Найти в Дзене
НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Схождение Благодатного огня: почему богословы не верят в чудо, но уверены в зажигалке

Каждый год перед праздником православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме проходит церемония схождения Благодатного огня. И каждый год в среде верующих и неверующих возникают жаркие споры: чудо это, сошедшее с небес, или манипуляции Патриарха Иерусалимского с зажиганием факелов?

Каждый год перед праздником православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме проходит церемония схождения Благодатного огня. Фото: РПЦ
Каждый год перед праздником православной Пасхи в храме Воскресения Христова в Иерусалиме проходит церемония схождения Благодатного огня. Фото: РПЦ

Виктор Левин

Для начала поясним, что постановка вопроса о божественном происхождении Благодатного огня не должна оскорблять чувства истово верующих людей, поскольку и в самой православной церкви немало богословов, которые весьма скептически относятся к вере в чудеса.

Исследователь веры и катехизатор Алексей Преображенский, который за 25 лет своих изысканий пришел к выводу, что «вера — это не слепое требование традициям, а осмысленный путь разума и сердца», приводит слова бывшего начальника русской духовной миссии в Иерусалиме в 2009–2013 годах архимандрита Исидора Минаева:

— Схождение Благодатного огня действительно привлекает и обычного паломника и паломника экзальтированного. Но для многих это некое духовное развлечение, а порой и нездоровое любопытство. Если обратиться к богословам древности и наших дней, то выясняется, что искание чуда есть полное заблуждение в духовной жизни. Надо искать чистоты сердца и прежде всего покаяния, праведной и искренней молитвы. Надо искать, кому я могу и должен помочь из тех, кто рядом, из тех, кому живется хуже, а искать чуда — это из области фокусничества.
Архимандрит Исидор Минаев: "Искать чуда — это из области фокусничества". Фото: Логика веры
Архимандрит Исидор Минаев: "Искать чуда — это из области фокусничества". Фото: Логика веры

Главным аргументом современных скептиков по отношению к Благодатному огню выступает записанное в 2001 году интервью греческого журналиста Димитриса Аликакоса с Архиепископом Исидором — хранителем и настоятелем Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

Исидор, смиренно улыбаясь, поведал, что огонь, конечно, не сам по себе загорается, а у Патриарха Иерусалимского, конечно же, «что-то есть» для того, чтобы ритуал состоялся на сто процентов.

Иерусалимская церкви пыталась судиться с греческим журналистом, но проиграла суд в марте 2024 года. Признания настоятеля не были вырваны из контекста, переделаны автором либо получены каким-то незаконным путем. При этом архиепископ находился в здравом уме.

Но дальше — больше. Алексей Преображенский нашел изречения профессора ленинградской духовной академии Николая Успенского в его докладе 1949 года, посвященного истории обряда схождения Благодатного огня. Профессор цитирует патриаршего наместника Дионисия, который стал митрополитом Вифлеемским:

«От одного Бога ожидается прекращения благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо Великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах. Нас растерзают у самой часовни святого гроба.»
Профессора ленинградской духовной академии Николай Успенский нашел «неудобные» признания наместника Дионисия еще в 1949 году. Фото: Логика веры
Профессора ленинградской духовной академии Николай Успенский нашел «неудобные» признания наместника Дионисия еще в 1949 году. Фото: Логика веры

А вот что писал сам профессор богословия Успенский:

«Казалось бы, дерзостью ждать свыше огня в определенные день, час и минуты. Казалось бы недостойно христианского звания из года в год искать огня от бога Христа, божественное достоинство которого свидетельствовали своей кровью апостолы и несчетное число мучеников. Кажется было бы кощунством требовать сверхъестественного огня для лампад от того, кто для величайшего таинства евхаристии дал естественные плоды земли — хлеб и вино.»

С этой точкой зрения солидарны и католики, которые никогда не признавали божественность Благодатного огня. Римская церковь говорит, что в Апокалипсисе Иоанна Богослова о Благодатном огне не сказано ничего. По мнению священников, страх того, что Благодатный огонь может не сойти, превращает христиан в огнепоклонников и уводит от главного события — Пасхи.

Отнюдь не случайно, что за тысячу лет Благодатный огонь не сошел всего дважды. Первый раз — в 1101 году. Тогда богослужение в Великую субботу совершало латинское духовенство, которое просто игнорировало ритуал. И только на следующий день, в Пасху, греческие и сирийские православные священники начали обряд, появился огонь.

Второй раз огня не было в 1579 году. По той простой причине, что патриарха Иерусалимского Софрония IV не пустили внутрь храма.

Впрочем, у сторонников и поклонников Благодатного огня тоже есть свои доводы.

Предание гласит, что апостол Петр был первым, кто увидел Благодатный огонь. Григорий Нисский упоминал, что Петр, узнав о воскресении Иисуса, поспешил к его гробнице и обнаружил там светящееся сияние. Самое раннее документальное подтверждение очевидца о явлении Благодатного огня принадлежит церковному летописцу Евсевию Памфилу и датируется IV веком.

Армянский перевод иерусалимского Лекционария указывает на то, что до VII века пасхальное богослужение в иерусалимском храме начиналось с древнего ритуала зажжения вечерней лампады. Впоследствии вынос Благодатного огня стали воспринимать как чудо. Например, в середине IX века католический монах Бернард и арабский писатель Ал-Джахиз писали о церемонии, проводимой в храме Гроба Господня, а в XII веке русский паломник игумен Даниил был свидетелем этого обряда.

---