С чего начинать ремонт ГБЦ. Общие сведения. Капремонт головки блока цилиндров двигателя. Предисловие.
Доброго всем. Я вновь прислушиваюсь к мнению подписчиков, которые оставляют комментарии под моими роликами в видео хостингах, на сайте и в социальных сетях. Вы обратили внимание на то, что моих видео сегодня недостаточно и вам бы хотелось видеть печатную версию, в которой будут публиковаться в определенной последовательности на систематической основе материалы о ремонте ГБЦ и применяемых мной технологиях в достижении этой цели. Например, все чаще и чаще возникает вопрос, каковы этапы ремонта, последовательность, нюансы в тех или иных моделях ГБЦ и многое другое.
Согласен, я в своих видео многое опускаю за скобки, подразумевая, что вы это знаете. Постараюсь исправить положение дел и с определенной периодичностью начну серию статей, где поэтапно, и конечно же, с адекватными подробностями, не затягивая и не рассусоливая на пустом месте, расскажу вам, как делаю эту работу я, и наш небольшой коллектив.
Мои видео и моя работа отнюдь не являются догмой, и естественно не претендует на исключительность. Все увиденное и прочитанное вами на моем канале и в моих статьях я предоставляю вам в качестве ознакомительного материала о своей практике в сфере ремонта головок блока цилиндров. Не более того.
Итак, начну понемногу. Как же проверить головку блока, с чего начать? Я в своей работе не занимаюсь демонтажем и монтажом ГБЦ, поэтому и разговора на эту тему у нас с вами не будет.
Клиенты самостоятельно или при помощи специалистов из автосервисов демонтируют свой агрегат, и привозят его ко мне уже как отдельную единицу, без коллекторов, термостата и других элементов обвеса, как на фото.
Если коротко о головке, то головка блока цилиндров — понятное дело, что одна из ответственных и нагруженных узлов двигателя, в ней размещены детали газораспределительного механизма. ГБЦ имеют близкорасположенные камеры сгорания, впускные выпускные каналы, а также масляные магистрали, полости системы охлаждения и вентиляции.
Естественно, при отклонениях в работе системы смазки и особенно охлаждения, а также при нарушении правил эксплуатации и обслуживании, в головках блока возникают дефекты, не только нарушающие нормальную работу двигателя, но и возникают ситуации способные вообще привести к выходу ДВС из строя. По своим наблюдениям я вижу, что наиболее часто в практике встречаются деформации рабочих и привалочных плоскостей, вызванные, естественно, перегревом. Износ направляющих втулок, это понятно, седел клапанов и самих клапанов. Также наблюдаю, выгорание участков поверхности камер сгорания, трещины, ослабление посадок и разрушение седел клапанов, прогары, расклепывание, механические повреждения камер сгорания из-за поломки каких-то деталей блока цилиндров, поршней, шатунов, клапанов и многого другого.
Большинство из перечисленных дефектов может быть устранено с помощью правильно выбранной технологии ремонта без ущерба для надежности и долговечности двигателя. Естественно, при этом следует учитывать и экономические соображения. В некоторых случаях ремонт получается чрезмерно трудоемким и его цена сопоставима или даже выше цены новой головки.
Хотя не всегда это так. В последнее время из-за санкций и перекрытия границ, порой отремонтировать пусть и за сумасшедшие деньги свою ГБЦ является одним единственным решением проблемы. Во всяком случае, это я наблюдаю у нас в нашем регионе, где на сегодня сложилась достаточно сложная ситуация, в связи с известными обстоятельствами. Купить же новую ГБЦ от китайского производителя – это еще то мероприятие, которое, как я заметил, процентов на 90 оканчивается плачевно. Их ГБЦ не «едут», не работают, как того нужно владельцу авто. «Пробег» таких головок не превышает пары десятков тысяч. И это еще хорошо. Обычно «пробег» составляет 3-5 тысяч. Да-да. Поверьте так и есть. За последние лет 5 я насмотрелся столько всего, что сам бы в это не поверил, если бы не видел собственными глазами. Однако это все лирика, нужно приступать к сути вопроса.
Проверку головки блока следует начинать с тщательной мойки и очистки. Иногда бывает полезным даже слегка пройтись соответствующим режущим инструментом по поверхности сёдел.
Известные случаи, и они бывают довольно таки часто, когда трещины и иные дефекты я уже обнаруживаю в процессе порезки седел клапанов, очистки клапанов от нагаров и шлифовки их фаски, либо же по результату притирки, или вообще при окончательной сборке. И когда об этом сообщаешь клиенту, ему эта новость не приятна. Особенно, если человек ограничен в финансах и рассчитывает на определенную сумму. Зачастую я закрываю на подобные вещи глаза. Бываю моменты, когда человек не сведущ в этих вещах, не понимает, как такое вообще может быть и считает, что я его пытаюсь где-то и как-то обмануть. Бывают истерики и неадекватное поведение. И объяснить такому клиенту почему это так произошло, очень сложно. Но такая уж работа, работа с клиентом и все кто в теме это знает на все 100%. Профессиональный ремонт в любом случае всегда заканчивается фрезеровкой поверхности головки блока цилиндров. И здесь нужно обратить особое внимание на привалочную плоскость головки. При сильной деформации плоскости, может потребоваться растачивание отверстия под распредвал из-за нарушения соосности. Распредвал может зажимать. В наиболее тяжелых случаях возникает перекос седел и направляющих втулок клапанов. Поэтому может потребоваться и их замена. Все дефекты, выявленные на поверхности камеры сгорания необходимо проанализировать на предмет необходимости их ремонта, т.е. заварки.
Такие дефекты, как забоины, трещины, оплавленные или изъеденные коррозией участки вблизи седел клапанов и окантовки прокладки головки блока цилиндра обычно ремонтируются сваркой. Как правило, коррозия в водяных рубашках возникает из-за применения некачественной дешёвой охлаждающей жидкости. Всякие отложения, заштебовка каналов охлаждения и окон, происходит и в результате редкой замены охлаждающей жидкости, а то и вовсе не придают значения замене этого расходного материала. Также от расположения и размера дефектов зависит способ ремонта. Может потребоваться большой объём подготовительных работ.
Так, при заварке трещин или каких-то прогаров иногда требуется удалять сёдла, естественно, растачивать потом эти места и запрессовывать новые сёдла, или потребуются дополнительные ремонтные операции по восстановлению постели головки блока цилиндров в результате того, что после каких-то проведенных сварочных работ данную постель повело. Проверка направляющих втулок клапанов сводится к определению зазора в отверстии втулки и стержня клапана.
Измерить зазор можно как непосредственным определением размеров деталей микрометром и нутромером, так и косвенно с помощью индикатора покачивания клапанов во втулке. Я, в своей практике использую микрометр и нутромер. Тем не менее, отмечу, что профессиональный подход к ремонту, к капитальному ремонту головки блока цилиндров предполагает замену направляющих втулок, клапанов и гидротолкателей (компенсаторов).
Такое правило не лишено оснований. После ремонта, как вы понимаете, должны быть восстановлены до номинальных размеров все зазоры, геометрия, сопряжение деталей, выступания клапанов, размеры фасов клапанов и сёдел. Их взаимное расположение, а так же не круглость, не плоскость, не соосность, не параллельность, не перпендикулярность - иначе бессмысленно говорить о каком-то высоком ресурсе двигателя в целом после такого ремонта.
Поэтому использование старых деталей и выбрасывание из ремонтных технологий отдельных операций по механической обработке поверхности не оправдано этими исключениями. Понятное дело, что эти исключения позволяют ускорить ремонт и сэкономить деньги клиенту, что по нынешним временам достаточно актуально, но это считается непрофессиональным, потому что неизвестно, сколько данное изделие пройдет после такого ремонта. Вот коротко я охарактеризовал те направления и те действия, которые вы должны выполнить, когда головка приходит в работу.
А более подробно о каждом этапе дефектовки и ремонта я расскажу в следующих видео. А на этом все. Оставляйте комментарии, задавайте вопросы, постараюсь ответить. И без аварийных вам поездок!