Найти в Дзене
Живопись

Художник Василий Петрович Верещагин: летописец без славы

Где-то в недрах русской истории, среди звёздных имён и забытых биографий, живёт тёплая, добрая, светлая память о Василии Петровиче Верещагине — художнике, служителе Хроноса. Мастере живописи, авторитетном деятеле Академии художеств, создателе икон, фресок, иллюстраций и настоящих образных летописей русской истории. Он родился в Перми, вдали от столичных культурных салонов. В местах, где широкая река с величавым достоинством уносит вдаль свои неспешные воды, где молчание природы звучит выразительнее, а краски мира выглядят насыщеннее. Его детство прошло под сводами иконописных мастерских, где лики святых проступали сквозь позолоту, где искусство было сперва предназначением, а потом профессией. Отец и дед писали иконы. Наш герой же стремился писать историю. Верещагин не ощущал потребы творческого бунта. Пока одни художники шли в народ, а другие ехали в Париж, он избрал путь строгий и простой. Чтил не им установленные меру и правила; однако никогда не являлся только «академистом». И потом
Оглавление


Вступление: художник, ведомый временем

Где-то в недрах русской истории, среди звёздных имён и забытых биографий, живёт тёплая, добрая, светлая память о Василии Петровиче Верещагине — художнике, служителе Хроноса. Мастере живописи, авторитетном деятеле Академии художеств, создателе икон, фресок, иллюстраций и настоящих образных летописей русской истории.

Петр Петрович Верещагин, «Портрет старшего брата Василия Петровича Верещагина», 1860, холст, масло, Русский музей
Петр Петрович Верещагин, «Портрет старшего брата Василия Петровича Верещагина», 1860, холст, масло, Русский музей
Верещагин Василий Петрович, «Портрет жены с дочерью», 1874, холст, масло
Верещагин Василий Петрович, «Портрет жены с дочерью», 1874, холст, масло

Корни: пермская тишина и иконописные начала

Он родился в Перми, вдали от столичных культурных салонов. В местах, где широкая река с величавым достоинством уносит вдаль свои неспешные воды, где молчание природы звучит выразительнее, а краски мира выглядят насыщеннее. Его детство прошло под сводами иконописных мастерских, где лики святых проступали сквозь позолоту, где искусство было сперва предназначением, а потом профессией. Отец и дед писали иконы. Наш герой же стремился писать историю.

Верещагин Василий Петрович, «Желанная встреча», 1884, холст, масло, 92,4×72,9 см, Центр искусств «Москва»
Верещагин Василий Петрович, «Желанная встреча», 1884, холст, масло, 92,4×72,9 см, Центр искусств «Москва»

Путь: между академией и историей

Верещагин не ощущал потребы творческого бунта. Пока одни художники шли в народ, а другие ехали в Париж, он избрал путь строгий и простой. Чтил не им установленные меру и правила; однако никогда не являлся только «академистом». И потому его полотна становились не банальными украшениями дворцов, но архивами чувств. Бережно хранили суть событий. Так что и по сей день берегут дыхание прошлого.

Полотна: там, где краски становятся временем

Посмотрите на его «Ночь на Голгофе» — не просто сюжет, а безмолвие мира в тот самый миг, когда наступает тьма.

Верещагин Василий Петрович, «Ночь на Голгофе», 1869, холст, масло, 66,5 х 100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Верещагин Василий Петрович, «Ночь на Голгофе», 1869, холст, масло, 66,5 х 100 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Откройте «Защитников Троице-Сергиевой лавры» — и Вам послышится звон копий, стоны, шёпот веры, пробивающийся сквозь гвалт и дым осады.

Верещагин Василий Петрович, «Осада Троице-Сергиевой лавры», 1891, холст, масло, 282 х 458 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Верещагин Василий Петрович, «Осада Троице-Сергиевой лавры», 1891, холст, масло, 282 х 458 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перелистайте его альбом русских правителей. И каждый взгляд, каждая складка одежды будет говорить о тяжести власти, о судьбе, написанной золотом и кровью.

Мастерство: художник как священнодействующий

Художник священнодействовал. Его картины — не суматошные зарницы вдохновения, а мерно тлеющие лампады. Он писал былины на рубчатом холсте, чтобы имитировать гобелены. Творил росписи и фрески, создавал эскизы традиционных мозаик для соборов, но будто бы обращённых в будущее, адресованных вечности.

Верещагин Василий Петрович, «Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», 1869, холст, масло, 147,5 x 214 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Верещагин Василий Петрович, «Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», 1869, холст, масло, 147,5 x 214 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Верещагин Василий петрович, «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными камнями, который когда-то принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели незаконно», 1861, холст, масло
Верещагин Василий петрович, «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает [с князя Василия Косого] пояс с драгоценными камнями, который когда-то принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели незаконно», 1861, холст, масло
Верещагин Василий Петрович, «Молитва Ханны, матери Самуила», 1864, холст, масло
Верещагин Василий Петрович, «Молитва Ханны, матери Самуила», 1864, холст, масло

Учитель: передача огня, а не пепла

Был не только летописцем. Более двадцати лет являлся педагогом, мастером, наставником. Открывал художественные школы в Екатеринбурге и Перми.

Верещагин Василий Петрович, «Итальянец в местной одежде», 1867, акварель, бумага, 29 x 18 см, частная коллекция
Верещагин Василий Петрович, «Итальянец в местной одежде», 1867, акварель, бумага, 29 x 18 см, частная коллекция
Верещагин Василий Петрович, «Встреча заключенного с его семьей», 1868, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, повторение — Пермская государственная художественная галерея
Верещагин Василий Петрович, «Встреча заключенного с его семьей», 1868, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, повторение — Пермская государственная художественная галерея
Верещагин Василий Петрович, «Итальянка в местной одежде», 1867, акварель, бумага, 29 x 18 см, частная коллекция
Верещагин Василий Петрович, «Итальянка в местной одежде», 1867, акварель, бумага, 29 x 18 см, частная коллекция
Верещагин Василий Петрович, «Сидящий мужчина с тростью», последняя треть XIX, бумага, графитный карандаш, набросок, 32 × 25,5 см, частная коллекция
Верещагин Василий Петрович, «Сидящий мужчина с тростью», последняя треть XIX, бумага, графитный карандаш, набросок, 32 × 25,5 см, частная коллекция

Незаметный герой эпохи

Сегодня, быть может, имя Василия Петровича Верещагина звучит не так громко и часто, как имена бунтарей кисти-передвижников. Но если войти в Русский музей, в Третьяковскую галерею, в старую церковь или просто открыть дореволюционный альбом — вы непременно встретите его там. Сдержанного, точного, искреннего. Стремящегося не к славе, но к высокому служению.

Верещагин Василий Петрович, «Портрет Надежды Павловны Боголюбовой, жены Алексея Боголюбова», 1860-е, Художественный музей имени Радищева,  Саратов
Верещагин Василий Петрович, «Портрет Надежды Павловны Боголюбовой, жены Алексея Боголюбова», 1860-е, Художественный музей имени Радищева, Саратов
Верещагин Василий Петрович, «Женская головка», холст, масло, Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
Верещагин Василий Петрович, «Женская головка», холст, масло, Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого
Верещагин Василий Петрович, «Девушка с виноградом»,1865, холст, масло, 37,7 х 46 см, Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк
Верещагин Василий Петрович, «Девушка с виноградом»,1865, холст, масло, 37,7 х 46 см, Новокузнецкий художественный музей, Новокузнецк

Послесловие: исправляя забвение

Послесловие: К написанию данной статьи меня подвигли Ваши комментарии. Многие из Вас приняли работу «Ночь на Голгофе» Василия Петровича Верещагина за творение носящего ту же фамилию баталиста Василия Васильевича. Непорядок. Исправляемся. 😊

Автор: Лёля Городная

Большое спасибо за прочтение! Если материал оказался для Вас интересным — поставьте «палец вверх» и подпишитесь на канал. Нам будет очень приятно идти дальше вместе с Вами, уважаемый читатель!