысканной драмы чувств и социальных условностей.
Название фильма взято из арии «La Mamma Morta», в которой звучит строчка: «я — это любовь».