Найти в Дзене
ГБЦ ремонт

С чего начинать ремонт ГБЦ. Общие сведения. Капремонт головки блока цилиндров двигателя. Предисловие.

С чего начинать ремонт ГБЦ. Общие сведения. Капремонт головки блока цилиндров двигателя. Предисловие.

Доброго всем. Я вновь прислушиваюсь к мнению подписчиков, которые оставляют комментарии под моими роликами в видео хостингах, на сайте и в социальных сетях. Вы обратили внимание на то, что моих видео сегодня недостаточно и вам бы хотелось видеть печатную версию, в которой будут публиковаться в определенной последовательности на систематической основе материалы о ремонте ГБЦ и применяемых мной технологиях в достижении этой цели. Например, все чаще и чаще возникает вопрос, каковы этапы ремонта, последовательность, нюансы в тех или иных моделях ГБЦ и многое другое.

Согласен, я в своих видео многое опускаю за скобки, подразумевая, что вы это знаете. Постараюсь исправить положение дел и с определенной периодичностью начну серию статей, где поэтапно, и конечно же, с адекватными подробностями, не затягивая и не рассусоливая на пустом месте, расскажу вам, как делаю эту работу я, и наш небольшой коллектив.

Мои видео и моя работа отнюдь не являются догмой, и естественно не претендует на исключительность. Все увиденное и прочитанное вами на моем канале и в моих статьях я предоставляю вам в качестве ознакомительного материала о своей практике в сфере ремонта головок блока цилиндров. Не более того.

Итак, начну понемногу. Как же проверить головку блока, с чего начать? Я в своей работе не занимаюсь демонтажем и монтажом ГБЦ, поэтому и разговора на эту тему у нас с вами не будет.

Клиенты самостоятельно или при помощи специалистов из автосервисов демонтируют свой агрегат, и привозят его ко мне уже как отдельную единицу, без коллекторов, термостата и других элементов обвеса, как на фото.

ГБЦ Опель 1,7. В данном случае стоит на Исузу.
ГБЦ Опель 1,7. В данном случае стоит на Исузу.

Если коротко о головке, то головка блока цилиндров — понятное дело, что одна из ответственных и нагруженных узлов двигателя, в ней размещены детали газораспределительного механизма. ГБЦ имеют близкорасположенные камеры сгорания, впускные выпускные каналы, а также масляные магистрали, полости системы охлаждения и вентиляции.

Естественно, при отклонениях в работе системы смазки и особенно охлаждения, а также при нарушении правил эксплуатации и обслуживании, в головках блока возникают дефекты, не только нарушающие нормальную работу двигателя, но и возникают ситуации способные вообще привести к выходу ДВС из строя. По своим наблюдениям я вижу, что наиболее часто в практике встречаются деформации рабочих и привалочных плоскостей, вызванные, естественно, перегревом. Износ направляющих втулок, это понятно, седел клапанов и самих клапанов. Также наблюдаю, выгорание участков поверхности камер сгорания, трещины, ослабление посадок и разрушение седел клапанов, прогары, расклепывание, механические повреждения камер сгорания из-за поломки каких-то деталей блока цилиндров, поршней, шатунов, клапанов и многого другого.

ГБЦ Land Rover Freelander. рассухарился клапан и побило цилиндр.
ГБЦ Land Rover Freelander. рассухарился клапан и побило цилиндр.

Большинство из перечисленных дефектов может быть устранено с помощью правильно выбранной технологии ремонта без ущерба для надежности и долговечности двигателя. Естественно, при этом следует учитывать и экономические соображения. В некоторых случаях ремонт получается чрезмерно трудоемким и его цена сопоставима или даже выше цены новой головки.

Хотя не всегда это так. В последнее время из-за санкций и перекрытия границ, порой отремонтировать пусть и за сумасшедшие деньги свою ГБЦ является одним единственным решением проблемы. Во всяком случае, это я наблюдаю у нас в нашем регионе, где на сегодня сложилась достаточно сложная ситуация, в связи с известными обстоятельствами. Купить же новую ГБЦ от китайского производителя – это еще то мероприятие, которое, как я заметил, процентов на 90 оканчивается плачевно. Их ГБЦ не «едут», не работают, как того нужно владельцу авто. «Пробег» таких головок не превышает пары десятков тысяч. И это еще хорошо. Обычно «пробег» составляет 3-5 тысяч. Да-да. Поверьте так и есть. За последние лет 5 я насмотрелся столько всего, что сам бы в это не поверил, если бы не видел собственными глазами. Однако это все лирика, нужно приступать к сути вопроса.

Проверку головки блока следует начинать с тщательной мойки и очистки. Иногда бывает полезным даже слегка пройтись соответствующим режущим инструментом по поверхности сёдел.

Чистка ГБЦ механическим способом.
Чистка ГБЦ механическим способом.

Известные случаи, и они бывают довольно таки часто, когда трещины и иные дефекты я уже обнаруживаю в процессе порезки седел клапанов, очистки клапанов от нагаров и шлифовки их фаски, либо же по результату притирки, или вообще при окончательной сборке. И когда об этом сообщаешь клиенту, ему эта новость не приятна. Особенно, если человек ограничен в финансах и рассчитывает на определенную сумму. Зачастую я закрываю на подобные вещи глаза. Бываю моменты, когда человек не сведущ в этих вещах, не понимает, как такое вообще может быть и считает, что я его пытаюсь где-то и как-то обмануть. Бывают истерики и неадекватное поведение. И объяснить такому клиенту почему это так произошло, очень сложно. Но такая уж работа, работа с клиентом и все кто в теме это знает на все 100%. Профессиональный ремонт в любом случае всегда заканчивается фрезеровкой поверхности головки блока цилиндров. И здесь нужно обратить особое внимание на привалочную плоскость головки. При сильной деформации плоскости, может потребоваться растачивание отверстия под распредвал из-за нарушения соосности. Распредвал может зажимать. В наиболее тяжелых случаях возникает перекос седел и направляющих втулок клапанов. Поэтому может потребоваться и их замена. Все дефекты, выявленные на поверхности камеры сгорания необходимо проанализировать на предмет необходимости их ремонта, т.е. заварки.

Заварка трещин ГБЦ Мерседес 2,2
Заварка трещин ГБЦ Мерседес 2,2

Такие дефекты, как забоины, трещины, оплавленные или изъеденные коррозией участки вблизи седел клапанов и окантовки прокладки головки блока цилиндра обычно ремонтируются сваркой. Как правило, коррозия в водяных рубашках возникает из-за применения некачественной дешёвой охлаждающей жидкости. Всякие отложения, заштебовка каналов охлаждения и окон, происходит и в результате редкой замены охлаждающей жидкости, а то и вовсе не придают значения замене этого расходного материала. Также от расположения и размера дефектов зависит способ ремонта. Может потребоваться большой объём подготовительных работ.

Так, при заварке трещин или каких-то прогаров иногда требуется удалять сёдла, естественно, растачивать потом эти места и запрессовывать новые сёдла, или потребуются дополнительные ремонтные операции по восстановлению постели головки блока цилиндров в результате того, что после каких-то проведенных сварочных работ данную постель повело. Проверка направляющих втулок клапанов сводится к определению зазора в отверстии втулки и стержня клапана.

Измерить зазор можно как непосредственным определением размеров деталей микрометром и нутромером, так и косвенно с помощью индикатора покачивания клапанов во втулке. Я, в своей практике использую микрометр и нутромер. Тем не менее, отмечу, что профессиональный подход к ремонту, к капитальному ремонту головки блока цилиндров предполагает замену направляющих втулок, клапанов и гидротолкателей (компенсаторов).

Измерение зазора нутромером.
Измерение зазора нутромером.

Такое правило не лишено оснований. После ремонта, как вы понимаете, должны быть восстановлены до номинальных размеров все зазоры, геометрия, сопряжение деталей, выступания клапанов, размеры фасов клапанов и сёдел. Их взаимное расположение, а так же не круглость, не плоскость, не соосность, не параллельность, не перпендикулярность - иначе бессмысленно говорить о каком-то высоком ресурсе двигателя в целом после такого ремонта.

Поэтому использование старых деталей и выбрасывание из ремонтных технологий отдельных операций по механической обработке поверхности не оправдано этими исключениями. Понятное дело, что эти исключения позволяют ускорить ремонт и сэкономить деньги клиенту, что по нынешним временам достаточно актуально, но это считается непрофессиональным, потому что неизвестно, сколько данное изделие пройдет после такого ремонта. Вот коротко я охарактеризовал те направления и те действия, которые вы должны выполнить, когда головка приходит в работу.

А более подробно о каждом этапе дефектовки и ремонта я расскажу в следующих видео. А на этом все. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, постараюсь ответить. И без аварийных вам поездок!