Вступление: художник, ведомый временем
Где-то в недрах русской истории, среди звёздных имён и забытых биографий, живёт тёплая, добрая, светлая память о Василии Петровиче Верещагине — художнике, служителе Хроноса. Мастере живописи, авторитетном деятеле Академии художеств, создателе икон, фресок, иллюстраций и настоящих образных летописей русской истории.
Корни: пермская тишина и иконописные начала
Он родился в Перми, вдали от столичных культурных салонов. В местах, где широкая река с величавым достоинством уносит вдаль свои неспешные воды, где молчание природы звучит выразительнее, а краски мира выглядят насыщеннее. Его детство прошло под сводами иконописных мастерских, где лики святых проступали сквозь позолоту, где искусство было сперва предназначением, а потом профессией. Отец и дед писали иконы. Наш герой же стремился писать историю.
Путь: между академией и историей
Верещагин не ощущал потребы творческого бунта. Пока одни художники шли в народ, а другие ехали в Париж, он избрал путь строгий и простой. Чтил не им установленные меру и правила; однако никогда не являлся только «академистом». И потому его полотна становились не банальными украшениями дворцов, но архивами чувств. Бережно хранили суть событий. Так что и по сей день берегут дыхание прошлого.
Полотна: там, где краски становятся временем
Посмотрите на его «Ночь на Голгофе» — не просто сюжет, а безмолвие мира в тот самый миг, когда наступает тьма.
Откройте «Защитников Троице-Сергиевой лавры» — и Вам послышится звон копий, стоны, шёпот веры, пробивающийся сквозь гвалт и дым осады.
Перелистайте его альбом русских правителей. И каждый взгляд, каждая складка одежды будет говорить о тяжести власти, о судьбе, написанной золотом и кровью.
Мастерство: художник как священнодействующий
Художник священнодействовал. Его картины — не суматошные зарницы вдохновения, а мерно тлеющие лампады. Он писал былины на рубчатом холсте, чтобы имитировать гобелены. Творил росписи и фрески, создавал эскизы традиционных мозаик для соборов, но будто бы обращённых в будущее, адресованных вечности.
Учитель: передача огня, а не пепла
Был не только летописцем. Более двадцати лет являлся педагогом, мастером, наставником. Открывал художественные школы в Екатеринбурге и Перми.
Незаметный герой эпохи
Сегодня, быть может, имя Василия Петровича Верещагина звучит не так громко и часто, как имена бунтарей кисти-передвижников. Но если войти в Русский музей, в Третьяковскую галерею, в старую церковь или просто открыть дореволюционный альбом — вы непременно встретите его там. Сдержанного, точного, искреннего. Стремящегося не к славе, но к высокому служению.
Послесловие: исправляя забвение
Послесловие: К написанию данной статьи меня подвигли Ваши комментарии. Многие из Вас приняли работу «Ночь на Голгофе» Василия Петровича Верещагина за творение носящего ту же фамилию баталиста Василия Васильевича. Непорядок. Исправляемся. 😊
Автор: Лёля Городная
Большое спасибо за прочтение! Если материал оказался для Вас интересным — поставьте «палец вверх» и подпишитесь на канал. Нам будет очень приятно идти дальше вместе с Вами, уважаемый читатель!