Прямые прецеденты для живописи итальянского мастера ведуты Каналетто (годы жизни 1697-1768) можно запросто найти в творчестве французского пейзажиста Клода Лоррена (годы жизни 1600-1682), который сделал себе имя как раз-таки в Италии в предыдущем XVII столетии. Лоррену приписывают превращение жанра простого пейзажа в более респектабельную «историческую живопись», и, как и сам Клод, Каналетто драматизировал свои исторические картины при помощи небольшого количества маленьких человеческих фигурок.
Конкретно здесь древнеримские памятники в различных стадиях разрушения буквально доминируют на переднем плане творения. На картине также изображено несколько случайных фигур, включая фигуру, сидящую у основания здания в левой части холста, и двух мужчин около небольшого бассейна в центре переднего плана. А на заднем плане произведения, вдоль реки Тибр, видны и другие архитектурные сооружения, в том числе знаменитая Колонна Траяна и едва заметный купол Замка Святого Ангела.
Эта картина является ранним примером сюжета, к которому Каналетто обратился сразу после того, как решил отказаться от театральных декораций, хотя эти влияния и можно увидеть здесь – в этой впечатляющей топографии. Также в многочисленных работах Каналетто прослеживается его великолепное владение перспективой, техника которой развивалась в традициях эпохи Возрождения на территории его родной Италии.
И действительно, историк искусства Божена-Анна Ковальчик приписывала его мастерство перспективы времени, проведённому им в работе в театре. Она говорит так:
«Точная перспектива под углом, в соответствии с правилами театральной сценографии управляет расположением зданий в пространстве, а также резервуара на переднем плане холста».
Хотя более поздние картины и рисунки Каналетто отдают предпочтение более натуралистичным изображениям городских пейзажей, здесь мы всё же видим явное предзнаменование стиля ведуты, благодаря которому он и стал наиболее известен.
- Художник – Каналетто
- Название – «Ведута с Римскими Руинами»
- Год создания – 1720-1721
- Размеры – 180,5 х 264,5 сантиметра
- Материал – Масло на холсте
- Место нахождения – частная коллекция